Сгорел подпольный интернат для стариков

Очередная трагедия в Кемеровской области

Пожар произошел в частном доме престарелых в Кемерово. Погибли не менее 22 человек. Еще шесть человек пострадали.

Волонтер приюта, который расположен в частном секторе, говорит, что в здании находились 27 человек, эвакуироваться удалось только шестерым. Тела 20 человек спасатели уже нашли. Второй этаж здания сгорел полностью. Двое постояльцев пострадали, их состояние врачи оценивают как тяжелое, им 63 и 43 года. Еще четверых медики отпустили на амбулаторное лечение, у них отравление угарным газом.

«Мы спали. Загорелся дом. Не поняли, откуда очаг возгорания пошел. Кто-то закричал, что пожар. Кто успел, тот выбежал из дома. Остальные люди задохнулись и сгорели», – приводит слова волонтера Baza.

– Тушить-то нечем здесь, воды-то нет, – рассказали местные жители. – Может, поэтому долго тушили? Вроде потушат, оно – раз – опять пыхнуло. Нет воды, колонки закрылись все. Воду привозят два раза в неделю… Загорелось оттуда, где они живут, но крыша уже была сгоревшая.

В 10 часов утра с пожарища вынесли трупы четырех человек. Один из соседей по имени Павел рассказал, что в приюте могло находиться до 40 постояльцев. На первом этаже здания находился магазин, где продавали комбикорм и уголь.

– Туда пожарные-то не заходили, боялись, там же магазин, там и газ, и чего только не было, могло взорваться, – рассказал очевидец. – Потом лестница приехала, они давай лестницу поднимать, тушить дом, а дом – крыша сгорела, значит, внутри ловить нечего.

– Я бы за свою пенсию в таких условиях жить не стал. Я бы лучше нору себе где-то вырыл, чем там жить. На втором этаже у них еще было тепло, а внизу вообще тепла не было. Условия там были ужасные, деревянные нары сколочены, – рассказывает очевидец пожара. Он проживает по соседству со сгоревшим домом престарелых.

Владелец заведения – пастор Евангельской христианской церкви Андрей Смирнов прокомментировал претензии, предложив всем желающим самим приехать на место. «Как будто бездомные все к нам приезжают с пенсиями, высокообразованные и в новой одежде из бутика. Очнитесь, пожалуйста. <…> И насчет удержания – это вообще смех, мы никого не держим, и уж, откровенно говорю, человек так десять с радостью бы отправили сами, но, увы не можем», – отвечал Смирнов. Он также отметил, что полиция проводила проверку: «Пожали руки и ушли».

Глава региона Цивилев заявил, что в области: «…За неделю проверят все такие учреждения – в первую очередь частные. Обычно проверки здесь не проводятся, поскольку официально они никак не зарегистрированы». То есть получается, что все знали о приюте, которого документально не существовало?

Приют был открыт на Таврической улице без официальной регистрации. Свидетели рассказали, что его владелец приезжал на место пожара ночью. Смирнова провели в автобус, и больше его не видели. Он рассказал силовикам, что приют работает три года и неофициально принимает людей, которым негде переночевать. Накануне в здании должны были подключать второй котел для отопления. Проведение работ также могло стать причиной возгорания. Смирнов сказал, что сам раньше не имел дома, поэтому решил помогать другим и открыл приют.

Осенью 2021 года бывшая сотрудница приюта обвинила Смирнова в присвоении части пенсий бездомных пожилых людей и издевательстве над ними:

– Это так называемая секта, люди туда попадают разные, в том числе и без определенного места жительства, у них, у кого есть документы – паспорт и карточка, на которую приходит пенсия, – их забирают. Документы им не отдают, пенсии тоже не отдают. Там страх, что творится, у людей нет одежды, нижнего белья, постельного белья, антисанитария жуткая, вонь стоит ужасная, готовят ужас, не пойми что. Блохи и зараза.

При этом проверка МВД каких-либо нарушений не нашла, писало кузбасское издание «Сибдепо». Кемеровское сетевое издание news-life.pro после того, как в соцсетях бывшая сотрудница приюта, по сути, обвинила Смирнова в преступлениях, посвятила этой теме публикацию. В сам приют журналистам попасть не удалось, но они поговорили с местной жительницей Галиной, чей дом стоит рядом.

– У них большой дом за магазином. Повариха работает. Там есть сиделки, но постояльцы сами друг за другом ухаживают. Свиней, курей разводят, огород у них есть. Там все больные: кто без ног, кто лежачий совсем… Одного из лежачих привезла жена. Он бывший гаишник. Жена не захотела за ним ухаживать и просто скинула его на Андрея. Сама здесь, в Кемерово, живет. Понятно, все домой хотят. Так они их нагло обратно каждый раз заталкивают и оставляют тут. Еще от одной женщины дочь отказалась. Самый молодой – мальчишка, ему 20 лет, инвалид с детства, тоже жить ему негде. Короче, собственные семьи их бросают. Иногда полиция кого-то привозит. Говорят, мол, мы же знаем, что вы здесь поможете им, а то на улице помрут, – так описала ситуацию Галина.

Пенсии постояльцев, по словам Галины, получает создатель приюта, но часть денег – на «мелкие расходы» – он отдает постояльцам.

Издание «Абажур» приводит свидетельство медиков, которых иногда вызывали в приют на Таврическую, 23. По их словам, лежачих пожилых людей здесь не было. Некоторые из постояльцев рассчитывались за проживание пенсией, другие – собственным трудом.

– До ковида, в 19-м году они уже работали вовсю. А с улицы ночью и не догадаешься, магазин закрыт, свет не горит. Потом, как в кино: гремит замок и ведут закоулками в дом во дворе, – рассказала «Абажуру» врач скорой.

Следственный комитет позднее сообщил, что Смирнову предъявлено обвинение по части 3 статьи 238 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц). С ним проводят следственные действия. Возбуждено уголовное дело за причинение смерти по неосторожности двум или более лицам, а также за халатность, повлекшую по неосторожности смерть двух или более лиц. Помимо Смирнова, задержана хозяйка здания. Ее, по сведениям Тайги.инфо, ее зовут Оксана Горнева.

По версии СК, Смирнов арендовал частный дом для временного проживания лиц, находящихся в сложной жизненной ситуации. Дом обогревался угольным колом. Накануне пожара жильцы сообщили Смирнову, что котел неисправен, но тот не стал его ремонтировать, считают в СК. Между тем в пресс-службе МЧС сообщили, что ведомство добивалось проведения внеплановых надзорных мероприятий в сгоревшем приюте.

Это учреждение было выявлено год назад, и прокуратура включила его в план проверок на 2023 год. «В декабре текущего года Госпожнадзором, по согласованию с прокуратурой, инициирован инспекционный визит, в рамках которого инспектор был на объекте 7 декабря. Руководство приюта отказало ему в доступе в помещения. За что в отношении собственника дома был составлен протокол о воспрепятствовании законной деятельности должностного лица» – такой комментарий РИА Новости получило в Госпожнадзоре.

Смирнов полностью признал свою вину в оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности. При этом Смирнов рассказал, что в доме жил мужчина с алкоголизмом, который отвечал за работу котла отопления, и он, возможно, недоглядел. Тем не менее сторона обвинения, учитывая биографию пастора и то, что живет он на съемной квартире, а грозит ему реальное наказание, на время следствия попросила отправить мужчину в СИЗО. У пастора трое детей. Также на два месяца задержан пожарный инспектор. Он в суде свою вину отрицал.

Ранее, в январе 2022 года, в Кемерове при пожаре в частном доме престарелых погибли четыре человека. 22 декабря в суде начались слушания по делу против владельца приюта и его помощницы. В январе прошлого года в частном пансионате под Тюменью также произошел пожар, жертвами которого стали семь постояльцев. Оба они не были нигде зарегистрированы.

Хозяйку дома престарелых под Тюменью посадили на шесть лет за пожар с семью жертвами. В 2019 году она незаконно организовала у себя в трехэтажном доме пансионат, постояльцы в нем были лежачие пожилые и люди с инвалидностью. Она ухаживала за ними за деньги по устному договору с родственниками. Старшего госинспектора пожарного надзора из Тюменской области Павла Тигеева обвинили в халатности – он знал про незаконный пансионат, но не предпринял никаких мер.

Государство окончательно сбрасывает со своих плеч заботу о стариках, тем более о стариках, требующих постоянного ухода и внимания. Именно это и есть главная причина трагедий в таких вот полулегальных, а зачастую и полностью нелегальных домах престарелых. Очередная трагедия с гибелью немощных людей, как обычно, завершится наказанием владельца, возможно, даже пожарника, который недоглядел. Но принципиальные выводы, скорее всего, так и не будут сделаны. Почему местная власть, прекрасно осведомленная о проблемах этого приюта, не закрыла его раньше? Скорее всего, просто потому, что ветеранов, которые жили здесь на непонятных правах, деть попросту некуда. Власти нет никакого дела до каких-то там больных и одиноких людях. На митинг они не выйдут и бунт не устроят, поэтому пусть прозябают, как раньше. Итог известен…

По сообщениям информагентств

Другие материалы номера