Обсуждается в Госдуме
Их стало значительно больше, когда на наших улицах, пешеходных тротуарах появились электросамокаты, моноколеса, гироскутеры, скейтборды, сигвеи – всё, что сегодня называется средствами индивидуальной мобильности (СИМ).
Они моментально обрели популярность – удобные, легкие, доступные, экологичные средства передвижения, на которых можно ездить с апреля по ноябрь. Тут же возник прокатный сервис – кикшеринговые компании, предлагающие брать в краткосрочную аренду, к примеру, те же электросамокаты. Вон они выстроились в ряд на так называемых специальных парковочных местах. Регистрируйся, плати и в путь!.. Никаких экзаменов сдавать не нужно, сдавать на права не требуется.
Новомодный транспорт «завоевал» не только наши столицы, но и другие города, даже стал альтернативой общественному транспорту. Не надо ждать, когда приедет трамвай или автобус, а просто встал на два колеса и без пробок покатил к месту назначения. Удобно!
В прошлом году, по статистике, воспользовались этим сервисом почти 20 млн человек. А многие россияне вообще обзавелись личными СИМ. Так что ежедневно на городские улицы выезжают десятки, может, и сотни «самокатчиков». Но, к сожалению, из-за них безопасность для пешеходов резко снизилась. Набирая высокую скорость, до 50 км в час, водители двухколесного транспорта совершают наезды на граждан, и заканчиваются они, порой, не только травмами, но и гибелью людей.
Количество аварий по вине самокатчиков и других СИМ год от года увеличивается. В 2019-м их было 142, в 2020-м – 410, в 2021-м – 672, в 2022-м – 941, погибли в них 19 человек, включая несовершеннолетних в возрасте до 16 лет, травмировано 976 человек. В Москве в прошлом году, по данным ГУВД, произошло 176 ДТП с участием СИМ, погибло два человека, 182 получили ранения.
Службы контроля за движением на дорогах отмечают, что практически каждый второй день случаются происшествия с участием СИМ. Среди тех, кто берется ими управлять, немало безответственных лихачей, бывают и нетрезвые наездники. Нередко, совершив ДТП, виновные сбегают с места происшествия, бросая средство передвижения.
Негативная тенденция нарастает. На местах пытаются упорядочить езду «самокатчиков», нарушителей правил дорожного движения наказывают штрафами, отбирают у них личные СИМ, привлекают к судебной ответственности. Но очевидно, что этот вид передвижения требует особого подхода и правил.
В Госдуме рассмотрели в первом чтении внесенный справроссами законопроект о введении государственной регистрации электросамокатов, моноколес, сигвеев с присвоением им номеров, по аналогии с автомобилями, мотоциклами.
«Мы имеем реальную проблему, – подчеркнул М. Делягин, обосновывая инициативу, – когда электросамокаты стали массовой фобией горожан. ГИБДД и МВД указывают количество аварий и происшествий, но не фиксируют случаи, когда детей пугают до заикания, даже на детских площадках, во дворах. СИМ-гонщики стали серьезной угрозой для пешего люда. В знак протеста появилось общественное движение за полный запрет этого вида транспорта».
Депутат возмущался, что вокруг Госдумы установлена зона, свободная от электросамокатов. «…почему я могу приехать на работу на автомобиле, но не могу приехать на электросамокате, не загрязняя окружающую среду, не занимая место на парковке? Потому что мы не урегулировали эту сферу. Главный шаг в этом процессе – введение регистрации», «нужно поставить СИМ на учет, дать им регистрационные номера, для этого есть «Госуслуги», внедряется цифровизация»… Разумное предложение.
Но единороссы отказались голосовать за справроссовский законопроект в первом чтении, заявив, что в нем учтены далеко не все особенности, связанные с передвижением СИМ, что правительство разрабатывает всеобъемлющий закон о регулировании езды на легких мобильных видах транспорта. В итоге – всего 74 депутата, в том числе и коммунисты, проголосовали за законопроект, оперативное принятие которого позволило бы уже этой осенью урезонить «самокатчиков» – нарушителей дорожного движения, а виновных в ДТП, в том числе и с летальным исходом, привлекать, в том числе, и к уголовной ответственности, никому бы из лихачей не удалось убежать от правосудия.
Но по воле думского большинства общество вынуждено ждать, когда правительство напишет долгожданный закон, когда он пройдет все стадии рассмотрения в Госдуме и вступит в силу. Сколько за это время произойдет наездов, сколько пешеходов пострадает, узнаем после. А что касается единороссов, то им хладнокровия не занимать…
Между тем в Москве, как бы в порядке эксперимента, на прокатных электросамокатах ставят номера, показывая сомневающимся, что регистрация нужна, что есть возможность устанавливать регистрационные номера, что помогает приструнить безбашенных «самокатчиков».
Только следуя правилам и требованиям дорожного движения, уважая пешеходов, больших и маленьких, СИМы с полным правом вольются в многотысячные потоки передвигающихся масс.
***
На дорогах тесно, а речная гладь, начиная с 90-х, в основном, пустует. В советское время по матушке-Волге без устали сновали речные трамвайчики, теплоходы, катера, баржи. А после второго пришествия капитализма в Россию наши реки, словно замерли. Советские суда износились, а производство новых речных плавсредств, как и всего прочего, остановилось. «Всё купим за средства от нефти и газа», – провозглашали реформаторы. Ну как, купили?
Народу внушали, что рыночная экономика самая рентабельная и выгодная. Почему ж тогда самый дешевый речной транспорт остановился?
А в Сталинскую индустриализацию, при советском социализме, строились могучие производственные гиганты как раз вокруг рек. Их дополнили каналами – Волгодон, Беломорканал, имени Москвы; реконструировали Волгобалт, что позволило связать Балтийское, Черное, Каспийское и Белое моря в единую транспортную систему. Москва тогда стала портом пяти морей. На берегах рек были возведены гигантские автозаводы в Нижнем Новгороде и Тольятти. А города Сталинград, Пермь, Уфа разрослись до миллионников.
В годы Великой Отечественной войны речной транспорт сыграл огромную роль в перевозке грузов и эвакуации людей. В послевоенные годы реки стали нерукотворными магистралями для пассажирского, грузового, прогулочно-экскурсионного транспорта.
Потом настал «мертвый сезон». И совсем недавно, отнюдь не по инициативе предпринимателей, оказавшихся на деле сплошь стяжателями, а по воле исполнительной власти, заговорили о необходимости возрождения речного транспорта.
При профильном министерстве появилось агентство водных перевозок, Москва показала пример возрождения подзабытой отрасли, отреставрировав речные вокзалы, пустив по Москве-реке пассажирские суда.
Год назад на выездном заседании Совета Госдумы в Нижнем Новгороде обсуждался вопрос о развитии речных транспортных путей между регионами, внутри регионов. Губернаторы, участники заседания, схватились за идею, просили помочь им в активизации речных маршрутов. Воодушевленные, все разъехались тогда по регионам, строили планы. В бюджете на 2023 год был заложен миллиард рублей для поддержки производства в лизинг судов на речных крыльях – «Метеор», «Валдай». Конечно, этого было мало, у нас же «разливы рек, подобные морям», и средств передвижения нужно много, и самых разнообразных. Однако прошел год – и тишина. Бюджетный миллиард остался только на бумаге.
Этим летом провели Совет Госдумы в Самаре. Говорили много, но остался нерешенным вопрос о субсидировании межрегиональных перевозок.
«…У нас целое агентство есть водного транспорта, а транспорта нет, а пассажирских перевозок нет. Давайте строить свою повестку, исходя из проблем, которые нам обозначают», – негодовал на недавнем заседании Госдумы думский спикер Вячеслав Володин, имея в виду нерадостную ситуацию, сложившуюся в РФ с передвижением по рекам.
Только непонятно: почему «Единая Россия», близкая правительству, президенту, до сих пор не выяснила у высокопоставленных чиновников, когда они от слов перейдут к делу полномасштабного возрождения речного судоходства? Взаимодействие у них какое-то однобокое.
Решили действовать официальным путем – принятием Обращения.
Депутаты согласились, все фракции единогласно проголосовала за Обращение «К Заместителю Председателя Правительства Российской Федерации Виталию Геннадьевичу Савельеву о принимаемых Правительством Российской Федерации мерах по развитию внутреннего водного транспорта в Российской Федерации».
В нем акцентируется внимание на том, что «недостаточная развитость внутрирегионального и межрегионального пассажирского речного сообщения, необходимость обновления судов речного пассажирского флота» требует «принятия на федеральном уровне дополнительных мер поддержки производства и эксплуатации российских пассажирских речных судов и скоростных речных судов на подводных крыльях…»
Теперь народные представители ждут ответа от чиновников, мысленно передавая им известные истины о том, что реки – незаменимый спутник крупных промышленных производств, что водные перевозки позволяют снизить капитальные затраты на строительство предприятий, так как подвозка крупногабаритных строительных материалов по реке выгодна, себестоимость производимой продукции снижается и повышается конкурентоспособность.
Только предпринимательское сообщество помалкивает, боится кошельками потрясти, уповая на бюджет. Они слетятся на готовенькое. А народ мечтает и ждет, что реки, и Волга, и Дон, за небольшую плату повезут их в гости, по экскурсиям, вернут радость встреч с красотами русской природы.
Целые регионы живут надеждами. Жители 15 приволжских субъектов РФ, а это 32 миллиона человек, ждут восстановления межрегиональных пассажирских перевозок.
Почти 30 лет нет сообщения между Ярославлем и Астраханью. «Это же просто нонсенс», – говорят старики, помнящие, как они на «Ракетах» навещали друзей, родственников, по торговым делам мотались. Незабываемые были времена…
Депутаты решили взять на контроль решение важной хозяйственной и пассажирской проблемы и вместе с правительством приложить все усилия и запустить, наконец, по Волге и Дону пассажирское речное сообщение. Время пошло…
Реально полезное дело совершили думцы в эти же пленарные дни – проголосовали за то, чтобы полисы ОСАГО были идентичными для россиян и белорусов. Братский Союз России и Белоруссии крепнет.
Галина ПЛАТОВА