Skip to content
Top Menu
13.05.2025
  • О газете
  • Редакция
  • Блог редакции
  • Подписка
  • Правила поведения на сайте
  • Реклама
  • Старый сайт
  • Старый HTML сайт
Газета "Советская Россия"

Газета "Советская Россия"

Выпускается с июля 1956 года

 Версия сайта для слабовидящих
  • Главная
  • Новости
    • Главные новости
    • В мире
    • В потоке событий
    • Голос народа
    • Культура
    • Социальная хроника
    • Политика
    • Слово партнёрам
  • Номера
    • Все номера
    • 2023
    • 2022
    • 2021
    • 2020
  • Авторы
  • Об издании
    • О газете
    • Редакция
    • Блог редакции
    • Написать в редакцию
  • Подписка
  • Реклама
Main Menu
Отечественные записки

«Роллс-Ройс» для вождя

24.04.202402.05.2024 - 4 комментариев.
3
Поделились

Когда в Историческом музее в Москве я впервые увидела этот роскошный автомобиль и узнала, кто на нем ездил, то первая мысль была оправдательная, мол, остался с царского гаража – не выбрасывать же, вот Ленину и достался. Но сюжет этой истории оказался намного интереснее.

О «Роллс-Ройсе» Ленина ходит много легенд. Одни говорят, что это действительно автомобиль из царского гаража, другие утверждают, что это машина 1916 года выпуска, приобретенная в 1920 наркомом внешней торговли Красиным в знак установления торговых отношений молодого Советского государства с Великобританией. Но разгадка иная.

Дату изготовления и заказчика конкретного «Роллс-Ройса» легко вычислить по серийному номеру. У этого автомобиля он 17KG. По данным фирмы-изготовителя, этот автомобиль изготовлен по заказу советского правительства в 1922 году.

«Серебряный призрак»

Он прекрасен: открытый кузов фирмы «Баркер», эмблема «Роллс-Ройс» на капоте в виде статуэтки крылатой богини Ники, наклонившейся навстречу ветру – «Дух экстаза». На фронтоне знаменитый логотип фирмы из первых букв имен основателей инженера-конструктора Генри Ройса и автогонщика и предпринимателя Чарльза Роллса – две переплетающиеся латинские литеры «R». Три тонны веса, 4,5 метра в длину. Это редкий представитель легендарной первой серии «Серебряный призрак». Почему такое название у первенца «Роллс-Ройса»?

В отличие от многих других марок автомобилей того времени, которые тарахтели и пыхтели, «Роллс-Ройс» ехал почти бесшумно, подкрадывался мягко и незаметно, словно призрак. Мотор работал настолько плавно и тихо, что поставленная ребром на капот «Роллс-Ройса» монета не падала при работающем двигателе. Определение «серебряный» автомобиль получил по выставочному образцу 1907 года серебристого цвета.

За 19 лет, которые выпускалась модель «Серебряный призрак», было произведено 8412 автомобилей. Они разлетелись по всему свету и принесли фирме мировую славу. 78 из них были проданы в Россию.

 Роллс-Ройс в царский гараж

Первый «Роллс-Ройс» в России появился в 1911 году. Его приобрел великий князь Михаил Романов, брат императора Николая II. Спустя два года «Роллс-Ройсы» серии «Серебряный призрак» появились и в императорском гараже. Они предназначались для дочерей Николая II. Хотя сам император к этой марке был равнодушен и предпочитал роскошные автомобили французской фирмы «Делоне-Бельвиль».

В императорском гараже было более двадцати легковых автомобилей. После Февральской революции 1917 г. они стали достоянием временного правительства, а с октября 1917-го служили Совету народных комиссаров Советской Республики.

К 1917 г. владельцами автомобилей «Роллс-Ройс» в России помимо царской фамилии были представители около трех десятков самых богатых и знаменитых семей России. В их числе граф Сумароков-Эльстон Феликс Юсупов, владельцы бакинских нефтяных промыслов братья Нобели и другие.

 Первый служебный автомобиль Ленина

Свою первую поездку по Петрограду председатель Совнаркома Ленин совершил 27 октября 1917 на французском лимузине «Тюрка Мери». Почему из огромного числа автомобилей бывшего императорского гаража был выбран именно этот автомобиль? Все дело в водителе. За этим автомобилем был закреплен С. Гиль – самый лояльный к новой власти из всех бывших царских водителей.

До Февральской революции этим автомобилем пользовалась великая княжна Татьяна – старшая дочь Николая II. После его облюбовал Керенский. А потом на этом автомобиле ездил Ленин.

 Как создавалась автобаза Совнаркома?

Автобаза Совнаркома хотя и была изначально создана на основе императорского гаража, но постепенно принцип подбора автомобилей изменился. Для поездок Ленина выбирались те автомобили, которые были в наилучшем состоянии. Первоначально это были «Делоне-Бельвили», постепенно их сменили «Роллс-Ройсы».

 Почему отдали предпочтение именно «Роллс-Ройсу»?

Любой автомобиль требует ремонта. В суровых реалиях того времени поддерживать в рабочем состоянии иностранные автомобили было крайне сложно. Они были слишком ненадежны, другие слишком «нежные», таким как раз, по воспоминаниям руководства автобазы, оказался любимец индийских махараджей роскошный британский автомобиль «Нэпир».

Главной проблемой оказалось отсутствие запчастей. Молодое Советское государство оказалось в кольце экономической блокады. Ни купить новые автомобили, ни достать запчасти на уже ввезенные возможности не было. Приходилось даже разбирать два автомобиля одной зарубежной марки, чтобы собрать один.

Почему советское руководство отдавало предпочтение зарубежным автомобильным маркам? Почему после революции перестало существовать собственное производство легковых автомобилей? Об этом небольшой исторический экскурс ниже.

 Когда появился первый российский автомобиль?

Первый российский автомобиль был построен и продемонстрирован в 1896 году изобретателями Яковлевым и Фрезе. В последующие годы в России появился ряд частных автофирм. Одной из наиболее крупных являлся рижский Русско-Балтийский завод, основанный в 1874 году. (26 мая) 8 июня 1909 года из его ворот выехал первый серийный автомобиль российского производства – «Руссо-Балт».

«Руссо-Балт» представлял собой изящную двухместную машину серого цвета с 24-сильным 4-цилиндровым двигателем. Эти автомобили собирались из узлов и деталей иностранного и российского производства. Разрабатывала и изготавливала их бельгийско-русская команда под началом молодого бельгийского конструктора Жюльена Поттера. Машины пользовались устойчивым спросом и неплохо проявили себя и в российских, и в международных автогонках.

Они получили репутацию надежных и выносливых машин, а также признание официальных кругов. Даже со стороны императорского гаража в 1913 году был сделан заказ на две модели машин «К-12» и «С-24».

Автомобили с успехом экспонировались на пяти выставках, в том числе в международных автомобильных салонах 1910 и 1913 годов в Петербурге, и были отмечены пятью золотыми медалями.

Завод также начал получать государственные заказы от российского военного ведомства. Большая часть автомобильного парка Российской армии состоял из машин «Руссо-Балт». Примечателен тот факт, что у завода закупались не только машины, но и шасси для использования на броневиках.

Кроме того, большую часть деталей, узлов и механизмов завод изготавливал собственными силами. За границей закупались только шины, шарикоподшипники, и масляные манометры.

Русско-Балтийский вагонный завод занимался выпуском автомобилей крупными сериями, причем внутри каждой из них существовала практически полная взаимозаменяемость по узлам и деталям. Известен документально факт, свидетельствующий о том, что один из автомобилей, выпущенных в 1910 году, под индексом «С-24», за 4 года эксплуатации прошел 80 тыс. км без серьезных поломок и ремонта.

В 1918 году предприятие было национализировано и продолжило свою историю уже как бронетанковый завод.

Начало истории автопрома СССР было положено в 1924 году выпуском первого советского грузовика АМО-Ф-15, прообразом которого стал итальянский автомобиль FIAT 15 Ter. Но это уже совсем другая история.

 Торговое соглашение с Великобританией

В 1921 г. молодое Советское государство подписало торговое соглашение с Великобританией. Появилась возможность приобретать запчасти и автомобили, потребность в которых постоянно возрастала. Осенью 1921 года в советский правительственный гараж поступили два купленных в Англии подержанных «Роллс-Ройса» 1916 и 1920 годов выпуска.

 Надежный автомобиль – символ устойчивости советской власти

После Гражданской войны началось дипломатическое признание Советской России. Появилась возможность покупать импортные автомобили разных марок. Автомобиль становился неким показателем стабильности в стране и устойчивости советской власти.

Для обеспечения безопасности вождя 1 января 1921 года отдельно от гаража СНК стал функционировать Гараж Особого назначения (ГОН), который обслуживал только Ленина и членов его семьи.

В 1921 году для правительственного гаража была подана заявка о закупке пятнадцати «Роллс-Ройсов». Высший Совет Народного Хозяйства (ВСНХ) тут же возразил, мол, зачем покупать дорогие «Роллс-Ройсы», когда есть возможность купить более простые немецкие «Мерседесы» – торговое соглашение с Германией к тому времени уже было подписано.

«В своем ответе ВСНХ начальник автобазы Совнаркома А.П. Медведев утверждал: во-первых, за несколько лет работы с автомобилями разных производителей специалисты убедились, что «Роллс-Ройс» является самым надежным, а значит, и наиболее безопасным автомобилем для перевозки первых лиц государства; во-вторых, «Роллс-Ройс» гораздо реже требует дорогостоящего ремонта, а «наша страна не настолько богата, чтобы покупать дешевые автомобили»; в третьих, в правительственном гараже было сконцентрировано максимальное количество «Роллс-Ройсов», сотрудники автобазы искали их по всей стране, отдавая взамен машины других марок из царского гаража. Медведев настаивал на покупке автомобилей марки «Роллс-Ройс», поскольку именно они могли обеспечить бесперебойную работу автобазы Совнаркома», – приводит факт Государственный исторический музей.

Заказ на «Роллс-Ройсы» был направлен в Англию в 1922 году. Всего для правительственного гаража удалось приобрести только три автомобиля, а не пятнадцать. Связано это с тем, что англичане настояли на продаже новых машин, а не подержанных. Все три правительственных «Роллс-Ройса», купленных в 1922 году, сохранились: один находится в Государственном историческом музее в Москве, второй – в Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге, третий – в музее-заповеднике «Горки Ленинские».

«Непролетарский» автомобиль вождя

Первый новый «Роллс-Ройс» прибыл в Советскую Россию летом 1922 года. Именно он хранится сейчас в Государственном историческом музее в Москве. На нем был установлен усиленный мотор мощностью в 55 лошадиных сил, скорость он развивал до 110 км/ч.

Именно этот автомобиль был передал вождю и стал его постоянным служебным автомобилем. А начиная с 1923 года, в последние месяцы жизни Ленина, был предоставлен ему не только для служебных, но и для личных целей – прогулок для восстановления здоровья после инсульта.

После смерти Ленина «Роллс-Ройс» продолжал работу в автобазе Совнаркома и в разных организациях, подтверждая своей долгой службой обоснованность выбора автомобиля именно этой марки для правительственного гаража в том далеком и непростом 1922 году.

В 1937 году автомобиль побывал в серьезной аварии.

В 1959 г. рабочие Московского автомобильного завода им. Лихачева восстановили ленинский «Роллс-Ройс», и он своим ходом доехал до Красной площади. За рулем был Борис Николаевич Курбатов – спортивный гонщик, лидер спортивной команды ЗИС в 1950–1960-х годах, мастер спорта СССР.

 Наши дни

В начале XX века высокая стоимость автомобиля являлась гарантией его качества и надежности.

В начале XXI века капитализм больше не заинтересован в изготовлении качественных, надежных и долговечных вещей. «Фаст-фуд» от автопрома – это то, чем нас «кормят» сегодня. Но, впрочем, относится это не только к автомобилям. Цена больше не является гарантией качества. Интересно, а какую бы автомобильную марку выбрали сегодня для Гаража Особого назначения Ленина?

Источник информации. При подготовке статьи использованы данные Государственного исторического музея. Блог исторического музея.

 

Другие статьи автора

  • Философ вычислял предсказания
  • Топорик прихватили у русских князей
  • Рысью на Шантаже
  • Почему освобожденные народы Европы вновь волком смотрят на Россию?
  • Почему Ленин – это не о прошлом, а о будущем?

Другие материалы номера

  • Уроки «приватизации» 90-х
  • Скоро Донбасс будет освобожден!
  • Свыше 300 тысяч военных РФ смогли реструктуризировать долги по кредитам
  • Революция в умах: Россия стремительно краснеет на фоне роста неравенства
  • Пушкин в Крыму
  • Путь Ленина – великий пример созидания и побед
  • Пролог к «катастройке»
  • Программная цель: утроить ВВП
  • Приехали!
  • Пока Украина ждет военную помощь, Россия готовит мощное наступление
  • Наши не останавливаются ни на минуту
  • Напор «большой воды»
  • Министр обороны проверил развитие инфраструктуры на космодроме Плесецк
  • Миграционная политика
  • Матвиенко заявила, что школьные учебники должны проходить через одобрение РАН
  • Лукашенко избран председателем Всебелорусского народного собрания
  • Арестован Тимур Иванов – замглавы Минобороны РФ

Похожие новости

МЭФ дискутирует: Новая индустриализация и умножение народа

23.04.202524.04.2025

Русский лес и его судьба

23.04.202523.04.2025

«Родина или смерть! Мы победим!»

23.04.202523.04.2025

Навигация по записям

Предыдущая новость Пролог к «катастройке»
Следующая новость Скоро Донбасс будет освобожден!

Свежий номер

  • №51 (15607), 13 мая 2025 г.

    №51 (15607), 13 мая 2025 г.

    13.05.2025

Календарь публикаций

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  
« Мар   Май »

Архив номеров

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  
« Мар   Май »

Опрос

Подорожание чего Вы сильнее всего ощутили в последнее время?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Мы в соц.сетях




Блог редакции

  • Как стать участником форума (комментатором) на сайте. Подробная инструкция
  • Требуется ваша помощь!
  • Обновляем сайт
  • Готовимся к переезду

Свежие комментарии

  • robot к записи Стамбул ждет. Киевские власти в растерянности…
  • Victorovich к записи Европу потряс скандал: богатейшие магнаты сознались в спонсировании нацизма
  • Victorovich к записи Европу потряс скандал: богатейшие магнаты сознались в спонсировании нацизма
  • Victorovich к записи Стамбул ждет. Киевские власти в растерянности…
  • robot к записи Немедленно возобновить прямые переговоры

Слово партнёрам

  • Какой бизнес открыть в ОАЭ?

  • Значение розовых роз: когда и кому стоит дарить

  • Задвижки для трубопроводов: зачем они нужны и как их выбирать

  • Разработка проектов нормативов допустимых выбросов: зачем это нужно и где заказать

  • Как купить коммерческую недвижимость для сдачи в аренду

Праздники

Май 2025

Вторник, 13 мая

Весь день
День Черноморского флота ВМФ России

День Черноморского флота ВМФ России — ежегодный праздник, отмечаемый 13 мая в честь создания Черноморского флота. День был учрежден приказом главнокомандующего ВМФ Российской Федерации № 253 от 15 июля 1996 года.Весной 1783 года, после прис

https://www.calend.ru/holidays/0/0/42/
Повторяется ежегодно
День охранно-конвойной службы МВД России

День работников охранно-конвойной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации, или, как его еще называют, День конвоира, отмечается в России ежегодно 13 мая, согласно приказу МВД РФ от 23 октября 2002 года № 1026 «Об объявлении даты об

https://www.calend.ru/holidays/0/0/3099/
Повторяется ежегодно

Об издании

Газета «Советская Россия»

Свидетельство о регистрации СМИ №01218 от 29.06.1992

Главный редактор: В. Чикин

Разработка

Сайт создан в Site Works

ВОЗРАСТНОЕ ОГРАНИЧЕНИЕ

21+

Меню

  • О газете
  • Редакция
  • Блог редакции
  • Подписка
  • Правила поведения на сайте
  • Реклама
  • Старый сайт
  • Старый HTML сайт
Авторсие права: © 2025 Газета "Советская Россия".
Работает на Wordpress
Главная
Вход
Вход
Регистрация
Регистрация
Авторизация
Регистрация
*
*
Войти, используя социальный аккаунт
Вход Потеряли пароль ?
Авторизация
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти, используя социальный аккаунт
Зарегистрироваться
Авторизация Регистрация
Генерация пароля
Получить новый пароль