Братская Белоруссия развивает деловое сотрудничество в российских регионах
На прошлой неделе глава Минэкономразвития РФ Максим Решетников посетил столицу Башкирии – город Уфу. Поводом для визита стало событие, которое не может не порадовать. В июне этого, 2023 года в Уфе состоится представительное мероприятие – Десятый форум регионов России и Беларуси. В его рамках планируется открыть на территории индустриального парка «Уфимский» завод белорусской компании «Амкодор». Министр с главой региона Р.Ф. Хабировым посетили стройплощадку будущего предприятия. Строительство привлечет 13,7 млрд рублей инвестиций, а завод даст республике более 750 рабочих мест. Председатель совета директоров «Амкодор» Александр Шакутин заявил, что продукция завода будет поставляться в разные регионы России и в страны Азии.
Республика Башкортостан в последнее время наращивает экономическое сотрудничество с Белоруссией. Нельзя не отметить взаимодействие предприятий республики с белорусскими «коллегами» – с Минским тракторным, с «Гомсельмашем», с «Запагромашем», с Гомельским заводом литья и нормалей. Минский автозавод вскоре будет производить троллейбусы для Башкирии. В домах башкирских городов устанавливаются лифты, сделанные в Белоруссии. Планируется кооперация в области станкостроения. В городах республики используется коммунальная техника белорусского производства, а в деревнях нередко можно встретить трактор «Беларусь». Оценили жители Башкирии и качество белоруской одежды, магазины которой повсеместно открылись в регионе. Наконец, на кухнях башкортостанцев нередко стоят и холодильники из Белоруссии – знаменитые «Атланты».
Башкирия при этом не исключение. Не отстают в экономическом сотрудничестве с Белоруссией и другие регионы. В одном только 2021 году состоялось 112 визитов делегаций представителей белорусского предпринимательского сообщества в регионы России, подписано 66 межрегиональных соглашений, проведено 105 ярмарок белорусской продукции в российских городах. География сотрудничества – от Москвы и Петербурга до Адыгеи на юге и Еврейской автономной области на Дальнем Востоке. Множится число совместных российско-белорусских предприятий, они есть уже в Нижегородской, Ульяновской областях, в Красноярском крае. На них собирается белорусская техника, изготавливаются потребительские товары. После введения западных санкций экономическое сотрудничество еще больше активизировалось. В 2022 году товарооборот России с Белоруссией составил 43,4 млрд долларов и по сравнению с 2021 годом вырос на 12%.
Это существенная помощь со стороны братской Белоруссии Российской Федерации, особенно сегодня, когда в силу обострения отношений с «коллективным Западом» многие западные фирмы ушли из России. Белоруссия тут же подставила свое плечо, помогая России пережить санкционный удар. При этом не нужно забывать, что Белоруссия сама находится под западными санкциями, и не с 2014 или с 2022 года, а уже без малого два десятка лет. Тем не менее она живет, развивается, не знает нищеты и нужды, да еще и имеет ресурсы помогать России. Почему же так получилось? Ответ ясен для тех, кто знает нашу общую постсоветскую историю.
В 1991 первый президент РФ Борис Ельцин назначил главой правительства неолиберала Е. Гайдара, который под присмотром американских «кураторов» провел столь разрушительные «реформы», что Россия лишилась целых отраслей экономики. Рухнула отечественная легкая промышленность, на грани развала оказалось отечественное станкостроение, сильно пострадали машиностроение, авиапром… Заводы закрывались, новые хозяева вывозили и продавали станки и оборудование, нередко в виде металлолома, а в пустых цехах размещались «торговые центры»… Гайдар в общем-то не скрывал, что делается это сознательно. С экранов телевизоров он поучал, что существует, мол, мировое разделение труда, каждая страна специализируется на производстве своей линейки продукции. Поскольку у нас есть нефть и газ, мы можем-де добывать энергоресурсы, поставлять их за рубеж и покупать там самолеты, машины, станки, одежду – все вплоть до гвоздей. Поэтому, дескать, нам не нужны свои ткацкие фабрики, машиностроительные заводы, авиапром… Он, правда, умалчивал, что таким образом Запад избавляется от конкурентов и делает другие страны своими заложниками, поскольку в случае необходимости он может перестать продавать им то, что они уже сами давно не производят…
Время показало, что такой «рынок», такая экономическая политика оказались для нас самоубийственными. Тем не менее до последнего времени у нее находятся сторонники, и прежде всего среди олигархата и чиновничества. Даже когда Гайдар и Ельцин исчезли с экранов телевизоров, нам продолжали рассказывать, как укрепилась Россия, как она «гордо встает с колен»… И никто из ответственных лиц не озаботился по-настоящему, например, возрождением отечественного автопрома. Наоборот, стали приветствовать появление иностранных компаний-временщиков на территории России. В Ленинградской области открыли свои филиалы японская фирма «Нисан», американский «Дженерал моторс», в Подмосковье – немецкий «Мерседес-бенц», немецкий «Фольксваген», на «Автовазе» выпускала линейку автомобилей французская фирма. Завод фирмы «Рено» работал и в Калуге, там же разместила свое предприятие шведская «Вольво». Все это было поддержано российским правительством. На открытии завода «Фольксваген» в Калуге в 2006 году присутствовал Сергей Нарышкин, занимавший тогда должность зампредседателя правительства РФ. А ведь в том же самом 2006-м легенда отечественного автопрома – «Москвич» официально объявлялся банкротом, и правительство никак не отреагировало на это.
Левая оппозиция уже тогда предупреждала, что зависимость от иностранного бизнеса ничем хорошим не кончится. Как только Западу не понравится поведение «региональной сверхдержавы», он заставит эти компании уйти, обрушив автомобильную промышленность РФ. И предельно затруднив обслуживание «иномарок». Так оно и произошло…
Белоруссия пошла другим путем. В 1994 году там к власти пришел Александр Григорьевич Лукашенко – выдвиженец из народа. В братской республике промышленные гиганты были сохранены, а не проданы за бесценок «эффективным бизнесменам». И не только сохранены, но и модернизировались. Улучшалось качество продукции, повышалась зарплата рабочих – как в старые добрые времена.
Между прочим, чиновники при ельцинской власти, да и после, как-то иронично, с нелюбовью воспринимали успехи братьев-белорусов. Посол России в Белоруссии представлялся с таким апломбом, будто он не дипломат в независимой, хотя и дружественной стране, а куратор из Кремля, приехавший в «Минскую область». В результате даже бесконфликтные, терпеливые белорусы попросили освободить их от такого опекуна «за разрушение дружеских отношений двух стран» (формулировка белорусского МИД).
Хорошо, что в братской республике не произошло роковых реформаций и не утрачено братских чувств к нам. Хорошо, что «синеокая соседка» продолжает помогать в трудные времена. Союз с Белоруссией, развитие контактов по линии ЕврАзЭС жизненно важны сегодня для нашей страны.
Рустем ВАХИТОВ