Послесловие к празднику
В ПОСЛЕДНЕЕ воскресенье июля, 28 числа, наша страна в юбилейный, 85-й раз отметила День Военно-Морского Флота. Этот праздник был установлен постановлением Совета Народный Комиссаров СССР и ЦК ВКП(б) 22 июня 1939 года по предложению наркома ВМФ СССР Николая Герасимовича Кузнецова – к слову, личности уникальной и легендарной, которому, я надеюсь, мы как-нибудь посвятим отдельную статью – и первоначально отмечался 24 июля. Как было указано в постановлении, праздник вводился «в целях мобилизации широких масс трудящихся вокруг вопросов строительства Рабоче-Крестьянского Военно-Морского Флота Союза ССР и стоящих перед ним задач». А в 1980 году Указом Президиума Верховного Совета СССР было установлено, что праздник будет отмечаться ежегодно в последнее воскресенье июля, и этот порядок сохранился до сегодняшнего дня.
Как и более широкий праздник, 23 февраля, День Советской Армии и Военно-Морского Флота, – советский флотский праздник сумел преодолеть все трудности и дожить до того момента, когда к государству начало приходить понимание, что без сильных армии, флота и друзей в нынешнем мире стране просто не выжить, и что нашим бывшим западным геополитическим партнерам мы можем понравиться только в одном качестве – в качестве вареной курицы в кастрюле.
С момента своего основания День Военно-Морского Флота стал, в самом хорошем смысле, служить пропагандистским целях государства, и это было правильно. Напомню, один из лучших и один из самых моих любимых фильмов – «Офицеры», был снят по заказу Министерства обороны СССР, ставил своей целью пропаганду службы в армии и справился с этой задачей блестяще.
В День Военно-Морского Флота проводятся парады, смотры, торжественные построения, зрелищные выступления флотских подразделений и другие мероприятия. В последние годы День Военно-Морского Флота, по моим ощущениям, проводится все более торжественно и уважительно, а его значимость растет. И в этом смысле День Военно-Морского Флота следует за другими праздниками, скажем так, из его же семьи – 23 Февраля, который сейчас носит название День защитника Отечества, и, конечно же, День Победы. Значимость этих праздников росла, по моим наблюдениям, последние 10–15 лет, особенно Дня Победы, который стал поистине главным, объединяющим весь народ праздником. Но процесс перешел в новое качество, когда после 24 февраля 2022 года наши бывшие «партнеры» перешли от «холодной войны» к войне гибридной с элементами «горячей», и либеральный дурман, которым нас в огромных дозах почти три десятилетия накачивала пропаганда, развеялся в целом в обществе практически окончательно.
Как говорят в таких случаях, пробуждение было горьким. Мы, не только мы с вами, коммунисты, которые три десятилетия, как Кассандра, предвещавшая падение Трои, били во все колокола, что страна находится в большой опасности, но и всё общество в той или иной степени стало осознавать, что страна оказалась на грани колонизации, и что западные «партнеры», а по сути враги, не пожалеют ни сил, ни средств для реализации своих целей. И что вся идеологическая концепция, начиная с «перестройки» – «просто пожить, как нормальные государства», оказалась в корне не верна. Оказалось, что «нормальные государства» ушли от нормальности. Пример – Олимпийское движение, вычеркнувшее из своих рядов команду нашей страны (и что уж совсем необъяснимо с разумной точки зрения – команду Белоруссии) и без проблем привечающее команду Израиля, страны, показывающей поистине ветхозаветную жестокость в отношении Палестины.
И если уж вспомнили об Олимпиаде, смотреть которую я лично не буду ни в каком качестве, то, похоже, символом «новой нормальности» стала отвратительная сцена – шоу трансвеститов, пародирующих (да-да, МОК в своих убогих извинениях так и сказал – пародирующих!) библейскую сцену Тайной Вечери. Нужна ли нам такая «нормальность»? Лично мне кажется, что нашей стране, нашему народу ее можно навязать только силой. И без сомнения, Запад сделал бы это не задумываясь, потому что из истории мы знаем, что государства, чьи власти и народы решали «просто пожить», быстро съедались своими соседями, и кто не хотел кормить свою армию, начинал кормить чужую.
И ВОТ тут мы снова возвращаемся к Дню Военно-Морского Флота. Снова, как и в советские времена, парады кораблей, прежде всего, в Ленинграде, показали нашу мощь. Совершенно очевидно, что победить нас военной силой просто невозможно. Мы не Ирак, не Ливия, не наша любимая многострадальная, растерзанная Югославия. Мы видим, что у нас есть армия, есть флот и, что было важно всегда и крайне важно в нынешнем мире, у нас есть друзья, да еще какие!
В параде на Неве приняли участие корабли ВМФ Китая, Индии и Алжира. Собственно, даже если только этими странами участие бы ограничилось, то по населению это было бы почти в пять раз больше, чем страны «Большой Семерки». Но кроме этих трех стран своих представителей для участия в празднике направили еще 28 стран – это Азербайджан, Бахрейн, Бразилия, Венесуэла, Вьетнам, Гвинея, Джибути, Египет, Индонезия, Иран, Камбоджа, Камерун, Катар, Кения, Конго, Куба, Ливия, Марокко, Мозамбик, Мьянма, Намибия, ОАЭ, Пакистан, Сирия, Танзания, Шри-Ланка, Эфиопия и ЮАР. Прекрасный атлас!
Освещение Дня Военно-Морского Флота на Западе, судя по выдержкам из прессы, несет явные нотки истеричности. «Россия традиционно использует День Военно-Морского Флота для демонстрации силы. В этом году глава Российской Федерации Путин выступил с заявлением о реакции России на размещение новых американских ракет в Германии», – пишет немецкое издание «Focus». Да, именно так. Именно демонстрация силы. Потому что мы слишком уж наглядно видим, к чему приводит демонстрация слабости, или хотя бы лояльности, которую западные хищники в дорогих очках, галстуках и костюмах тоже принимают исключительно за слабость.
ДУМАЮ, все мы знаем историю Военно-Морского Флота в Российской империи и СССР. Флот развивался сообразно потребностям государства, исходя из стоящих перед государством задач. Поэтому ничего удивительного, что своей вершины флот в нашей стране достиг в СССР, хотя первоначальные качественные скачки произошли именно тогда, когда Россия стала морским государством, и далеко не всем в мире это понравилось. Перед Великой Отечественной войной СССР мало кто в мире воспринимал как сильное государство – достаточно лишь почитать отзывы военных специалистов и политиков разных стран. Многие, в том числе и наши враги, сходились на мысли, что война с Советским Союзом не будет ни долгой, ни особо трудной. Недооценка наших сил обошлась нашим врагам дорого – и поделом! А СССР перед войной пробежал за 10 лет тот самый путь, на который у западных стран ушло столетие, и вышел из Второй Мировой войны второй экономикой мира и первой в мире державой по военной силе, распространившей свое влияние на все континенты. Соответственно, и задачи перед флотом встали совершенно другие.
Наш флот патрулировал все моря и океаны Земного шара, и главное – все страны находили это совершенно естественным, поскольку, победив в Великой Отечественной войне, СССР завоевал право сильного, того самого сильного, которого кто-то любит, кто-то боится, но все без исключения уважают. Наши моряки заходили как в порты наших союзников, так и в порты западных стран, и в этом смысле флот имеет принципиальное отличие от других родов войск – он является лицом страны, поэтому общим местом является красота как самих кораблей, так и военной формы моряков. Именно поэтому мы с таким удовольствием любуемся на построения команд на кораблях, и говорят, что у моряков есть до 11 комплектов военной формы для разных случаев!
Наши корабли были во множестве стран желанными гостями, и уж точно во всех странах гостями уважаемыми. Как и наши олимпийцы, если уж мы проводим аналогию между открытием Олимпиады в Париже, которую стыдно было показать детям, а трансляция по ТВ нарушала бы действующее законодательство в части ограничений экстремистского движения ЛГБТ. Именно тогда, когда наши военные корабли (и научные, хотя часто это были «сообщающиеся сосуды») патрулировали все моря и океаны, даже подумать никто не смел, чтобы нашу страну ограничить в доступе к олимпийскому движению или куда-то еще. Даже помыслить никто не смел, а уж тем более высказать вслух, чтобы куда-то не пустить наших спортсменов. И связь между флотом и спортом, как оказал исторический опыт, тут самая прямая.
Право сильного трудно завоевать и легко утратить. Да, как было сказано, быть сверхдержавой сложно и дорого, но и возможности открываются совершенно другие. Теперь мы снова мучительно возвращаем себе свое место в мире. Но что делать? Другого пути нет, и либо мы пройдем этот путь, либо, как говорил И.В. Сталин, нас сомнут. Время не властно над истинными ценностями, из которых на внешнем контуре, возможно, самые главные три – армия, флот и друзья. Так что с праздником, товарищи! С Днем Военно-Морского Флота!
Дмитрий АГРАНОВСКИЙ
г. Электросталь, Московская обл.
Фото пресс-службы Минобороны РФ