Ей способствуют офшоры, непрекращающийся отток капитала, увод из РФ средств «эффективными» собственниками.
Нам много рассказывают о сбежавших из России различных певцах и шутах гороховых, испугавшихся санкций, променявших заграничный рай на Родину. Но среди предателей немало толстосумов, отказавшихся от российского гражданства в обмен на сохранение в иностранной юрисдикции нахапанных в РФ богатств.
Недавно миллиардер Василий Анисимов отказался от российского паспорта, чтобы остаться за бугром с русскими капиталами. Мы помним, как в начале 90-х псевдокоммунисты сжигали свои партбилеты, отрекаясь от идеологии чести и справедливости. Теперь денежные мешки отрекаются от Родины. Это последняя стадия разложения человеческой личности.
Кто такой Анисимов? Бывший президент Федерации дзюдо в РФ, бизнесмен. Наживался, как все ему подобные, на спекуляциях, компаниях, по сути – на присвоении народного добра. Еще в 90-е Анисимов зарегистрировал в Швейцарии девелоперскую компанию Coalco, завладевшей, по данным Forbes, около 20 тыс. гектаров земли на юге Подмосковья. Сейчас состояние Анисимова равно 1,6 млрд долларов, и у него паспорта Доминиканской Республики, Хорватии.
Таких, как Анисимов, немало: владелец холдинга Freedom Тимур Турлов, нагребший, как утверждает Forbes, 2,4 млрд долларов, ставший гражданином Казахстана; отказался от российского гражданства Рубен Варданян, обладатель состояния в 1,3 млрд долларов и компании «Тройка Диалог»; Юрий Мильнер уехавший с семьей из РФ, как бы из-за несогласии с внешней политикой страны, прихватив «кошелек» с суммой свыше миллиарда долларов, «нажитых» в нехорошей России; Николай Сторонский, сын гендиректора АО «Газпром промгаз» Николая Сторонского, отказался от гражданства РФ, получил паспорт Великобритании, и вывез состояние в 7,1 млрд долларов. Список можно продолжить.
Еще масштабнее обескровливают Россию офшорники – собственники многочисленных российских предприятий, зарегистрировавших «свое» имущество в офшорах типа как Гибралтар, Маршалловы или Сейшельские острова, в княжествах Монако или Лихтенштейн и прочих «тихих» уголках планеты, чтобы не платить налоги и распоряжаться добром, не считаясь с государственными интересами своей страны. В либеральной РФ классу имущих разрешалось всё.
Но с началом специальной военной операции (СВО) в России сложилась трудная экономическая, производственно-техническая ситуация. Ее усугубляет офшорная вольница. В числе предприятий, зарегистрированных в офшорах, оказались стратегические, обеспечивающие обороноспособность страны объекты, там же остаются значительные денежные средства. Были надежды, что они станут инвестициями для экономики РФ. Но «эффективные» собственники предпочли их прокручивать в офшорах, и на этом неплохо обогащаться. Любителей денег не встревожило даже то, что родная страна втянута в войну с укронацистами, и тысячи россиян пошли на фронт сражаться с врагом, не щадя своих жизней. Преданные своей стране бойцы, возможно, даже не подозревают, как вредят офшорники России, выкачивая из нее ресурсы.
Попытки вернуть из зарубежных офшоров российские активы не раз предпринимались правительством. Госдума утверждала законы, предлагавшие собственникам за возврат из офшоров благоприятнейшие условия для их бизнеса. Даже были созданы Специальные административные районы (САР) для перевода в них холдинговых структур, крупных российских предприятий из офшорных юрисдикций. САРы появились в августе 2018 года на острове Русский в Приморье и на острове Октябрьский в Калининградской области. Однако в САРы пришло немного российских компаний. Их чуть прибавилось после начала СВО, когда некоторые компании российского происхождения стали притеснять за рубежом из-за действующих антироссийских санкций. Но большая часть российских активов остается в офшорах.
Власть РФ заняла выжидательную позицию. А думская оппозиция взялась исправить положение. Группа справроссов внесла в Госдуму законопроект «О деофшоризации». Он сразу не понравился кабмину и единороссам. Разработчики, в отличие от предыдущих инициатив, не лебезили перед собственниками, а поставили им жесткие условия:
если в течение полугода не будут перерегистрированы прописанные в офшорных зонах шахты, заводы, трубопроводы и торговые сети, то эти владения перейдут под управление Росимущества, т.е. будут национализированы.
А как иначе, возмущался один из авторов законопроекта Михаил Делягин:
«Почти два года Россия ведет боевые действия. Но во многих сферах государство не просто не стремится к повышению эффективности, а, напротив, как будто пытается жить по-старому, как будто даже вот-вот откажемся от суверенитета, передадим его Западу, вернемся в кровавые для народа и благословенные для наших врагов 90-е годы».
«Огромная часть крупного российского бизнеса, – подчеркивал депутат, – по-прежнему зарегистрирована в офшорах, там же остается почти весь ритейл. Собственники не желают возвращаться на свою Родину, где получают прибыли. Офшорный «бизнес» лишает бюджет РФ триллионных доходов, способствует выводу из страны колоссальных средств. Зарегистрировав в офшорах российские предприятия, собственники воспринимают свою страну как нечто постороннее, как объект эксплуатации, служащий только для выкачивания прибылей. Между тем большинство офшоров, в том числе и тех, где осели активы РФ, контролируется США и Англии, что объективно ставит офшорные капиталы России в зависимость от враждебных спецслужб, нацеленных на нанесение нашей Родине вреда.
Представьте, что вся розничная торговля кроме одного госритейлера в один день закрывается под благовидными предлогами… У нас, кстати, уже закрывались НПЗ на ремонт разом и прямо перед организованным Минфином топливным кризисом, усилив его. У нас уже ликвидировали птицефабрики разом и прямо перед яичным кризисом, тоже усилив его. Подобные механизмы отработаны в российской экономике, в больших масштабах и под внешним управлением. Это оправдывает принудительную деофшоризацию, поскольку возможности добровольности исчерпаны».
Законопроект «О деофшоризации» простой. Как сказано в пояснительной записке, все активы, расположенные в России, но находящиеся в собственности целевого управления офшорных компаний, если не перерегистрируются в РФ за полгода, будут конфискованы. Активы, возвратившиеся в отечественную юрисдикцию, станут объектами налогообложения и будут управляться в интересах России.
Конечно, отмечают авторы инициативы, потребуется изменить государственную политику. Но это стоит сделать во имя того, чтобы остановить удушение страны искусственно созданным денежным голодом, и поощряемым тотальным произволом монополий.
А пока офшорная аристократия сопротивляется, чтобы не допустить возврата капиталов в РФ. Судьба Родины абсолютно не беспокоит жирных котов. Что и подтвердило напряженное обсуждение законопроекта в Госдуме.
Единороссы – преданные лоббисты офшорников. В спор с авторами законопроекта вступил член «ЕдРа», экс-министр труда и председатель комитета по экономической политике Максим Топилин. Он укорял разработчиков за то, что они «посягнули на стандартные правоотношения», что «захотели изменить базовые отношения собственности» (собственностью называет то, что отнято у государства). Топилин дал извращенный смысл законопроекта, лишь бы его отвергнуть.
Но, упрекая сторонников деофшоризации в нарушении «международного права», «норм ВТО», Топилин тут же получил ответку. Ему освежили в памяти, что «ВТО не работает с 2016 года, о чем говорил министр иностранных дел Лавров», а «международное право отменено еще в 1999 году».
В числе недостатков законопроекта Топилин указал на отсутствие цифр. А когда его спросили, сколько компаний вернулось в РФ и сколько осталось в офшорах, единоросс стушевался и, заикаясь, стал вспоминать: 200… 300…, явив собою жалкое зрелище. Лучше бы честно сказал, что Минэкономразвития скрывает цифры, так как их невыгодно показывать.
Именно засилье в финансово-экономическом блоке правительства чиновников, ориентированных на поддержку капиталистов, той самой офшорной аристократии, а не на укрепление государства, и стало, по мнению думской оппозиции, тормозом в проведении деофшоризации.
«Как рассуждают эти чиновники? Зачем, мол, ссориться с Западом? Вдруг что-нибудь когда-нибудь рассосется. И ВТО заработает, и воскреснет международное право», – иронизировал Делягин.
Правота думской оппозиции брала верх. И тогда подал голос единоросс Александр Максимов, произнеся постулаты из лихих 90-х: «Государственная собственность неэффективна, а офшоры способны приносить дополнительную прибыль. …А вы хотите всё вернуть в государственные руки и разрушить экономику (рыночную), которая создавалась по крохам? Только частное управление позволяет рождать частное предпринимательство…»
Зал даже притих от удивления. Максимов озвучил теорию Гайдара-Чубайса-Кудрина и нетрезвого Ельцина, оказавшуюся на деле полной ахинеей. Сейчас и правительство, и думское «ЕдРо» стараются не упоминать про «эффективных» собственников, разваливших экономику РФ и продавших всё, что только им под руку попало.
Оскандалившийся Топилин больше не возникал, а коммунисты решили подискутировать.
«Кто попал в офшоры? – задался вопросом Николай Коломейцев (КПРФ), – те, кто за шапку сухарей хапнул триллионные состояния, и отправил их туда, где можно получать дешевые кредиты и обогащаться, не выплачивая даже мизерные налоги, установленные в России. …Поэтому собственники вывели активы туда, где выгоднее, а всё плохое – минимальную зарплату, загрязненную экологию, истощение ресурсов – оставили в РФ».
Депутаты от КПРФ доказывали, что национализация нужна, ее во всех капстранах проводят в целях оздоровления предприятий, доведенных до ручки «эффективными» собственниками.
Но единороссов от одних слов «национализация», «деофшоризация» в дрожь бросает. Большинство из них успели за рыночные годы обогатиться, и теперь они боятся потерять «нажитое непосильным трудом».
При голосовании, законопроект «О деофшоризации» поддержали 98 депутатов – КПРФ и справроссы. «ЕдРо» промолчало, провалив тем самым принятие в первом чтении необходимого для государства документа.
Делягин заявил, что «отвергшие законопроект ответили, что им важнее жизни сограждан сверхприбыли олигархии, способствующей через офшорную систему, убийству неофашистами наших воинов и мирных жителей Донецка, Луганска, Белгорода, Крыма, Запорожья, Херсона…
Коммунисты пообещали продолжить борьбу за деофшоризацию, национализацию, за развитие отечественной экономики, настаивая на рассмотрении аналогичных законопроектов, внесенных фракцией КПРФ в Госдуму.
Галина ПЛАТОВА