Этот год я запомню надолго! Такой нищеты в России XXI века я не могла представить себе и в страшном сне. Пошла работать там, куда раньше даже и не смотрела бы.
А все началось с того, что автосалон, где я трудилась бухгалтером, закрылся из-за санкций. И, как оказалось, молодые женщины с двумя детьми на руках в кризис не нужны никому. Первые два месяца я еще старательно обивала пороги сначала приличных компаний, затем мелких фирмочек, а потом плюнула на это бестолковое дело. Тем более что муж зарабатывал неплохо и нам удавалось как-то держаться на плаву. А потом все пошло крахом.
Супруга тоже уволили, с горя он сначала запил, а потом уехал куда-то на Север на вахту. Да так и пропал. Деньги почти не приходят от него. И вот тут подступил голод: пособия по безработице хватало только на необходимые платежи. Честно говоря, мне просто хотелось тоже все бросить, на последние деньги купить билет подальше. Спасли дети – моя радость и счастье во всем, моя тайная опора.
Поэтому засунула гордость на дальнюю полку и пошла работать там, куда раньше даже и не смотрела бы. Благодаря маминой подруге удалось устроиться секретарем-диспетчером в жэке. Это с утра. В дневное время бегаю, разношу заказы из магазинов, вечером работаю ночным диспетчером в такси. Но денег не хватает катастрофически: цены в магазинах совсем не ориентированы на тех, кто проживает за МКАДом. А товарищи с экрана гордо вещают, что экономика вот-вот начнет очередной рывок, безработица пропадет как класс, а современное поколение начнет жить как в сказке. Ага, вот только сказка эта с каждым днем все страшнее.
На трех работах я зарабатываю около 35 000 рублей. Вроде бы солидная сумма, но из них за коммуналку приходится отдавать около 7000, 10 000 уходит на оплату садика. И это в самом простом саду. На еду и одежду остается 8000, остальное детям. А детки растут примерно так же, как и стоимость детских вещей. То младшая из курточки выросла, то у старшего ботинки порвались. К тому же дети не могут все время питаться дешевыми макаронами (я ими тоже не могла питаться, но пришлось). Им приходится и фрукты покупать, и молоко с печенькой на ночь давать. А с нынешними ценами ночное молоко обходится в 1,5–2 тысячи в месяц. Попробовала я им купить молочко подешевле, так они всю ночь животами мучились. Приходится вместо целой кружки наливать уже половину…
Еще спасибо, что в саду им и супы мясные дают, и котлетки, и всякие творожные запеканки.
Немного помогают родители, но на российскую пенсию сильно не разгуляешься. А все небольшие накопления давно ушли на лекарства, которые тоже стали стоить бешеных денег. О накоплениях не идет даже речь.
Вот и приходится нам питаться тем, что успели летом на огороде вырастить. Своя картошка, морковка, соленья не дают пока впасть в откровенную бедность. Спасают макароны из нищемаркетов; соленые огурцы или томатная заливка помогают нейтрализовать вкус бумаги. А желудок уже понял, что надо радоваться тому, что дают, и не мечтать о колбасе, сыре, шоколадных конфетах.
Зато планировать финансы стало просто: 2000 уходит на молоко, 1000 на крупы (приходится брать продукты 2-го, а то и 3-го сорта), 500 рублей – на фрукты (среди которых особое место занимает дешевая капуста. Конечно, ее сложно назвать фруктом, но она содержит много витамина С и заманчиво хрустит), 500 – на печенье и конфеты типа «Дунька на пляже», 700 стоит хлеб, 300 улетает на всякие мелочи типа зубной пасты, порошка, мыла. Остальные деньги уходят на одежду. Спасибо мамочкам из группы старшего сына: вещички, из которых выросли их детки, теперь донашивает моя Алинка.
В общем я с трудом представляю, как прожить эту страшную зиму и весну. И как не начать ругать правителей, которые в погоне за своей выгодой забыли про голодающий народ. Совершенно нищенские зарплаты. Совершено беспросветные перспективы. Отсутствие адекватных пособий. И такого наберется еще много…
. Алена ТИРКАЛОВА
Московская обл.