Нам нового начальника назначили.
Сказали, что уж лучше не найти.
М. Ножкин
В связи с уходом старого губернатора, политического долгожителя Красноярья А. Усса, и назначением более молодого политика врио губернатора Красноярского края стал меняться не только состав кабинета министров (хотя многие из них еще находятся на прежней должности, проходя испытательный срок под строгим оком и.о. губернатора до выборной кампании), но и новые подходы к работе в муниципалитетах.
М.М. Котяков не только сам знакомился с положением дел на местах, но и назначил кураторов, ответственных за встречи с населением, анализ существующих проблем и путей их решения.
В народе их прозвали «смотрящими». За Ермаковским районом был закреплен М.С. Рабушко – и.о. министра строительства, который занимает эту должность с 2021 г. Узнав о приезде куратора в наш район и встрече с населением, у народа появилась надежда на решение хотя бы бытовых проблем. Народ шел на встречу, подготовив вопросы по откачке септиков, подачи воды, улучшения ее качества, снижения тарифов, асфальтирования и ремонта дорог, повышения уровня медицинского обслуживания, кадрового обеспечения больниц и поликлиник, спасения от наводнения…
Анализ вопросов говорит о низком уровне руководства местной администрации, о недофинансировании бюджета района, о его высокой степени дотационности и нежелании власти решать проблемы защиты жителей от наводнения, утилизации ТБО. Но он также показывает их узкий круг. Еще несколько лет назад звучали требования рабочих мест, создания предприятий, строительства и предоставления бюджетного жилья. И не потому, что эти проблемы неактуальны, а народ смирился с тем, что политика государства не направлена на решение этих вопросов не только на селе, но и в целом по стране. Куратор выслушивал вопросы, поднимал соответствующие службы, резко, по-начальственному критиковал их руководителей и на следующей встрече обещал озвучить принятые меры. Народ и удивился, и воспрял духом.
На второй встрече министр очень хвалил главу района за решение проблемы снижения тарифов на откачку и транспортировку ЖБО в соседний город, которая почему-то была решена за 2 ночи в региональной столице. Народ до сих пор задает вопрос: «Почему ночью?» Но подозревает, что это счастье ненадолго. Пройдут выборы, и карета окажется тыквой. Но нашлись экзальтированные дамы, которые за эту «добрую» весть даже обняли куратора. Как мало нам надо? А что дальше, что с очистными сооружениями? Ведь не будет государство долго возмещать расходы по утилизации ЖБО на дальние расстояния. Эта же проблема стоит и по твердым бытовым отходам. Старый полигон свое отработал. Но местное начальство не рискует строить новый, объясняя это тем, что тогда краевая власть заставит принимать ТБО с других районов юга края. Ответа пока нет ни у местной, ни у краевой власти. С водой обещали решить вопрос в ближайшее время.
Что касается проблем с медицинскими кадрами, то Михаил Станиславович предложил населению с плакатами постоять у медицинского университета в Красноярске, зазывая выпускников в села. Остальные проблемы благоустройства пока отданы на откуп местного руководства.
Вторая встреча резко отличалась от первой. Наш гость, похваливая местное начальство, допускал резкий тон в отношении к жителям. Но среди них нашлись такие, кто дал отпор на подобное поведение. Особенно его вывел из себя вопрос жителя о соответствии главы района своей должности, если села вымирают, экономика стагнирует, молодежь покидает малую родину.
Ну тут уж и.о. министра остро отреагировал: «Вы что, тут митинговать собрались?» Точно как в произведении М. Филатова. Говорил один из его героев:
Энто как же, вашу стать, извиняюсь, понимать?
Мы ж не Хранция какая, чтобы смуту подымать!
Кто хотит на Колыму – выходи по одному!
Власть боится неудобных вопросов. Ведь эта оценка местных руководителей касается и региональных. И подобная реакция на критику вызывает у населения подозрение, что эти встречи являются предвыборным этапом администрации края. И закончится общение с народом после выборов губернатора. А большинство проблем так и останутся нерешенными. И предвыборные обещания превратятся из кареты в тыкву. На следующую встречу «смотрящий» не появился.
Так стоит ли населению надеяться на лучшее, если у власти банкиры и финансисты, а точнее финансово-промышленный капитал. Тем более что претендует на должность губернатора человек этой же властной системы, которая не решала основополагающие вопросы жизни района.
Исполняющий обязанности губернатора работал в одном из самых одиозных ведомств в России – Министерстве финансов под руководством Антона Силуанова, верного друга и последователя Гайдара, ученика Чубайса и Кудрина. Он и его учитель являются системными либералами, которые реализовывают в нашей стране глобалистскую модель экономики. Их главная задача – сохранить Россию в качестве поставщика природных ресурсов для «развитых» государств. Ведь это то самое «мировое разделение труда», которое они считают безусловным благом.
В разрезе этой стратегии наш район рассматривается как источник разворовывания лесных богатств, предоставления территории для создания крупных торговых центров, баз отдыха, охоты, рыбалки для богатых дядей с других регионов. А сельчане для них лишь обслуга и дешевая рабсила.
А может, зря волнуются жители района и нужно молодому земляку, «талантливому финансисту», дать шанс на должности губернатора поправить социально-экономическое положение края и нашего района? Тем более что у него крепкие связи с правительством РФ. И сам президент его рекомендовал.
В Святом Писании сказано: «Не судите по внешности, но – по делам, по плодам их узнаете их. Ибо дела говорят яснее, чем слова».
Еще до окончания института, в 1997 году, Михаил Котюков в родном Красноярске начинал свою карьеру чиновника, занимая должности от экономиста до заместителя губернатора Красноярского края, министра финансов региона при губернаторе Александре Хлопонине, «рулил» финансами и бюджетами Красноярского края. Протекцию «талантливому финансисту» составил бывший декан университета Валерий Зубов, в ту пору занимавший пост губернатора региона и прошедший стажировку в США. Михаил Котюков в середине 1990-х годов, находясь на руководящих постах в финансовом блоке администрации Красноярского края, тесно работал с руководством «Норникеля», председателем правления которого был Александр Хлопонин. Впоследствии А. Хлопонин, став вице-премьером в кабинетах Путина и Медведева, способствовал переезду Котюкова в Москву.
Чем сопровождалась его финансовая деятельность в крае? Мягко выражаясь, ведомство, руководимое Михаилом Михайловичем, не блистало безупречностью. Счетная палата при проведении комплексной проверки установила нарушения в нецелевом, неэффективном, незаконном использовании бюджетных средств в 2006–2007 гг. В 2008, в 2009–2010 гг. в Красноярске произошли два крупных коррупционных скандала, связанных с незаконным бюджетным финансированием и хищением бюджетных средств авиаперевозчика «КрасАвиа», и завода «Сибтяжмаш. В 2009 году нашумела история с выделением бюджетных средств вне какого-либо конкурса на закупку оборудования для четырех молочных заводов некой фирме «Сосны», а затем предприятию «Сосна» бюджетные деньги в сумме 2,5 млн. евро. Согласно данным, озвученным в СМИ, в итоге российские миллионы благополучно «растворились» где-то в Израиле. Называя имена подозреваемых в мошеннической схеме, заместитель начальника УФАС по Красноярскому краю Олег Харченко, упомянул и Котюкова.
Успешный финансист, прибывший в Москву по протекции бывшего губернатора края, успел поработать с 2010 по 2012 год в Министерстве финансов РФ, а в 2013 г. возглавил новообразованное ведомство – Федеральное агентство научных организаций (ФАНО). Как отмечали СМИ, вступив в должность, Михаил Котюков стал решать проблемы отечественной науки чисто рыночными методами в сочетании с так называемой «палочной системой». Академическое сообщество обвиняло чиновника в излишней бюрократии и вмешательстве в научные исследования.
Но не только полным провалом псевдонаучных инноваций ФАНО характеризуется деятельность Михаила Котюкова. В конце декабря 2016 года стало известно о многочисленных нарушениях, допущенных в его ведомстве при заключении и реализации инвестиционных контрактов. Аудиторы Счетной палаты заявили о том, что в ходе проведения проверок были установлены признаки «нарушения имущественных интересов РФ» и другие нарушения действующего законодательства. Однако, по оценкам некоторых ученых, Михаил Котюков – это открытый для диалога специалист, без которого реформы в науке имели бы худшие последствия.
Помимо работы в рамках ФАНО он был задействован в работе над реформированием пенсионной системы и в корпорации «Олимпстрой». Затем руководством страны ФАНО было упразднено, но его функции перешли во вновь созданное министерство науки и высшего образования, которое и возглавил в 2019 г. Михаил Котюков. Это назначение удивительно, ведь из 18 лет трудового стажа на то время он лишь несколько лет имел хоть какое-то отношение к науке. А потому он был прохладно принят академиками.
Был ли успешен его труд на посту министра науки и высшего образования? Если с точки зрения финансов, то плачевно. Так, в 2010 году расходы на высшее образование в России составляли 1,4% ВВП, а в 2019 году уже 0,9% ВВП. Причем, падение в основном свершилось за счет свертывания бюджетных вливаний: с 0,8% ВВП в 2010-м до 0,5% в 2020-м.
И здесь его ведомство не обошлось без финансовых скандалов. В 2019 году на ближайших соратников министра науки и высшего образования России завели уголовное дело о крупном хищении. А статс-секретаря замглавы Минобрнауки Марину Лукашевич осудили на шесть с половиной лет колонии.
Имя Михаила Михайловича связано с увольнением некоторых известных ученых, которые критиковали деятельность его ведомства по отношению к науке.
Так, в 2015 г. был уволен директор Института геохимии имени Вернадского академик Э. Галимов после написанного им открытого письма с критикой действий ФАНО, не способствующих развитию науки.
Коллеги академика, который готовил лунные программы России, требовали отменить приказ. Разразился скандал. В итоге приказ был отменен, но ученый ушел с поста.
Так же Михаил Михайлович поступил и с нашим земляком Никитой Валентиновичем Волковым, доктором физико-математических наук, профессором, уволенным с должности директора Красноярского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук без объяснения причин. Хотя в предыдущие 2017, 2018 и первый квартал 2019 г. Минобрнауки выплачивал ему премии за высокие показатели эффективности работы учреждения.
Сам Никита Волков видит причины увольнения в неумении министра объективно оценивать ситуацию; непонимании реального состояния дел «на земле», личной неприязни министра и мести за попытку уволить его друга М.Г. Лубочникова, которого он заставил принять на работу в Центр, и который оказался некомпетентным, непорядочным и нечистым на руку заместителем директора.
Чем занимался наш земляк в качестве замминистра финансов РФ? На новой должности М. Котюков выступил за повышение финансовой грамотности населения. И вместе с коллегами замминистра участвовал в создании методических рекомендаций по достижению результата. Кроме того, Михаил Котюков стал одним из разработчиков Стратегии финансового рынка до 2030 года, которая в 2022 году была представлена Минфином РФ. А вот бюджет РФ на 2023 г. скроен его ведомством по прежним компрадорским лекалам. По сути, это бюджет продолжения колониальной зависимости и деградации России.
Однако деятельность Михаила Михайловича была высоко оценена губернатором Красноярского края, президентом Р.Ф. Он награжден Почетными грамотами, орденами Р.Ф: «За заслуги перед Отечеством» II и » I степеней, Орденом Дружбы.
В апреле 2023 г. Михаил Котюков был назначен и.о. губернатора Красноярского края.
Высокопоставленный пассажир уехал, оставив проблемный багаж своему преемнику.
А в нем: дефицитный бюджет с большим госдолгом, ниспадающая динамика экономики края, социально-экономические, экологические проблемы, решение которых написано в инструкции, оставленной при багаже. В ней ничего нового: все по старым лекалам – поиск инвестиций, включение в федеральные программы и проекты, без учета новых сложившихся внутренних и международных реалий.
Перед вновь избранным губернатором встанет задача – придача динамики экономическому развитию края. Все же Красноярский край – это 3,5 трлн рублей валового продукта, или 2,3% ВВП России. Если регион станет динамично развиваться, то он потянет за собой всю российскую экономику. А пока российская власть подтягивает к себе только политические кадры, выросшие из Красноярского бизнеса: Александр Хлопонин, Лев Кузнецов, Александр Усс, Андрей Воробьев, Андрей Клишас, М. Котюков, С. Верещагин и другие, которые, как эстафетную палочку передают из рук в руки должности в бизнесструктурах и в государственных ведомствах.
Михаил Михайлович – их ученик, их последователь. Стало ли лучше населению края и народу России от их присутствия во власти? Вопрос риторический. Уж если из самого богатого природными ресурсами, промышленным потенциалом края, созданным во времена СССР, не сумели создать условия для успешной экономики, высокого качества жизни населения, то что они могут предложить всему народу России?
Свою команду он формирует также из представителей финансовой сферы, к которым относятся и.о. главы правительства Красноярского края Сергей Верещагин и Михаил Рабушко, который работал в финансовой сфере, как частных, так и госучреждений, и сегодня исполняет обязанности министра строительства Красноярского края.
Таким образом, мы видим, что в российской экономике все более явственно проявляет себя взаимопроникновение властных и финансовых структур. Наше государство есть государство диктатуры буржуазии, в котором финансово-промышленные группы имеют огромное влияние на экономику России и края, а также на формирование кадровой политики. Наши губернаторы, сенаторы, члены Госдумы от Единой России – это их посланцы, тесно связанные с ними. И в период предвыборной кампании они оказывают огромное влияние на выдвижение кандидатур в разные уровни власти региона. Используя ресурс власти, бизнес, часто транснациональный, повышает эффективность своей деятельности, где работает основная форма капитала – «деньги – власть – деньги».. И это сам по себе тревожный факт.
Господин Капитал зачастую решает задачи успешности за счет сокращения издержек на оплату труда персонала, за счет сокращения налоговых отчислений, эгоистического использования ресурсов региона, как с точки зрения сырьевых запасов, так и с точки зрения доходов населения, экологии, варварской эксплуатации природных ресурсов, принадлежащих будущим поколениям.
Это ведет к резкому снижению качества жизни граждан страны, и отражается на здоровье населения, общественной безопасности и экологии территории, образовании и занятости населения, уровне дохода и обеспеченности населения необходимыми товарами и услугами, ухудшением медицинского обслуживания, жилищных условий. А это влечет за собой снижение численности населения.
Большинство из этих проблем глубоко укоренились на территории России, края и нашего района. Именно о них говорят жители наших сел на встречах с представителем власти, зачастую не подозревая, откуда растут ноги у этих проблемных ситуаций.
В бюджете Красноярского края вы не найдете статьи по развитию сельского хозяйства, промышленного производства, строительству экологических объектов, в которых нуждается весь край и наше село. Вместо этого предлагается знакомые понятия «поддержка», субсидии, которые не решают этой задачи.
Там нет обновленной программы по закреплению кадров на селе.
Некоторые граждане уверены, что достаточно сменить руководителя любого ведомства и жизнь наладится. Как говорила знакомая бабушка: каков рассол, таков и огурец.
Не меняя сложившейся социально-экономической, политической системы, невозможно добиться улучшения жизни большинства населения. Способен ли нынешний врио губернатора повернуть экономику края на развитие? Вряд ли. Его этому не учили. Его учителя – представители глобалистской экономики, где России уготована роль сырьевого, полуколониального придатка. А наш край рассматривается как богатая сырьевая база для распродажи ее ресурсов.
Галина НОВИКОВА,
жительница с. Ермаковское
Красноярского края