По предварительной оценке Минфина России, объем доходов федерального бюджета в январе 2023 г. составил 1356 млрд рублей, что на 35% ниже объема поступления доходов в январе 2022 года.
Нефтегазовые доходы составили 426 млрд рублей и снизились к январю 2022 г. на 46%, что связано в первую очередь со снижением котировок цен на нефть марки Urals и сокращением объемов экспорта природного газа.
Ненефтегазовые доходы составили 931 млрд рублей и снизились к январю 2022 г. на 28%, преимущественно за счет сокращения поступлений внутреннего НДС и налога на прибыль.
Дефицит составил 1,76 трлн рублей.
Федеральный бюджет на 2023–2025 гг. был сформирован на основе базового варианта прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2023 г. и на плановый период 2024 и 2025 гг. (далее – Прогноз). Прогноз разрабатывался Минэкономразвития России летом, а в сентябре уже был представлен на рассмотрение в правительство РФ.
Еще при подготовке к первому чтению в Государственной думе ФЗ «О федеральном бюджете на 2023–2025 гг.» и Счетная палата РФ, и ряд экспертов отмечали риски, которые несет в себе базовый вариант Прогноза для определения доходной части федерального бюджета.
Так, Счетная палата РФ отмечала риск возможного сокращения на прогнозном горизонте объемов экспорта нефти и нефтепродуктов с учетом введенных в отношении России санкций.
Кроме того, Минэкономразвития России ожидал постепенного снижения цен на нефть до ~65 $/баррель только к 2025 г.
При этом средняя стоимость российской нефти Urals за период с 15 декабря 2022 г. по 14 января 2023 г. опустилась ниже $50 за баррель – до $46,82 (данные Минфина России). Экспортная пошлина на нефть в России с 1 февраля снизится на $3,9 и составит $12,8 за тонну.
Российская нефть дешевеет после ввода нефтяного эмбарго и потолка цен от ЕС в декабре 2022 г. Чтобы сохранить объемы добычи и сбыта, экспортеры вынуждены делать существенные скидки оставшимся покупателям.
Однако федеральный бюджет на 2023 г. рассчитан на основе стоимости нефти в $70 за баррель, при том что уже сентябре 2022 г. средняя цена нефти марки Urals, снизилась на 8,7% по сравнению с показателями августа – до $68,25 доллара за баррель.
С газом ситуация тоже непростая. Поставки в Европу сокращаются, а рост продаж в Китай не компенсирует эти потери.
В конце 2022 г. бюджет поддержали перечисления от «Газпрома» в виде разового НДПИ. С октября по декабрь 2022 г. Газпром ежемесячно выплачивал в бюджет дополнительные 416 млрд рублей. Однако на фоне этих крупных вливаний газовые доходы января 2023 г. выглядят совсем скромными: 44 млрд рублей от НДПИ и 71 млрд рублей экспортной пошлины. В сумме это на 42,5% меньше, чем соответствующие доходы января 2022 г.
В январе 2023 г. сократились не только нефтегазовые доходы, но и налоговые доходы. Больше всего снизились сборы НДС и налога на прибыль.
Как объяснили в Минфине, сборы внутреннего налога на НДС сократились из-за нового порядка возмещения НДС, который действует с апреля 2022 г. По нему государство возвращает организациям уплаченный ранее налог быстрее. Если раньше процедура занимала 3 месяца, то теперь вычет можно получить за несколько дней, чем российский бизнес активно пользуется. В итоге квартальные объемы возмещения перераспределяются в основном на первый месяц. Минфин считает, что в феврале и марте доходы от внутреннего НДС должны оказаться выше.
Кроме того, с 1 января 2023 г. введен ЕНС – единый налоговый счет. Он призван упростить российскому бизнесу процедуру уплаты налогов и взносов, которые теперь будут перечисляться одним платежом. Новый механизм сдвинул сроки зачисления денег в бюджет, что также сказалось на графике его наполняемости бюджета. В итоге январские доходы бюджета составили 1,36 трлн рублей и оказались на 35% меньше, чем поступления в январе 2022 г.
Если обобщить, то все эксперты на этапе рассмотрения проекта федерального бюджета на 2023–2025 гг. отмечали риски падения доходов на фоне повышенных расходов федерального бюджета. Поступление нефтегазовых доходов могут сократиться из-за падения цен на нефть, газ и другое сырье, снижения объемов российского экспорта из-за глобального экономического спада и вступления эмбарго ЕС на импорт российской нефти и нефтепродуктов, газ.
Ненефтегазовые доходы бюджета могут сократиться из-за недополучения налогов из-за падения российской экономики, которое будет отмечено и в 2022 г. – 2,7%, и будет в 2023 г. – 1% (в лучшем случае).
По экспертным оценкам, если упадут цены на нефть и газ или санкции против экспорта станут более ощутимыми, тогда показатели бюджета могут сильно измениться. Так, снижение цены барреля нефти на треть с текущих $90 (сентябрь 2022 г.) снизит доходы на 3–4 трлн рублей. В этих условиях Минфин РФ столкнется с новой реальностью: на протяжении целого 2023 г. года нужно будет занимать по 0,5 трлн рублей в месяц (Ист.: «БКС мир инвестиций»).
Если исходить из плановых показателей доходов и расходов, заложенных в законе о бюджете, 2023 г. Россия должна закончить с дефицитом 2,9 трлн рублей. Но 60% этой суммы казна недосчиталась уже по итогам января 2023 г. Так что сценарий, считавшийся базовым, маловероятен. При нынешних ценах на российскую нефть эксперты ожидают дефицит по итогам года около 5 трлн рублей. А ликвидная часть всего ФНБ составляет около 6 трлн рублей!!!
Подводя итог, можно сказать, что доходная часть бюджета формировалась в условиях высокой неопределенности и без должного учета возможных рисков.
Следует отметить, что реализовались все риски, которые отмечались экспертами на этапе предварительного рассмотрения федерального бюджета.
Прогнозы Минэкономразвития России никогда не отличались точностью и достоверностью. И на это надо обратить внимание и принять меры. Но в ситуациях более спокойных, чем сейчас складывается ситуация для России, неточности не приносили столько осложнений. Сейчас – это уже не неточность, это – мина. И эту мину подложили Минэкономразвития и Минфин России, которые сформировали бюджет без должного учета объективных рисков.
- Правительство РФ в сложившейся ситуации с дефицитом в 1,76 трлн рублей за январь 2023 г. вынуждено просить крупный российский бизнес о помощи, о перечислении «добровольных» разовых взносов в бюджет в размере 200–250 млрд рублей. Первый вице-премьер А. Белоусов объяснил обращение к бизнесу тем, что «Дело в том, что финансовые результаты прошлого, 2022 г. были очень хорошие, и у многих компаний, особенно в первом полугодии и за первые три квартала, результаты были сильно в плюс»… Но на это глава Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) А. Шохин заявил, что компании обсуждали эту идею и пришли к выводу о ее нереализуемости. Поскольку все заработанные деньги в 2022 г. уже распределены в соответствии с корпоративными процедурами (в том числе на выплаты дивидендов). Более того, А. Шохин подчеркнул, что «благоприятная конъюнктура» для многих компаний закончилась из-за военной операции на Украине, и они потеряли целые рынки сбыта, включая крупнейший – Европу.
А. Шохин отметил, что если речь идет про пополнение казны, то этот вклад называется налогами. И хотя в целом РСПП является противником увеличения налоговой нагрузки, именно это является наиболее сбалансированным решением сегодня.
«В случае обострения дефицита в бюджете самым простым способом решения проблемы является дополнительное налогообложение прибыли. По нашему расчету, дополнительные 0,% п.п. в федеральную часть налога на прибыль было бы достаточным для выхода на уровень дополнительных доходов, которые правительство рассчитывает получить в виде добровольного взноса бизнеса.(Ист.: https://www.rbc.ru/newspaper/)
Но увеличение налога может коснуться всего российского бизнеса. Минфин России не поддерживает эту идею, поскольку дополнительные конъюнктурные доходы получила не вся экономика в целом, а отдельные секторы – поэтому увеличение налога даст неравнозначный эффект для разных отраслей экономики.
Так что крупный российский бизнес отказался перечислять «добровольные» взносы в бюджет в сложной для страны ситуации.
- Хочется напомнить, как правительство РФ спасало крупный бизнес в кризисные годы.
В кризис 2008 г. объединенная компания «Русал» во главе с контролирующим акционером О. Дерипаской стала одним из крупнейших получателей средств из федерального бюджета. В октябре 2008 г. совокупный долг «Русала» достиг $14 млрд. Когда выяснилось, что принадлежащие компании 25% акций «Норникеля» могут отойти иностранным кредиторам, то на помощь пришло государство в лице ВЭБа. «Русал» получил на погашение задолженности $4,5 млрд, а ВЭБ забрал в залог тот самый пакет акций «Норникеля» и акции ключевых заводов «Русала». С ВЭБом компания рассчиталась летом 2010 г., взяв трехлетний кредит в Сбербанке на $4,6 млрд. Впоследствии срок выплаты по нему продлили до 2016 г.
Компания М. Фридмана. В октябре 2008 г. 44% голосующих акций сотового оператора «ВымпелКом», принадлежащего «Альфа-Групп» во главе с М. Фридманом, упали в цене до критической отметки и имели все шансы вследствие margin call отойти кредитору – Deutsche Bank. Российское руководство сочло возможную потерю блокпакета акций «ВымпелКома» нежелательной, и ВЭБ предоставил холдингу $2 млрд для погашения кредита. Четвертую часть этой суммы «Альфа-Групп» вернула в 2009 г., а в апреле 2010-го компания Altimo, входящая в состав холдинга, поменяла залог по кредиту ВЭБа, заложив вместо акций «ВымпелКома» акции «МегаФона». В сентябре 2010-го компания привлекла кредит Сбербанка на $1,5 млрд сроком на год, таким образом окончательно рассчитавшись с ВЭБом. Список можно продолжать!
В 2014 г. ЦБ РФ потратило на санацию российских банков 262,2 млрд рублей – такую сумму регулятор выделил Агентству по страхованию вкладов на спасение 12 банков.
В кризисный 2015 г. правительство РФ выделило 1 трлн рублей на докапитализацию финансовых организаций РФ. И таких антикризисных правительственных мер за счет бюджета было принято много.
А теперь правительству РФ, т.е. бюджету, за счет которого неоднократно спасали крупный бизнес, нужна помощь. Но нет! Дружба дружбой, а табачок врозь!
Нельзя рассчитывать на крупный российский бизнес, получивший свои активы в 90-е годы, и все эти 30 лет сосавший кровь из России, переводивший всю прибыль за границу. Разовые подачки от бизнеса не решат проблему. Надо менять структуру экономики и систему управления ею!
Николай КОЛОМЕЙЦЕВ