Не такой бюджет нужен России

– Уважаемые коллеги! Бюджет – это не просто цифры, это судьбы, это наша безопасность, это наши победы.

Мы вам разослали материал, называется: «Стране нужен бюджет победы и развития» («Советская Россия», 20.10.2022). Он поступил к президенту, в Совбез и к правительству.

Я надеюсь, что вы внимательно изучите, там есть все наши предложения, включая бюджет, развитие и его обеспечение.

Но я хотел бы прежде всего обратить внимание ваше на следующее. Мы решение приняли, как голосовать, но хотел, чтобы вы услышали нашу точку зрения. Этот бюджет, к сожалению, полностью оторван от реальной жизни. Мы единственная страна в мире, которая вымирает ударными темпами. За пять лет потеряли 3 миллиона, в этом году вымирание продолжается. Вчера выступал Умаров Джамбулат, президент Чеченской академии наук, в храме Христа Спасителя, он обратился ко всей стране о необходимости принятия экстренных мер,  в противном  случае  некому будет держать государство в единстве.

У нас прут цены, которые парализовали всё на свете, от стройки до коммуналки, мы обязаны принимать меры, откройте этот раздел, посмотрите, там нет ничего, что мы обсуждали в этом зале. Такое ощущение, что министерство и правительство нас не слышат. Этот бюджет полностью оторван от регионов. Задайте своим губернаторам вопрос, как они сейчас комплектуют наших солдат, они вам скажут, что за свои средства, которых нет. Долги растут у регионов сумасшедшими темпами. Лишь 14 регионов справляются с этим, этот бюджет полностью оторван от того, что мы обсуждаем в этой Думе.

Сегодня правильно комментировали: в местных бюджетах нет средств для того, чтобы обновить трамвайно-троллейбусный парк. Нет, вы посмотрите, там всё износилось, а коммунальные трубы рвутся и будут продолжать рваться и так далее.

В этом бюджете нет ничего для выполнения указа президента, его Послания, ничего нет. Президент говорит: надо переломить ситуацию, выйти на мировые темпы развития. Знают Кудрин и Силуанов, 10 лет подряд средние темпы – 0,9 процента. В мире за три, то есть в три раза хуже у нас. В Китае в восемь раз выше, чем у нас.

Если брать то, что мы составляем в мировой экономике сегодня, – это меньше двух процентов. Царская империя накануне Первой мировой войны в 13-м в два раза больше имела, РСФСР – в пять раз, а Советский Союз – в 10 раз больше. И если этот удельный вес будет проседать, вы не одержите нигде никаких побед. Уважают в этом мире умных, сильных и успешных, и волевых, и так далее.

Нам с вами надо всё сделать, чтобы заставить их выполнять, в том числе, и слушать предложения, которые вырабатывали на нашей встрече, ведь мы с вами провели 16 слушаний, 22 круглых стола, три общероссийских семинара только по инициативе нашей фракции. Там великолепные рекомендации, с ними соглашались… Президент согласился с большинством наших предложений. Они были вынесены на Госсовет от программы обустройства села, новой целины до продовольственной безопасности. Ну ничего там нет. Мне неудобно это говорить, но нет там ничего.

Что в этих случаях делает любое законодательное собрание и правительство?

Война требует решения трех проблем: мобилизации ресурсов – раз, второе – сплочения общества и третье – четкого определения приоритетов, которые бы обеспечили вам победу.

Что касается мобилизации ресурсов. Ну в ответ что делается? Открываете этот бюджет: объем бюджетных ассигнований в ВВП сужается.

Обычно в условиях войны расширяется финансирование. Никто ещё не побеждал, кто будет сужать бюджетные расходы, а остальное будет рассовывать по карманам. Это ненормально совершенно с точки зрения управления. 350 миллиардов заморозили, никто не хочет отвечать. Там уже сидят наши эти, доллары делят. Но в этом году я когда увидел, что Центробанк прогнозирует – 264 миллиарда долларов вытащат снова из страны, но за это надо в Магадан немедленно отправлять. Это же недопустимо совершенно в условиях военной опасности.

И ещё вот сейчас назвали, будут деньги делить. Я не знаю, как они будут их делить. Мы единственная страна в мире, у которой 100 миллиардеров долларовых имеют больше, чем вся остальная страна собрала и выживает. Вы найдите вторую. Америка в подметки не годится. Так что, трудно решить эту проблему? Она абсолютно решаема. Это вопрос воли, вашей воли. Примите подоходный налог, прогрессивную шкалу, и завтра заплатят, им бежать сейчас некуда, их поперли отовсюду. Я бы на их месте сейчас строем бы пришел в Думу и сказал: возьмите с нас то, что положено, на победу, на все остальное. А у нас бронежилет стоил 17 тысяч, сейчас стоит 90 тысяч. Где наш ФАС? Кто определяет, каким образом это происходит?

Вторая задача, которую должны мы, обязаны решить, – переломить* ситуацию, выйти на мировые темпы. Но чтобы выйти, надо все сделать, профинансировать национальную экономику, инновации. Но вы гляньте в бюджеты, ну экономика национальная на 17 процентов, я с учетом инфляции говорю за три года, а инновационная экономика вообще ликвидируется почти как пласт. А за счет чего вы это сделаете? И каким образом? Почему там денег нет?

Почему не определяются приоритеты вместе с Академией наук? Локомотивом всегда являлась наука. Пришел Ельцин с этими идиотами, разгромили всю отраслевую науку, унизили, отобрали у ученых лаборатории и так далее, и потом полтора миллиона разбежалось из нашей страны, работают во всех лабораториях. Я видел у Билла Гейтса, на «Боинге», в Южной Корее. Что, они нам не нужны? Это талантливые люди. Я вам десять раз предлагал, давайте мы их вернем в страну, они же сделают нашу страну, у них уникальный опыт и свой, они там сейчас не нужны, их там преследуют. Давайте решим.

Размазана экономика по 11 разделам, и в результате даже талантливым детям ничего не дали.

Даже русский язык не хотят продвигать… Вчера Слуцкий прекрасно выступал на соборе, 350 миллионов в мире знали русский язык, на 80 миллионов сократилось русскоговорящих. Никогда не было в истории ни у одного народа такого безобразия.

Образование. Образование, вообще-то, главное. Спрашиваю своего коллегу, он тоже преподает, матанализ. Я говорю: «Скажи, как сейчас с математикой?». Он говорит: «Геннадий Андреевич, беда». Я говорю: «Какая беда?». – «Знаешь, вынужден первокурсников учить читать, учить говорить и учить писать». Не умеют читать сложные тексты, не понимают условия задачи. Если пишет – 20 ошибок на листе, и не в состоянии воспроизвести на нормальном экзамене. Это результат того образования, которое навязали стране, мы с вами пять раз принимали, что поправить, готово все. Вот сидят люди, которые вам предложили от Алфёрова, Мельникова, Кашина, Савицкой, всех, Смолина. Но почему вы не прислушаетесь? Все готово.

Посмотрите, каким образом у нас сейчас даже политинформация в вузах проводится, они не знают, что происходит на южном фронте. Сплочение общества. Ну каким образом мы будем сплачивать общество?

Я уже сказал о доходах, эта пятая колонна просто распоясалась. Ну гляньте раздел ЖКХ. Помните, Райкин: «Какой ты жилец, когда у тебя кран фонтанирует!». ЖКХ гляньте: минус 60 процентов. При износе труб 60–70–80 процентов – ветхое и аварийное жилье, от региона я посмотрел: от 40 до 80 процентов. Ну оно же ждать не будет, оно будет разваливаться, лопаться, падать и так далее. Эта статья должна быть резко увеличена, мы обязаны это сделать.

Продовольственная безопасность. Ну надо нашим ребятам по медали, по ордену уже дать: всё подготовили, все показали примеры. Наши народные предприятия великолепно работают, приглашал вас, посмотрите, денег от вас не просим, дайте нам это внедрить во всей стране. Президент поощрил, все показали, рассказали, семинар провели, привезли в Татарстан, показали, как руководство Татарстана к этому относится.

Для наших каналов это неформат. Я им пять фильмов отдал на эту тему. Для Лукашенко формат, для китайцев формат, для всех формат, кроме наших, неформат…

Добавьте немножко, главный вопрос в стране рассматриваем…

Председательствующий. Добавьте одну минуту.

Зюганов Г.А. Да, это самое, спрашиваю, приехали вот сейчас, Харитонов завтра проводит по северному завозу, мы с ним всё печемся помочь, там 3 миллиона обслуживать надо, спрашиваю, Охотское море, рыба, крабы, мне на ушко говорят – Геннадий Андреевич, там разворуют на 4 миллиарда долларов, там никак не договорятся.

Я понимаю почему, но надо принимать меры.

Сбережения народа. Самый главный и самый ответственный вопрос. Здравоохранение, с инфляцией… минус 17 процентов. Но меня потрясли две строчки. Сердечно-сосудистые – минус одна треть уже в следующем году, и онкология – минус 25 процентов за следующие 2 года. Физкультура и спорт – почти наполовину. Культура – на 16 процентов.

Ну и каким образом мы будем выходить из системного кризиса, восстанавливать, возрождать все наши … и побеждать? С таким бюджетом вы ничего не решите.

Я абсолютно уверен, что это дело поправимо. Я надеюсь, что президент поймет и услышит нас, потому что Послание надо выполнять, впереди 2023 год, для всех нас очень ответственный.

А в этом году мы должны всё сделать для успеха и победы на южном фронте. Для нас это вопрос исторического выживания.

Мы не можем голосовать за такой бюджет. Мы будем продвигать свою финансово-экономическую политику, свой бюджет, бюджет развития и победы.

 

Г.А. ЗЮГАНОВ

Председатель ЦК КПРФ

Другие материалы номера

Приложение к номеру