Неожиданное сообщение появилось вчера в лентах информационных агентств: в Российской академии наук ликвидируются комиссии по борьбе с лженаукой и фальсификациями. Чтобы это значило? Торжество научных истин? Изгнание с общественной сцены фальсификаторов и лжецов? Отнюдь! В научных кругах недоумение. А в сообществе ученых «Клуб 1 июля» разводят руками: решение о ликвидации – волюнтаристский жест.
«Насколько нам известно, это постановление было принято без обсуждения и приглашения, или хотя бы предупреждения председателей и членов комиссии, – поясняют в «Клубе 1 июля». – Обоснования решения не приводится. Это противоречит традициям РАН, прежде всего уважительного уважения к своим членам. Кроме того, необходимо напомнить, что комиссии внесли чрезвычайно большой вклад в борьбу с лженаукой, остановили проекты проходимцев, что сберегло бюджету страны сотни миллионов рублей». Содружество ученых «Клуб 1 июля» призывает приостановить действия решения до открытого обсуждения в среде академиков.
Между прочим, вспомнилось, как в конце первого десятилетия нынешнего века, когда поднялась волна острой борьбы с засильем лжеоткрытий и вероломства фальсификаторов истории, тогдашний президент РФ Дмитрий Медведев издал даже специальный Указ об образовании при президенте комиссии о противодействии попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России. В положении о комиссии говорилось, что основными ее задачами являются обобщение и анализ информации о фальсификации исторических фактов и событий, направленных на умаление международного престижа Российской Федерации, а также выработка рекомендаций по адекватному реагированию на попытки извращения исторических фактов и событий.
Мы в редакции приветствовали такие шаги Кремля, но и одновременно это настораживало. В обществе возникли дискуссии по данной теме. Главная претензия – не есть ли это покушение на свободу слова? Кто будет решать: какая история правильная, а какая ложная? Каковы могут быть реальные механизмы противодействия таким фальсификациям.
Если исходить из сути вопроса, то подобные опасения отнюдь не безосновательны. Например, попытки пересмотра итогов Второй мировой войны, однозначно антироссийское и антисоветское толкование определенных исторических фактов (в частности, измышления об оккупации СССР прибалтийских государств, о так называемом голодоморе) – давние порождения западной пропаганды. Они активно использовались в свое время для разрушения СССР, а ныне – для окончательного ослабления России, уже лишенной своего былого геополитического влияния. Причем критикующие комиссию с либеральных позиций историки, журналисты, общественные деятели – сами активные участники этой пропаганды, а потому опасаются, что комиссия является политическим инструментом, направленным против них самих и их западных единомышленников и работодателей.
Удивил тогда характер и состав членов самой комиссии, то есть официально привлеченных борцов с фальсификациями. Значительное их число – это чиновники, не проявившие, да и не имеющие квалификации для подобного рода деятельности: чины из администрации, начальники департаментов, заместители министров, руководители комитетов… Что касается более или менее известных в обществе членов комиссии, то они по большей части одиозны. Главное, что их объединяет – крайние антисоветские взгляды. Очевидно, что такие люди не могут, да и не будут искать объективных оценок советскому историческому периоду, с которым связано большинство попыток фальсификации. Это и Андрей Сахаров, тогдашний директор института Российской истории, призывавший к разрушению Мавзолея. И Николай Сванидзе, прославившийся зоологическим антисоветизмом, позволивший себе сравнить в одной из телепередач комсомол с гитлерюгендом, что вызвало массовый протест в обществе и обращения в суды – были оскорблены миллионы граждан, прошедших через комсомол, в том числе и ветераны Великой Отечественной войны…
Наша редакция вместе со своим авторским активом пришла тогда к выводу, что проект комиссии обречен. И мы посчитали, что газете имеет смысл выступить с инициативой создания общественной комиссии противодействия фальсификации истории, членами которой могут стать уважаемые в стране общественные деятели, ученые, историки, деятели культуры и искусства, то есть личности, суждениям которых в обществе доверяют, к слову которых прислушиваются. В отличие от членов президентской комиссии, они были творцами-созидателями нашей истории: воевали и побеждали, занимались государственным и экономическим строительством, определяли политику Советского государства, когда оно было на подъеме, совершали научные открытия, создавали выдающиеся произведения литературы и искусства. Мы были уверены, что общественный характер созданной нами комиссии обеспечит независимость ее деятельности от властных установок и давления.
Мы пригласили к сотрудничеству всех наших читателей и авторов, которым есть что сказать по заявленной проблематике.
Уже с самого начала, помимо редколлегии, в состав нашей общественной комиссии вошли такие авторитетные общественные деятели, как Жорес Иванович Алфёров, лауреат Нобелевской премии; Виталий Иванович Воротников, председатель Совета министров РСФСР (1983–1988); Валерий Николаевич Ганичев, председатель Союза писателей России; Николай Николаевич Губенко, министр культуры СССР (1989–1991); Леонид Григорьевич Ивашов, президент Академии геополитических проблем, генерал-полковник, историк; Юлий Александрович Квицинский, первый заместитель министра иностранный дел (1990–1991) дипломат, юрист; Егор Кузьмич Лигачев, секретарь ЦК КПСС, член Политбюро ЦК КППСС (1983–1990); Анатолий Иванович Лукьянов, председатель Верховного Совета СССР (1990–1991) и другие авторитетные деятели.
Печатным изданием общественной комиссии, заявила редакция, станет специальный выпуск «Советской России» – «Улики», который предполагалось выпускать регулярно. Мы не претендуем на установление истины в последней инстанции, говорилось в обращении вышедшего первого номера «Улик», однако намерены всеми возможными средствами сохранить и передать будущим поколениям правдивые свидетельства жизни нашей страны.
Первый номер «Улик» вышел в средине 2009 года и выходит поныне. Тысячи страниц, сотни и сотни публикаций составляют комплект журнальчика в газете по имени «Улики». Авторские разработки касаются самого широкого круга тем. А своей главной мишенью наши авторы объявляют подмётных пророков, как назвал фальсификаторов и лжецов поэт Леонид КОРНИЛОВ, выступивший с поэтической передовой в первом номере.
Подмётные пророки
Лежат поля истории и слышат,
Как писари за пахарем идут.
Что пахарь кровью собственной
напишет,
То писари истории сотрут.
Подделаны Заветы и Советы.
Распят, как Иисус, СССР,
Россия повторяет путь поэта,
Снимающего номер в «Англетер».
И новый день суют в петлю тугую,
С небес крадут гагаринский виток,
Заимствует историю чужую
Сверчок, про свой не знающий шесток.
Кто от рожденья без вести пропавший
В чужой стране и на чужом горбу,
Он даты передергивает наши,
Пытаясь втиснуть в них свою судьбу.
И мельтешат подметные пророки,
Но снятся Веды в запрещенном сне,
До времени талантливые строки
Чернеют в непечатной глубине.
Они едва доступны зренью чувства –
Святые имена наперечет,
И видит Бог, как подпись Заратустры
С ухмылкою подделывает черт.
В семье землян, увы, не без урода,
Но нашей вечной славы не украсть –
В истории великого народа
Пробелом станет нынешняя власть.
И писари еще сломают перья,
А пахари запашут их обман .
Есть время потрясающих империй,
В историю вошедших, как таран.
Есть время героического вида,
Во весь летящий космос новых лет
Советского Союза Атлантида
Еще всплывет созвездием побед.