Представители пошлого буржуазного рушащегося мира – от чиновничьей братии до представителей позавчерашнего постмодерна в искусстве – установили в СПб черный, падающий памятник светлому поэту Александру Блоку. Сей «шедевр» скульптора Евгения Ротанова и архитектора Ивана Кожина уже разбитый в пух и прах в медийном пространстве, угнетающе торчит на фото и на мрачных рисунках, но устроители чувствуют свою полную безнаказанность, хотя время не стоит на месте и какие-то уродские черты смывает. Писатели начинают борьбу за попранный образ гения ХХ века, основателя великой советской поэзии.
Выступил на расширенном заседании в Союзе писателей России и доложил, что еще 10 января в «Российском писателе» вышла моя статья «Падающий Блок. Почему чиновники не любят русских поэтов».
Читатели-литераторы горячо поддержали меня, а некоторые коллеги прямо предложили выступить от имени съезда. Евгений Новичихин (Воронеж): «Мне думается, что непременно должно быть обращение секретариата правления СП России (а может, даже предстоящего писательского съезда) по поводу этого скульптурного безобразия к министру культуры или даже в правительство России!» Надежда Мирошниченко (г. Сыктывкар): «Спасибо, Александр, за твое горячее сердце! Думаю, что прав Евгений Новичихин – решение надо принять на съезде. В конце концов, Петербург – культурная столица России или очередное престижное прибежище мерзости по примеру недавно еще наглевшей своими «деятелями культуры» Перми, ныне, слава Богу, сбежавшими за рубежи Отечества?! Прости, Господи!»
За прошедшую неделю изучал отклики СМИ, социальных сетей. Лучшим подтверждением нашей правоты явилось признание одной из организаторш и ярых защитниц уродливого памятника. Вот что написала, невольно проговорившись, Екатерина Барбаняга в статье с покаянным названием «Памятник Блоку – не трагедия»: «С момента открытия нового памятника Александру Блоку в Санкт-Петербурге не прошло и двух недель, а количество статей, комментариев и отзывов просто зашкаливает. И сплошь – ругают. Давно у Блока не было такой печальной славы!»
Нужны ли еще аргументы, если «сплошь ругают»? Кстати, за установку бездарного памятника боролись с протестующей общественностью больше 10 лет. Ну, чинуши и буржуа победили, открыли без всякой помпы почти втихаря, даже поэты Питера не присутствовали. И что? – Пиррова победа, которая раскалывает общество в трудные времена. А апологеты этой никчемной композиции как с острова Пасхи еще и умудряются лгать вполне в духе продажного буржуазного времени. Так, упомянутая Барбаняга продолжила свою тираду, демонстрируя невежество: «Давно у Блока не было такой печальной славы! Пожалуй, со времен публикации поэмы «Двенадцать», когда даже близкие друзья поэта отвернулись от него и прокляли». Но ведь далеко не ВСЕ отвернулись!
Поэтесса Барбаняга собирается писать вместе в Павлом Басинским книгу о Блоке, так пусть хоть прочитает про то, как встретили поэму «Двенадцать» современники! По воспоминаниям Марии Андреевны Бекетовой (тетки поэта): «Поэма произвела целую бурю: два течения, одно восторженно-сочувственное, другое – враждебно-злобствующее, боролись вокруг этого произведения». Два течения, Барбаняга! С восторгом приняли поэму «Двенадцать» и поддержали Александра Блока: Андрей Белый, В.Э. Мейерхольд, С.А. Есенин, А.В. Луначарский и другие великие люди эпохи. А тут – единодушное неприятие, за исключением писателя Даниэля Орлова, окружения губернатора Беглова и самой Барнабяги, которая издевательски предложила: «А хотите удобного, классического Блока – поезжайте в Москву, на улицу Спиридоновку, к дому номер 6. Полюбуетесь прекрасным памятником поэту работы скульптора Олега Комова и московского архитектора Владилена Красильникова, установленным еще в конце прошлого века, в 1993 году. Получите эстетическое удовольствие, не будете страдать».
То есть понимают, что приносят людям, даже случайным прохожим почти физическое страдание, но оберегают памятник невидимой цепочкой. Не придавит?
Предложил правлению Союза писателей России направить письмо еще до начала работы 16-го Съезда Союза писателей России, который пройдет 10 февраля в Центральном доме литераторов, а на всероссийском собрании продолжить этот принципиальный разговор.
Открытое письмо
Председателю комитета по культуре
Государственной думы
ЯМПОЛЬСКОЙ Е.А.
Министру культуры
ЛЮБИМОВОЙ О.Б.
В силу пробелов в законодательстве и непродуманности (мягко выражаясь) всей культурно-информационной политики сложилось нетерпимое положение, когда руководители регионов, а то и чиновники более низкого уровня, считают, что увековечивание выдающихся деятелей культуры и литературы являются сугубо местным делом, что губернатор или мэр могут волюнтаристским путем установить памятник национальному гению, не считаюсь с общероссийским мнением, экспертизой гражданского и творческого сообщества. Так появляются уродливые памятники Антону Чехову в Томске или Александру Пушкину в Липецке, так шагнул, падая, на улицу Декабристов в Санкт-Петербурге Александр Блок.
Губернатор Беглов в каком-то сверхузком кругу затвердил проект и открыл памятник великому русскому поэту, вызвав непонимание и возмущение миллионов петербуржцев и гостей северной столице. Вообще, кто может объяснить, почему чиновники (и некоторые деятели искусства) так ненавидят русских поэтов? Так стремятся унизить их и внести раскол в непростое время, когда великие образы и строки должны сплачивать нацию?
Первые же писательские публикации вызвали шквал негодования в адрес авторов и властей города, хотя некоторые литераторы пытались оправдать падающего каменного истукана то ветром из поэмы «Двенадцать», то вином из «Незнакомки». Это просто смешно и возмутительно! Можно сколько угодно спорить о задумках и толкованиях, но нельзя забывать одного: памятник не для поклонников «Черного квадрата», а для миллионов почитателей Блока! И это не дело одного Питера или сменяемого руководства города!
Где было общероссийское обсуждение, заключение профессионалов и мнение гражданского общества? В том, числе – литературной общественности. Положение надо исправлять и в конкретном случае, и в общероссийской практике!
Конечно, людей сегодня охватило отчаяние и безверие, многие считают, что вся эта борьба бесполезна. Посмотрим! Даже уродливый памятник Аленке в Нововоронеже убрали. А тут – Блок, который пророчески написал в поэме «Двенадцать»:
Мы на горе всем буржуям
Мировой пожар раздуем!
Александр БОБРОВ,
секретарь Союза писателей России