Эр-Рияд стоит на стороне Москвы? Нет, это слишком упрощенный и самоутешительный вывод. Вот в чем ошибки США: зеленой повесткой заблокировали национальную промышленность, обидели саудитов и бросили Европу.
Вот наконец настал тот момент, когда Саудовская Аравия влепила звучную пощечину администрации Байдена. Вчера в Вене на заседании ОПЕК+, объединяющей главных производителей нефти и Россию, было решено сократить добычу нефти на целых два миллиона баррелей в сутки. И это при том что Вашингтон уже несколько месяцев просит Эр-Рияд увеличить добычу, чтобы сдержать рост цен.
Президент Джо Байден собственной персоной побывал в королевстве в июле, за что на родине получил по шапке. Критики расценили кулачное приветствие как знак пособничества наследному принцу Мухаммеду ибн Салману.
q q q
За несколько часов до принятия решения на встрече ОПЕК+ Белый дом распространил через CNN жесткие заявления о том, что сокращение добычи было бы «полной катастрофой» и «враждебным жестом».
Реакция на решение тоже не заставила себя ждать. «Президент разочарован таким недальновидным решением» и «проконсультируется с конгрессом по поводу инструментов, с помощью которых можно было бы уменьшить контроль ОПЕК+ над ценами на энергию».
Звучит как насмешка, ведь Вашингтон может запросто «уменьшить контроль» ОПЕК: достаточно нарастить собственную добычу, которую администрация Байдена с самого первого дня своей работы систематически саботировала.
А теперь Байден умоляет американских нефтяников снизить цены на топливо, хотя во время избирательной кампании он обещал их закрыть, сказав буквально следующее: «Уверяю вас, мы покончим с ископаемым топливом».
Чтобы сдержать цены, он дает добро на использование стратегических запасов. Но на самом деле, в попытке избежать громкого поражения на промежуточных выборах, которые должны состояться через месяц, он их истощает.
По словам одного чиновника из американской администрации, Белый дом тайно предложил ОПЕК+ покупку 200 миллионов баррелей по цене 80 долларов за баррель для пополнения собственных стратегических запасов, которые находятся сейчас на рекордно низком уровне, в обмен на отказ от сокращения добычи.
Стоит напомнить, что в 2020 году демократы заблокировали предложение Трампа пополнить опустошенные пандемией запасы за счет покупки нефти у американских производителей всего за 24 доллара за баррель.
Кто уж совершает враждебный жест, так это байденовская администрация, которая создает всевозможные препятствия американскому нефтегазовому сектору, останавливает инфраструктурные проекты и блокирует выдачу новых лицензий для добычи, о чем мы уже говорили в Atlantico Quotidiano. По оценке Роберта Брайса, добыча в США сейчас на 7% ниже, чем до пандемии.
Байден думал, что добьется от ОПЕК+ увеличения добычи, и ему тогда не придется увеличивать национальную добычу, а значит, и расстраивать «гретинов» из своей партии. Но вместо этого он сделал США более уязвимыми перед решениями ОПЕК+, чем помог Путину и подстегнул инфляцию.
Действия ОПЕК также идут вразрез с усилиями ФРС по сдерживанию инфляции. Если повышение ставок ведет к уменьшению спроса на нефть, а значит и понижению цен, то вчерашнее решение о сокращении добычи хотя бы частично его компенсирует, и ФРС вынуждена еще больше повышать ставки, что еще больше подтолкнет экономику США к рецессии.
Повторюсь: декарбонизация, или отказ от ископаемого топлива, в США и Европе – безумная цель, и она им не по зубам. Особенно в контексте экономической войны с Россией.
q q q
Слишком легко думать, что Саудовская Аравия решила встать на сторону России против Запада. Действительно ли это так? На самом деле все сложнее.
ОПЕК+ показывает, что она «на стороне России», заявила пресс-секретарь Белого дома Карин Жан-Пьер, и вы найдете немало аналитических статей на этот счет. Но именно такая интерпретация буквально вызывает ярость в Эр-Рияде, потому что указывает на то, что Вашингтону абсолютно плевать на интересы саудитов.
Чтобы иметь представление о том, насколько Эр-Рияд возмущен этой темой, стоит упомянуть, как вчера во время пресс-конференции по итогам заседания ОПЕК+ саудовский министр энергетики принц Абдул-Азиз ибн Салман, отказался отвечать на вопрос журналиста из Reuters, упрекнув агентство в публикации недостоверного сюжета, в котором анонимный источник рассказывал о сговоре между Саудовской Аравией и Россией. К сожалению, некоторые СМИ увлеклись историями о сговоре с Россией.
Конечно, в основу вчерашнего решения ОПЕК+ легла экономическая и, естественно, политическая оценка. Но оно не продиктовано банальным желанием «встать на сторону Путина и выступить против Запада». Такая карикатурная интерпретация фактов может стать подарком Москве.
q q q
Решение связано не только с признаками глобальной рецессии и целью ОПЕК+ держать цены на нефть на уровне выше 90 долларов (до вчерашнего дня она едва превышала 80 долларов). Как многие предупреждали, это решение – экономическая и политическая реакция на ценовой потолок для российской нефти, который затрагивает и другие страны, желающие ее перепродать.
Если лучший способ уменьшить доходы Путина – поддерживать низкие цены на нефть и газ, то ценовой порог оказал обратный эффект, подтолкнув другие страны-производители защитить цены – и самое главное – наказать за то, что они справедливо считают опасным прецедентом.
С точки зрения идеологии эти страны во главе с Саудовской Аравией не поддерживают Москву, но из-за наших решений они вынуждены были защитить свои национальные интересы таким образом, что теперь кажется, что они близки с Россией.
q q q
Таким образом, решение ОПЕК+ выглядит не иначе как «обида» саудитов на Вашингтон, да еще и всего через три месяца после визита президента Джо Байдена в Джидду с целью наладить отношения с Эр-Риядом.
Однако Карлстром считает, что все дело в завышенных ожиданиях: время визита и некоторые сообщения указывали на то, что Байден добьется увеличения добычи. «Но, как сказал бы любой человек в Персидском заливе до его визита, это не соответствовало действительности».
С одной стороны, в США и на Западе бытует мнение, что саудиты не выполняют своих обязательств в рамках почти вековых договоренностей с США и встают на сторону России. С другой стороны, стоит отметить, что у саудитов есть все основания, чтобы говорить, что США сами не соблюдают своих обязательств по «безопасности», начиная с западной политики, наделяющей могуществом Иран на региональном уровне.
Администрация Байдена начала совершать ошибки в отношениях с Саудовской Аравией уже с первых дней своей работы: публикация доклада спецслужб, в котором наследного принца Мухаммеда ибн Салмана обвиняли в том, что он лично одобрил и отдал приказ убить (журналиста) Джамаля Хашогги; прекращение продажи оружия Саудовской Аравии и ОАЭ; исключение повстанцев-хуситов из списка террористических организаций; решение возобновить переговоры с Тегераном по новому соглашению о ядерной программе. Целых четыре самых настоящих оскорбления для Саудовской Аравии, и все они – на старте президентского срока Байдена.
Еще во время избирательной кампании Байден предупреждал, что при нем отношения между Вашингтоном и Эр-Риядом изменятся, вплоть до того, что Саудовская Аравия станет «изгоем» международного сообщества.
q q q
Но хуже всего, что весь 2021 и до начала 2022 года, администрация Байдена поразительным образом ничего не делала для того, чтобы наладить отношения с Эр-Риядом, хотя она получала и публиковала всё более точную и достоверную информацию о намерениях и подготовке Москвы к операции на Украине. То есть Вашингтон понимал, что в ближайшее время нам грозит энергетический шок и экономическая война с Россией.
Если в отношении украинского конфликта действия байденовской администрации были эффективными, с точки зрения разведки и военной помощи (хотя, по нашему мнению, она могла бы смелее установить красные линии и быстрее отправить оружие Киеву), то в энергетическом плане – просто катастрофа.
Катастрофа, начиная с отношений с Саудовской Аравией и заканчивая газовым кризисом в ЕС, брошенном на произвол судьбы. Кризис может подорвать поддержку Украины среди европейцев.
В тот момент, когда страны ЕС, начиная с Италии и Германии, решили перестать зависеть от российского газа, от Вашингтона пришлась бы кстати какая-нибудь инициатива по координированному и солидарному управлению энергетическим кризисом в странах НАТО (к которым относится и такой важный производитель газа, как Норвегия), чтобы держать под контролем цены, насколько это возможно.
q q q
Поскольку использование российско-немецкого энергетического хаба по понятным причинам отпадает, администрация Байдена вместо того, чтобы давать невыполнимые обещания по поставкам СПГ, могла бы предложить итальянские газопроводы, по которым можно было бы доставлять весь газ из Средиземноморья и Африки.
Конечно, этот проект не понравился бы Эрдогану. И тут турецкий президент, похоже, сыграл на опережение. Как раз вчера появилась новость о том, что Турция и Ливия (а точнее, ливийское правительство, которое было признано, но не получило доверия от парламента в Триполи) подписали соглашения о сотрудничестве в нефтегазовой сфере, чем разозлили парламент в Тобруке, а также Грецию и Египет.
Так вот, США до сих пор не только не запустили проект Eastmed (Восточно-средиземноморский трубопровод), но даже пальцем не пошевелили, чтобы разрешить ливийский кризис.
Бездействие Вашингтона и Рима говорит о недальновидности администрации Байдена и правительства Драги, а ведь они могли бы развивать альтернативные проекты хотя бы с прицелом на средне- и долгосрочную перспективу, чтобы решить проблему с поставками газа в Европе.
Федерико ПУНЦИ
Nicola Porro, Италия