В ответ на критику с стороны ряда СМИ, что Госдума, принимая антимигрантский закон, намерена практически избавиться от мигрантов, депутаты возразили: о полной высылке «иностранцев» из ближнего зарубежья, т.е. понаехавших из бывших советских республик, речи не идет, предпринята попытка с помощью законодательства несколько ужесточить и упорядочить режим пребывания в РФ мигрантов, ставших рассадником терроризма и тяжких преступлений. В том смысл законопроекта «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в целях повышения эффективности федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции), принятого Госдумой во вторник сразу во втором и третьем чтениях единогласно (за – 420, воздержавшихся и против – 0).
Данный законопроект, по словам единоросса Константина Затулина, – это декларация лояльности к законам РФ, традициям и обычаям нашей страны для тех, кто приезжает к нам из Таджикистана, Узбекистана, Кыргызстана и других стран, ставших самостоятельными после развала СССР. Документом вносятся существенные поправки, дополнения и изменения в ряд действующих законов, в том числе в закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ», о въезде (выезде) иностранных граждан из РФ и ряд других. Новым законом Госдума хочет научить прибывших в Россию на заработки соблюдению норм жизни, установленных в РФ.
К сожалению, многие из приезжих не хотят их выполнять. Чтобы такие мигранты были на виду у российских властей, будет создан реестр контролируемых лиц. При нарушении этими «иностранцами» режима пребывания в РФ, они будут высылаться из нашей страны, причем если раньше для выдворения мигранта требовалось судебное решение, то теперь без суда и следствия нарушителей российских законов будут депортировать за пределы России правоохранительные органы.
Закон сокращает вдвое срок пребывания в России иностранных граждан на безвизовой основе со 180 до 90 дней.
Приоткрывается банковская тайна, касающаяся банковских услуг для мигрантов, попавших в реестр контролируемых лиц, в том числе и занимающихся бизнесом, для органов МВД, чтобы правоохранители могли отслеживать получение доходов и расходование средств иностранными гражданами, что поможет предотвращать правонарушения.
Контролируемым мигрантам запрещается работать водителями такси, в целом водить машины. Запрещается им также регистрировать браки, так как эти лица ограничиваются в выборе места проживания.
Правительству РФ дается разрешение проводить миграционные эксперименты, упоминание и рамки которых отсутствуют в законодательных актах. Разрешение дается в связи с изменениями правил въезда и выезда из страны. Так называемые эксперименты, скорее всего, будут связаны с цифровизацией и использованием биометрических данных для дополнительного контроля за «гостями». Порядок проведения испытаний правительство утвердит своими постановлениями. «Эксперименты» затронут регионы, наиболее наполненные мигрантами, Москву, Подмосковье, Питер. Губернаторы этих субъектов получат дополнительные полномочия по работе с приезжей рабсилой.
Обсуждение данного закона во втором чтении было жарким. Большинство поправок, предложенных оппозицией, отброшены. Володин объяснял это пассивностью министерств, которых напрямую касается мигрантское законодательство, – Минтруда, МВД, Минэкономразвития, Минобразования… Эти ведомства обязаны были рассматривать и оценивать депутатские поправки, но не занимались данной важной работой, поэтому пришлось отклонить многие поправки. А представители этих министерств даже не пришли на такое сложное второе чтение законопроекта. Что оставалось законотворцам? Не зная, как относятся правительственные чиновники к поправкам, они вынуждены были их отклонить.
На тех же основаниях отклонены 15 поправок коммуниста Михаила Матвеева, получившего травму от рук разъяренного мигранта. Михаил Николаевич плотно занимается мигрантской темой и настроен на решительные меры по наведению порядка в этой сфере.
Так, Матвеев предлагал вписать в закон ряд требований к мигрантам – уважительно относиться к местному населения, уважать религиозные чувства россиян, строго соблюдать требование на знание русского языка, не допускать в русские школы детей мигрантов, не знающих русского языка, что тормозит процесс обучения остальных детей. Любые проявления злобы, агрессивного поведения со стороны мигрантов, детей или взрослых, строго наказывать вплоть до высылки.
Жесткость подхода, по мнению Матвеева и ряда других депутатов, оправданна. Согласно статистике Следственного комитета, на 70 процентов выросло количество преступлений среди детей мигрантов за первые четыре месяца 2024 года.
Принятый закон, как считает Затулин, далек от совершенства, его придется шлифовать. Ожидается, что в осеннюю сессию будут проведены большие парламентские слушания о мигрантской политике в РФ, и поправки Матвеева смогут войти в будущие законы, которые непременно появятся, не сомневаются спикер Вячеслав Володин, председатель комитета по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Леонид Калашников и многие депутаты от оппозиции.
Галина ПЛАТОВА