Президент РФ Владимир Путин 20 декабря с. г. объявил год 80-летия Великой Победы Годом защитника Отечества. Он заявил, что такое решение принято в честь участников специальной военной операции и в память о подвигах наших отцов, дедов и прадедов.
Глава России в своих выступлениях особо отмечает героизм бойцов СВО из Якутии. «Воюют они действительно круто, героически. Сильные мужчины, сильные ребята», – сказал Владимир Путин во время видеосвязи с главой республики Айсеном Николаевым.
Не так давно один из руководителей Донецкой Народной Республики в интервью подчеркнул, что «чудо-сюрприз СВО – это якуты. Воины-якутяне чрезвычайно мужественны и стойки в бою, рискуя жизнью, вытаскивают с поля сражения раненых товарищей… Будь он русский, якут, башкир или дагестанец».
А вот что сказал СМИ боец штурмового отряда 68-го армейского корпуса группировки войск «Восток» с позывным Факел: «Только благодаря грамотным и решительным действиям якута Родимира Максимова (Бурхат) мы сумели по ходу боя перехватить инициативу у противника. Меня больше всего поразили его стойкость, мужество и отвага. Он, с виду тихий и скромный, не побоялся выйти из траншеи под шквальный огонь врага и поставить пулемет, более того, открыть беспощадный огонь. Противник в ответ начал его забрасывать гранатами… Но Бурхат выстоял…
Во время отражения четырех контратак превосходящих сил противника он лично уничтожил 27 украинских националистов. Наше подразделение во главе с Бурхатом, взявшим командование на себя после ранения командира, уничтожило БМП «Бредли», американский бронетранспортер MaxxPro. За бесстрашный бой Родимиру Максимову присвоено звание Герой России…
В эти предновогодние дни первый секретарь Якутского рескома КПРФ Виктор Губарев с делегацией из Якутии находится в Донбассе, по традиции передавая новогодние подарки воспитанникам детдомов, многодетным и малоимущим семьям…
Благодаря помощи лидера коммунистов Якутии отделение артиллеристов, где воюет секретарь первичной парторганизации поселка Жатай Игорь Бугаенко, не так давно получило автомашину «УАЗ». А в нынешнюю поездку Виктор Николаевич передал сослуживцам Бугаенко 250 тысяч рублей, оперативно собранных коммунистами республики, на приобретение автомобиля «Нива».
«Советская Россия» не раз рассказывала о том, что лидер коммунистов Якутии ежегодно, начиная с 2014 года, ездит в Донбасс, борющийся против фашистской агрессии, изучает обстановку, вникает в нужды бойцов и умеет вдохновить свой актив. Сегодня первый секретарь Усть-Янского райкома КПРФ Анатолий Арешкин, бывшие первые секретари Ленского райкома КПРФ Сергей Никонов и Павел Шерстянников, второй секретарь Сунтарского райкома КПРФ Анатолий Семенов, секретарь Жатайской «первички» Игорь Бугаенко, рядовые коммунисты Андрей Вишняков, Альберт Сахатаев и другие (всего 31 человек) мужественно сражаются в зоне боевых действий. Наши бойцы, получив отпуск, первым делом заходят в реском и просят первого секретаря оказать помощь квадрокоптерами, бронежилетами, техникой и т.д.
Во время СВО «Советская Россия постоянно публикует свидетельства о мужественных и стойких воинах из Якутии. Читатели «СовРоссии» хорошо знают и командира десантно-штурмового отделения Анатолия Потеруху, который с сентября 2022 года до получения 30 августа 2024 года серьезных ранений мужественно и стойко сражался на передовой линии СВО. Сейчас находится на лечении.
Анатолий Александрович – главный герой статей «Баба Галя с передовой», «Курская рана алданского вожака» и других. Он известен еще и как первый секретарь Алданского райкома КПРФ, который даже из окопов Новой Каховки Херсонской земли, Бахмута, донецкой Клещеевки, курских рубежей руководил коммунистами Золотого Алдана.
Анатолий Александрович до СВО работал машинистом тепловоза, избран депутатом Алданского райсовета, успешно учится в экономическом вузе.
Отмечу еще перед началом разговора: Анатолий – коммуникабельный, открытый и в то же время очень скромный молодой человек. Я каждое утро переписываюсь с партийными вожаками и заряжаюсь их оптимизмом. Они никогда не «плачутся» по поводу тягот солдатской жизни. На все мои расспросы о самочувствии у них один ответ: «Всё нормально».
– Говорят, что некоторые командиры руководят солдатами, находясь вдалеке от зоны боевых действий?
– Командир, как правило, находится на командном пункте. Мы, бойцы, всегда с большой теплотой вспоминаем своего ротного с позывным Алханай. А его имя – Александр Никифоров, русский, родом из Бурятии. Его, как и нас, мобилизовали в сентябре 2022 года. Так он на КП не засиживался, всегда был с нами.
– У него есть награды?
– Два ордена Мужества: первый – за выполнение воинского долга в Чечне, второй – за бои в донецкой Клещеевке.
– Анатолий, вы же за Клещеевку тоже воевали?
– Да. Ожесточенные бои за контроль над Клещеевкой шли почти год. Этот небольшой поселок неоднократно переходил из рук в руки. Бои велись за высоты, позволявшие контролировать передвижения военных в поселке, а тот находился в низине. Мы туда два раза заходили.
Активные штурмовые действия наших подразделений за высоты возобновились нынешней весной. Алханай, показывая храбрость и мужество, вместе с нами воевал.
Когда мы в Клещеевку в первый раз заходили, он, кадровый офицер, командовал взводом. Тогда командира роты тяжело ранило. А во второй раз он уже был командиром роты.
Мы, восемь человек, с Алханаем пять часов находились под массированным обстрелом врага. Нас атаковали минометами. Над головами летали дроны, координировавшие их удары. Долбили всю ночь по кругу, не давая возможности выйти из лесополосы. Нервы у всех на пределе. Начинало светать, поэтому решили пересечь поле небольшими группами. И все каким-то чудом выжили под шквалом огня. А вот 31-я Ульяновская воздушно-десантная бригада понесла большие потери…
Активные штурмовые действия наших подразделений за высоты с новой силой возобновились весной этого года. В итоге остатки украинских подразделений покинули их. Оказывается, укрофашисты не имели никаких укреплений за высотами. В результате наши войска выровняли линию фронта, а также стянули кольцо вокруг населенного пункта Хромова, а также города Часов Яр, который считается крупным узлом украинской обороны… К несчастью, Алханай погиб в ноябре 2024 года. Попал в атаку дронов. У него остались сын и дочь…
– А какой бой был для тебя самым тяжелым?
– Самое страшное сражение развязалось в Курской области. Нашу 11-ю отдельную гвардейскую десантно-штурмовую бригаду, а это свыше 3700 человек, прямо с марша перебросили на штурм. Противник практически без препятствий зашел этим летом на нашу землю, и они вцепились в нее. Их цель – продержаться как можно дольше.
Ожесточенными боями мы все же выбили врагов из пяти населенных пунктов Курской области: Бирюковки, Розгребли, Русской Конопельки, Черкасской Конопельки… Название пятого пункта подзабыл.
Здесь развязались страшные стрелковые столкновения. Вражеская артиллерия отчаянно работала. У нас случилось много потерь и из-за массовой атаки дронов-бомбардировщиков «Баба Яга». В большинстве случаев в качестве «боекомплекта» используются 82-мм мины, каждая весом около трех килограммов. Один дрон «Баба Яга» способен за раз унести сразу пять-шесть мин.
Во время атаки дрон зависает над целью, чтобы скорректировать точность ударов. Часть дронов летают по лесополосам, выискивая людей. Обнаружив, начинают скидывать мины.
Сегодня наши ребята там изо всех сил жмут противника. Но раз и навсегда прогнать врагов мы пока не можем. Однако рано или поздно это произойдет.
– Анатолий, я слышала, что вы получили серьезные ранения под Курском. Наверное, вас комиссуют?
– Не знаю. Я получил больше 20 ранений. К сожалению, не все осколки извлекли. Три еще сидят в позвоночнике, два – в тазобедренном суставе, еще два – в седалищном нерве. Операцию будут делать в Улан-Удэ, где находится наша военная часть, откуда нас, алданцев, в сентябре 2022 года отправляли на фронт. Я неделю назад вернулся из этого города. Мне дали небольшой отпуск, 15 января должен вернуться.
– Что больше всего беспокоит сейчас?
– За своих ребят волнуюсь, Мы, земляки, все-таки два года плечом к плечу воевали. Понимаем друг друга с полуслова, видимо, потому что с самого начала специально сформировали якутский батальон: русские, якуты, татары, эвенки, долганы… Правда, часть парней – из Бурятии. Но мы и с ними быстро нашли общий язык…
Но, как говорится, в семье не без урода. И у нас были плохиши, да они с самого начала отошли… Остались только те, кто до последнего могут стоять друг за друга. Этим мы, якутяне, и отличаемся…
Сейчас наши ребята находятся в Курской области. Пока бригада стоит на одном месте. Но до нового года должны взять определенные населенные пункты. Там предстоят конкретные жаркие бои. Лишь бы все остались живы!..
Однажды во время очередного боя под Курском дрон-камикадзе врезался в «УАЗ», бегущий впереди нашей машины. Он взорвался, но, несмотря на это, никто не остановился. А там – два наших бойца. Один сразу погиб, второго тяжело ранило. Я резко притормозил и побежал к автомобилю. Из горящей машины вытащил Джулустана, он из Угояна.
– Так ты же своего земляка-алданца спас!
– Так получилось…
К сожалению, на Курском направлении много наших якутян полегло, особенно из Якутска, в том числе мои товарищи Чугун и Боб…
– Городские ребята, видимо, мало приспособлены к тяжелым реалиям солдатской жизни? Второй секретарь Якутского рескома Вячеслав Куличкин как-то не без гордости сказал, что многие с фронта шлют привет семьям братьев-коммунистов Оллоновых и благодарят за то, что они много лет организовывают республиканские турниры по пулевой стрельбе. А наши селяне с детских лет увлечены охотой. Как говорится, с винтовкой на «ты».
– Да, я согласен, что селяне умеют обращаться с оружием. Но в данном случае ребят из Якутска просто по численности было больше. Запомнился также русский парнишка из казачества с позывным Клик. Ему, погибшему в июне, едва исполнилось 24 года.
Нас, мобилизованных из Алданского района, сначала было 16 человек. В основном призвали ребят из поселка золотодобытчиков – Нижнего Куранаха. За два года боевых действий трое погибли, многих ранило. В строю остались только пять человек, и то всех расформировали в разные роты, хотя воюем в составе якутского батальона.
В боях под Курском погибли бойцы из Нижнего Куранаха: двум Серегам – Баракуде и Слону – исполнилось 41 год, а Юре (Доброму) – всего 32. Последний, старший лейтенант, погиб в сентябре этого года. Они достойно сражались за Родину.
– Анатолий, у есть какие-нибудь награды?
– Нет. У нас в бригаде скупые на это дело… «Головики», то есть высшие чины, получают… Помните, заявление короля в фильме «В Королевстве кривых зеркал»: «От имени меня награждаю себя…» – и вешает на грудь орден. А штурмовики наград не ждут, они только сражаются на передней линии, ежесекундно рискуя жизнью…
– Обидно?
– Нет. Мы честно пошли воевать за Родину и народ. Мы понимаем, что ордена и медали нужны нашим руководителям. А по-честному – надо каждого третьего штурмовика награждать. Бойцы десантно-штурмовых отрядов, как правило, бросаются в бой первыми, принимая огонь на себя…
У нас парень из поселка Нижний Бестях, позывной Туран, с 2014 года, то есть 10 лет самоотверженно воюет по контракту. В июне 2022 года контракт закончился, и он вернулся домой. Но через два месяца попал под мобилизацию и до сих пор отважно сражается. Туран нас очень многому научил, помогал, делясь своим опытом.
В боях на Курском направлении меня ранило 30 августа, а его – 1 сентября. Мы в Курске встретились в госпитале, а потом нас на одной электричке вывезли в Москву. Я попал в Национальный медицинский исследовательский центр хирургии имени А.В. Вишневского, а он – в Национальный медицинский исследовательский центр нейрохирургии имени Н.Н. Бурденко. Так вот у Турана за 10 лет боевых действий нет ни одной награды…
– Анатолий, как вы, тяжелораненый, сумели добраться до медпункта?
– В нашем якутском батальоне все друг за друга до последнего стоят. Меня спас парень-бурят с позывным Кедр. Он сумел вытащить меня из окопа и дотащить до медицинской роты… Я безмерно благодарен Кедру и всем своим бойцам…
Сильно переживаю за своих ребят, которые сегодня отважно воюют под Курском. Жду, когда Курскую землю наконец освободят от фашистов.
За время оккупации Курской земли фашисты старательно «поработали». Всё испепелили! Скольких мирных жителей и молодых солдат загнали в могилу! Они всё и вся истребляют. Это настоящий фашизм. То, что мы видим, пробуждает в нас сильные патриотические чувства.
7 Ноября на встрече в Алдане с пионерами, комсомольцами, детьми войны, ветеранами войны и тыла в народном музее «Мой адрес Советский Союз» я постарался передать свое понимание большой Родины. Чтобы защищать нашу страну, надо много знать о ней: о народах, населяющих ее, их характеры, нужды, заботы и чаяния.
Я – простой рабочий парень. Очень люблю свою замечательную семью – маму, жену, сына и многочисленную родню. И хочу жить с ними долго-долго и счастливо. А кроме любви, у меня, россиянина, есть честь, совесть, ответственность, верность воинскому долгу.
Я – коммунист, и никогда не собирался прятаться в кустах, поэтому в сентябре 2022 года вступил в бой с врагами. Пользуясь случаем, призываю всех коммунистов и патриотов, прежде всего своих сверстников, как в Великую Отечественную, встать на защиту Родины и народа! Победа обязательно будет за нами! Нас, русских, якутов, бурят, татар и многие-многие народы, населяющих Россию, нельзя победить!
Галина МОХНАЧЕВСКАЯ
На фото: Анатолий Потеруха (справа) с боевыми товарищами в зоне проведения СВО. Фото предоставлено автором