Глава Коми назвал «экомусором» протестующих против нового полигона отходов всего в 150 километрах от Шиеса.
Глава Республики Коми Владимир Уйба назвал «мусором» активистов, выступивших против появления мусоросортировочного завода в Эжве – одном из районов Сыктывкара. Для жителей республики, которые всего два года назад победили в борьбе против строительства полигона для московских отходов на станции Шиес, это очень болезненная тема. Мусорная реформа, начавшаяся в России в 2019 году, продолжается, а жители объединяются в борьбе против кулуарных решений властей.
Владимир Уйба на встрече с жителями Эжвы 18 декабря пообещал, что велит минприроды республики пересмотреть место строительства мусоросортировочного комплекса. Он упомянул, что из-за этого могут вырасти тарифы, так как перевозка отходов на дальние расстояния стоит денег. Затем глава республики предложил разойтись, чтобы посмотреть футбол – финал чемпионата мира. Общение с Уйбой, по данным экоактивистов, длилось 15 минут.
Люди в зале требовали, чтобы Владимир Уйба извинился за слова об «экологическом мусоре». Он не стал этого делать.
Что хотят построить в Эжве
Район Эжва расположен в 14 км от исторического центра Сыктывкара. В советское время он стал рабочим поселком при целлюлозно-бумажном комбинате. Из-за выбросов с предприятия сыктывкарцы считают Эжву самой неблагополучной частью города с точки зрения экологии.
В Эжве уже была мусорная свалка. В 2013 году ее закрыли по решению суда. После этого правительство Коми планировало построить новый полигон в Мандаче – поселке Сыктывдинского района. Со слов чиновников, он был нужен, так как другой полигон, в местечке Дырнос на северо-западе Сыктывкара, был почти переполнен.
Власти тратили бюджетные деньги на проект полигона в Мандаче, но затем о нем перестали говорить. А в 2022 году выяснилось, что чиновники запланировали строительство нового полигона в Эжве.
Общественники Коми узнали об этом 1 декабря 2022 года, когда на сайте минприроды появилась новость о новой схеме утилизации отходов в республике. Экоактивисты Коми изучили ее и обнаружили, что по ней полигон будет не в Мандаче, а в Эжве.
На прямой линии 6 декабря они спросили министра природных ресурсов Коми Екатерину Киселевич о новом полигоне.
– Сначала она пыталась юлить, но потом сказала, что там [в Эжве] будут строить полигон и мусоросортировочный комплекс, – рассказала член Комитета спасения Печоры Нина Ананина.
О будущем полигоне начали писать местные СМИ и паблики. А на проправительственных порталах Коми появились материалы «о плюсах полигона». Одни чиновники уверяли, что прислушаются к мнению горожан, другие утверждали, что раз в Эжве и раньше была свалка, проблемы нет: земля уже отравлена.
О том, что в Эжве может появиться полигон, общественники подозревали еще осенью. Нина Ананина рассказала, что тогда на месте потенциальной стройплощадки «Региональный оператор Севера» – оператор по обращению с отходами в Коми – провел мероприятие для чиновников, провластных СМИ и членов общественной палаты. Компания привезла на площадку стройматериалы, строителей в новых жилетах. Представитель регоператора стал рассказывать о новом комплексе по утилизации отходов.
Тогда активисты написали запрос в минприроды. И, по словам Ананиной, получили ответ: регоператору досталась земля в субаренду, и он на свой риск занимается проектом мусоросортировочного комплекса. Из этого общественники сделали вывод, что объект может быть «хотелкой» регоператора.
По данным минприроды Коми, мощность нового мусоросортировочного комплекса составит 95 тыс. тонн в год. Рядом появится полигон мощностью в 55 тыс. тонн в год и участок компостирования на 30 тыс. тонн в год.
Член Комитета спасения Печоры Нина Ананина говорит, что жители Эжвы страдают от выбросов с лесопромышленного комплекса и фанерного завода:
– Принимая во внимание то, что мусор туда [на новый полигон и мусоросортировочную станцию] поедет не только с Эжвы, а еще из Сыктывкара и восьми муниципалитетов [Коми], люди не готовы к тому, что у них под носом появится новый загрязняющий объект.
По ее словам, в 800 м от места для полигона стоят дачи, неподалеку расположен завод по производству комбикормов. Общественница недоумевает, как все это может соседствовать на одной небольшой территории.
Встреча с общественностью по теме строительства нового мусорного объекта прошла накануне в эжвинском ДК. Большинство участников высказались против, несмотря на то, что, по словам активистов, власти могли собрать в зале лояльных бюджетников.
Кроме участия в слушаниях, жители Коми объявили сбор подписей. К 18 декабря они собрали больше 3 тыс. подписей несогласных. Эти подписи люди намерены отправить в минприроды Коми и прокуратуру, чтобы выяснить, связан ли регоператор с властями. Еще активисты призвали жителей массово писать обращения в минприроды.
Проблему полигона в Эжве сыктывкарцы планируют обсудить и с депутатом Госдумы от КПРФ Олегом Михайловым, укрепившим свою популярность во время протестов на Шиесе. Так жители надеются вывести проблему на федеральный уровень. О дальнейших действиях общественники пока не говорят. В соцсетях происходящее в Сыктывкаре уже называют «народным бунтом».
– Региональные власти не учитывают протестное прошлое населения. Они не готовы слышать мнения людей. Мне кажется, что они думают, что ничего страшного не произойдет. А на самом деле мы можем получить всё что угодно [в результате протеста], – заключила Нина Ананина.
Активисты Коми не собираются прощать Владимира Уйбу за то, что тот назвал их «экологическим мусором» за протест из-за Эжвы. Депутат Госсовета Коми и юрист Виктор Воробьев сказал, что с правовой точки зрения слова Уйбы можно считать оскорблением неопределенного круга лиц:
– Как юрист я оцениваю это высказывание как оскорбление в адрес неопределенного круга лиц. Я направил в прокуратуру Коми заявление с просьбой о проведении проверки в отношении Уйбы. Как гражданин я оцениваю это высказывание как позорище. Человек, который, пусть и по недоразумению, занимает должность главы республики, не должен вести себя так. Сама эта должность в современной модели власти предполагает, что глава Коми должен объединять людей. А Уйба за время нахождения в должности сеет среди граждан и республиканской элиты лишь раздор. Это говорит о его самодурстве и непрофессионализме. Ему нужно вернуться в реальность.
По словам Воробьева, на встречу с чиновниками в Эжве пришли обычные жители Сыктывкара. Был полный зал людей, которые выступили против строительства полигона. А значит, слова Владимира Уйбы могли относиться к ним.
– Почему Уйба произнес эту фразу? Кажется, что он гордится своим хамством, считает это признаком некоего ложно понятого мужества. Это ведь не первый раз происходит. Можно вспомнить его выпады в адрес Михайлова: то конь, то неофашист. Я же думаю, что Уйба просто не умеет держать себя в узде. А такой выбор лексики руководителем региона вызывает совсем не восхищение мужеством, а сомнения в адекватности.
Виктор Воробьев считает, что, возможно, республиканские власти решили, что «эжвинцы к неприятным запахам уже привыкли, – вытерпят и мусорный полигон».
– Эжва не сливной бачок, там живут нормальные люди, и они заслуживают нормального к себе отношения, – заключил депутат.
Всего два года назад пренебрежительное отношение к протестующим дорого обошлось другому российскому губернатору – Сергею Орлову из Архангельской области. В апреле 2019 года он назвал «шелупонью» защитников Шиеса. Лозунг «Мы – не шелупонь» быстро стал одним из символом протеста. Эту фразу Орлову припоминали весь год, до его вынужденной отставки. Новый глава региона Александр Цыбульский в 2020 году несколько раз пообещал жителям, что свалки на Шиесе не будет.
В России стало действовать новое законодательство об обращении с отходами. В регионах появились единые операторы. Неразбериха с вывозом мусора, рост тарифов, строительство новых полигонов вызвали протесты. Митинги в Красноярске, Нижнем Новгороде, Ярославле и Омске собрали сотни человек. Самые крупные митинги прошли в Архангельской области и Москве.
В каждом регионе должен работать один оператор по вывозу и переработке твердых коммунальных отходов. Эти компании отвечают за вывоз мусора из городов на свалки. Они же должны создавать условия для переработки мусора. Операторы выбираются на конкурсной основе. Работу регоператора оплачивает население. В квитанциях на оплату ЖКХ появилась новая графа – «вывоз мусора». В среднем каждый россиянин каждый месяц платит за вывоз мусора 120–130 руб. Мусорную реформу федеральные власти запустили, когда игнорировать критическую ситуацию с отходами, в первую очередь московскими, стало опасно. Первые массовые «мусорные» протесты начались еще в 2017 году в Подмосковье, куда столичные власти начали вывозить мусор, с которым не справлялись местные полигоны. Жители подмосковной Балашихи жаловались на регулярные пожары и неприятный запах и вышли на акции протеста. Успокоить их приехал губернатор Московской области Андрей Воробьев, а решилась проблема лишь после того, как люди пожаловались на горячую линию президента. Полигоны в районе Сергиева Посада и еще несколько свалок в южной части Подмосковья власти закрыли.
Возникла проблема – куда везти столичный мусор. Мэрия Москвы договорилась с руководством Ярославской области, что будет пользоваться полигоном «Скоково» под Ярославлем. Из-за этого ярославцы на протяжении 2018 года выходили на антимусорные митинги и пикеты, пока ввоз ТБО не прекратился. Крупная акция протеста прошла и в Волоколамске. Жители перекрывали дорогу к полигону «Ядрово», на котором в марте 2018 года случился выброс свалочного газа. Местные власти ввели режим ЧС, а ученики одной из ближайших к полигону школ пожаловались на недомогание. На акцию протеста вышли 8 тыс. человек. В марте 2022 года РИА «Новости» писало, что рекультивация «Ядрова» закончится к концу 2023 года.
Дальше случился Шиес – с июня 2018 года жители Архангельской области, соседней Республики Коми и экоактивисты со всей России держали оборону, не позволяя построить на станции полигон для столичного мусора. Защитники Шиеса сталкивались с насилием со стороны правоохранительных органов, получали административные и уголовные наказания, но стояли на своем. Главы Архангельской области и Коми одновременно ушли с постов, и новые власти отменили проект. В 2022 году выступления россиян возобновились. Кроме Эжвы против свалок борются жители Новосибирской области, Краснодарского края, Архангельской области, Волгоградской области, Алтайского края, Рязанской области.
Николай РЕЗЦОВ
Республика Коми