Победа – во имя Родины, честные выборы – народу
В публикациях и на сайтах патриотической прессы неоднократно давались резко негативные оценки дистанционной системы электронного голосования (ДЭГ), применявшейся на выборах в Москве с 2019 года.
У нашей семьи с самого начала использования этой системы она вызывала полное недоверие. Напомню, что самым скандальным был результат использования московской платформы ДЭГ на выборах в Госдуму в сентябре 2021 года. Как известно, итоги ДЭГ в Москве были тогда обнародованы с существенной задержкой, которую столичные власти объяснили большим числом бюллетеней. При этом до введения протоколов с результатами ДЭГ в ГАС «Выборы» в девяти московских округах лидировали кандидаты от оппозиции, а после этого – ситуация полностью изменилась и победителями стали все 15 кандидатов от партии власти. Хоть бы один раз система ДЭГ в этих 9 округах «ошиблась» в пользу кандидата от патриотической оппозиции! Нет, все результаты в пользу «списка Собянина»!
Тем не менее московские власти, что называется, «не мытьем, так катаньем» стремятся загнать в рамки электронного голосования как можно больше москвичей. После очередного использования ДЭГ и терминалов электронного голосования (ТЭГ) в ходе выборов президента РФ московские власти внесли существенные изменения в порядок голосования граждан, которые в случае их распространения на другие регионы могут максимально ограничить возможность голосования бумажными бюллетенями.
Как известно, 4 июля Московская городская избирательная комиссия утвердила новый порядок проведения выборов в Мосгордуму, одобренный ЦИК. Если раньше дистанционное голосование носило заявительный характер, то теперь ситуация поменялась кардинальным образом. Для участия в дистанционном голосовании больше не нужно подавать заявление на mos.ru, а для голосования в УИК с помощью бумажного избирательного бюллетеня создается заявительный порядок. Избирателю нужно в течение 30-дневного срока до дня выборов прийти с паспортом в территориальную избирательную комиссию (ТИК) по месту регистрации и не позднее 2 сентября и оформить там заявление о желании проголосовать традиционным способом, либо в тот же срок подать соответствующее заявление в личном кабинете на портале mos.ru.
Тех москвичей-избирателей, кто не подаст такого заявления, вынуждают голосовать, используя платформу ДЭГ, тот самый «черный ящик», который спроектирован и полностью находится в ведении департамента информационных технологий (ДИТ) правительства Москвы. Бумажные бюллетени выдадут только тем избирателям, кто включен в список для традиционного голосования. Остальным, кто придет голосовать на избирательный участок, придется делать выбор, тыкая пальцем в экран электронного терминала за столом у членов УИК.
Как всегда, зло не выступает «с открытым забралом», и любое дурное решение маскируется благородными побуждениями. По «легенде прикрытия», сокращение бумажных бюллетеней позволит «сберечь деревья», из которых изготовляют бумагу для бюллетеней. Может быть, идея и неплохая, но благими намерениями, как известно, выстлана дорога в ад для лживых, подлых людей…
Чтобы не пользоваться ДЭГ или ТЭГ и не участвовать в «электронном лохотроне», автор этих строк решил по всем правилам подать заявление о голосовании с помощью бумажного бюллетеня и убедился, что власти Москвы сделали всё, чтобы максимально затруднить такое голосование граждан на выборах депутатов Мосгордумы.
Расскажу всё по порядку. Предположим, что у Вас есть личный кабинет на портале mos.ru и Вы вошли в него по своему логину и паролю. Но еще не факт, что заявление у вас примут, ведь это рассматривается как оказание госуслуги.
На главной странице портала в каталоге «Услуги» нужно открыть раздел «Документы для жителей», далее – «Личные документы» и там выбрать («кликнуть мышью») строку «Подача заявления на голосование при помощи бумажного бюллетеня на выборах 6–8 сентября 2024 года». Если у Вас имеется стандартная учетная запись, по которой москвичам доступно большинство услуг, система откажет Вам в возможности подать заявление: «Доступ к услуге закрыт», и укажет причину отказа: «Для получения доступа к услуге необходима полная учетная запись. О том, как ее получить или повысить текущий уровень учетной записи до полного, можно узнать по ссылке…»
На наш взгляд, такое ограничение незаконно, поскольку создатели портала mos.ru свои внутренние правила ставят выше Конституции РФ и федерального законодательства, которые гарантируют всем гражданам (даже находящимся в СИЗО под следствием) равные права на участие в голосовании. Где это записано, что голосовать бюллетенем может только избиратель, у которого есть не только личный кабинет на сайте госуслуг Москвы, но и полная учетная запись в нем? А если нет – получите ее в МФЦ по паспорту и СНИЛС в срок до 2 сентября.
В моем личном кабинете на mos.ru учетная запись полная, поэтому я смог заполнить вышеуказанное заявление. К нему требуется приложить скан-копии документа, удостоверяющего личность (разворот страниц: 1) с фотографией и 2) с местом регистрации). Но при попытке ввести копии указанных двух файлов выяснилось, что система принимает только один файл – паспортные данные с фото. Техническая возможность приложения второго файла отсутствует, но нет и запрета: «кнопка» отправки заявления на рассмотрение доступна (активна).
Читаем «Порядок предоставления услуги»: «В случае если в заявлении указаны недостоверные сведения, или сведения не были сопоставлены с информацией, содержащейся в Регистре избирателей, участников референдума ГАС «Выборы», ведомство вправе отказать в предоставлении услуги. Уведомление о финальном статусе рассмотрения заявления направляется в личный кабинет, на электронную почту заявителя, а также в мобильное приложение «Госуслуги Москвы».
С помощью такого, на наш взгляд, мошеннического приема (возможность отправки заведомо неполной информации) программные средства, управляющие порталом mos.ru и ДЭГ, состыкованные с ГАС «Выборы», будут автоматически отказывать людям в праве получить бумажный бюллетень на том основании, что избиратель не представил данные о регистрации, и вынудят его пользоваться ДЭГ, ТЭГами на участке или отказаться от голосования.
Осознав эту ситуацию, я написал протест в службу технической поддержки портала, откуда мне прислали ответ: нужно объединять две скан-копии в один файл с помощью специальной программы, например, https://pdfjoiner.com/ru/. Тем самым они признали, что система настроена так, что может принять только один из двух сканированных файлов, но не дает предупреждения о необходимости их объединения и не блокирует отправку неполной информации. Конечно, не все избиратели (тем более пенсионеры) знают об этой хитрой уловке.
После приложения объединенного скан-файла и выполнения ряда технических процедур заявление ушло в систему. В настоящее время получено такое сообщение о его статусе:
«Ваше заявление зарегистрировано и поступило в МГИК на проверку. Если она пройдет успешно, в дни голосования на выборах с 6 по 8 сентября 2024 года Вы сможете проголосовать при помощи бумажного бюллетеня на избирательном участке по месту регистрации. В ближайшее время Вы получите предварительные результаты проверки».
После размышления обо всех этих препонах и скрытых ловушках при подаче заявления, напрашиваются такие выводы. Московские власти сознают, что к голосованию с помощью бумажных бюллетеней стремятся оппозиционно настроенные избиратели, те москвичи, кто не верит в достоверность и объективность системы электронного голосования (ДЭГ, ТЭГ), созданной и контролируемой ДИТ правительства Москвы, возглавляемого одним из лидеров правящей партии «Единая Россия», участвующей в выборах. Никакого доверия к этому «черному ящику» у людей с социалистическими взглядами нет и не будет. Именно поэтому власти создают дополнительные препятствия для традиционного голосования и используют, на мой взгляд, такие нечистоплотные приемы, как отправка на портале mos.ru заведомо неполной информации, чтобы максимально затруднить нормальное голосование для сторонников оппозиционных партий.
Всё это – достаточно серьезная задумка властей, поддержанная ЦИК РФ. Ведь этот новый порядок голосования распространяется на всех московских избирателей, в том числе на руководство и членов ЦК КПРФ, депутатов Госдумы, членов редакций главных оппозиционных газет, всех коммунистов и сторонников КПРФ, имеющих право голосовать, но не желающих участвовать в «электронном лохотроне» в день выборов депутатов Мосгордумы.
Не сложно представить ситуацию, когда даже лидеру КПРФ на избирательном участке могут отказать в традиционном голосовании: «Простите, но Вас нет в списке на получение бумажного бюллетеня» – и предложат проголосовать на терминале УИК. А рядом будут стоять журналисты с телекамерами, чтобы показать на всю страну и заявить: «Геннадий Зюганов принял участие в электронном голосовании»… Будем надеяться, что такой сценарий не застанет коммунистов, противников ДЭГ и ТЭГ врасплох. Ведь московские власти не стремятся донести до большинства избирателей информацию в СМИ о необходимости подачи заявления о традиционном голосовании в установленные сроки, видимо, исходя из принципа: чем меньше таких заявлений, тем лучше для нужных результатов голосования…
С учетом складывающейся предвыборной обстановки сорок пять кандидатов в депутаты Мосгордумы от КПРФ еще 9 июля опубликовали заявление, в котором выражен решительный протест против изменений в порядке электронного и «бумажного» голосований на выборах в Мосгордуму.
Там, в частности, сказано, что «олигархический режим России решился еще сильнее закрутить гайки в избирательном процессе, избрав в качестве пилотного проекта выборы депутатов столичного парламента… Решением ЦИК на выборах в Московскую городскую Думу и местное самоуправление начиная с 2024 года создаются условия для полной ликвидации голосования бумажными бюллетенями»… В заявлении также подчеркнуто, что система электронного голосования нарушает все базовые требования к процедуре голосования, предусмотренные избирательным законодательством:
– невозможен общественный контроль над процессом электронного голосования; наблюдателей невозможно внести в дебри «черного ящика» ДЭГ;
– невозможна независимая проверка итогов электронного голосования;
– невозможна проверка того, что волеизъявление избирателя осуществляется без принуждения (например, со стороны работодателя, под угрозой увольнения в случае отказа человека участвовать в контролируемом голосовании по месту работы 6–8 сентября), и самими избирателями без злонамеренного использования их персональных данных другими лицами (имеющими доступ к системе ДЭГ).
Заявление завершается призывами, с которыми, на наш взгляд, солидарны все, кто исповедует принципы социальной справедливости, народовластия и выступает за социалистическое будущее нашей страны:
«Нет всеобщему внедрению электронного голосования!
Остановить наглую легализацию фальсификаций и подтасовок на выборах!
Нет попранию конституционных прав граждан!
Борьба за права, свободы и справедливость неотделима от борьбы за социализм!
Отменить дистанционное электронное голосование как профанацию выборов!»
Александр ДЕГТЯРЁВ,
ветеран труда
г. Москва