В гуще событий

(экспромт-интервью на канале «Россия 24»)

 – О главных темах внутренней и внешней политики поговорим с главой фракции КПРФ в Госдуме Геннадием Зюгановым.

Давайте начнем с Ближнего Востока. Как Вы расцениваете эскалацию, которую мы наблюдали, и верите ли Вы в долгосрочное перемирие?

 – Я был везде там, накануне войн с Ираком, – в Сирии был, в Иордании, в Ливане, и хорошо знаю обстановку. Там не будет мира и покоя без уверенного влияния на этот регион прежде всего России, БРИКС и ШОС. Не будет!

Но очень приятно, что президент Путин провел переговоры со всеми. И, на мой взгляд, к нему многие прислушались. Потому что обеспечились устойчивые и нормальные переговоры, когда доверяет одна или вторая сторона именно нам. На мой взгляд, это очень важно. Ну и Трамп, видимо, хочет получить Нобелевскую премию. Он хвастается, что он быстро остановил конфликт.

Понимаете, война носит там ужасный характер. Когда палестинскому народу предложили два выхода: либо беги с родной земли, либо мы тебя убьем. А Европа и весь мир промолчали, активно помогали этому, поддерживали Израиль.

На мой взгляд, плотнее надо работать со всем «подбрюшьем» Российской Федерации, потому что стратегические планы США… Я изучал, писал целую книгу на эту тему, о глобализации, – «Судьба человечества». Один из регионов – Ближний Восток, где надо было разрушить их традиционную государственность и породить обилие беженцев. К нам может оттуда много побежать, у нас тогда заполыхают и Кавказ, и Средняя Азия.

Они раздолбили Ирак, у нас там 150 тысяч работало. В Западной Курне можно было ставить палку, и нефть фонтанирует. Мы строили там инфраструктуру. У нас Сирия была стратегическим союзником на Ближнем Востоке. Они сумели выдавить нас оттуда в значительной степени. У нас с Ливией были прекрасные отношения. Я с Муаммаром Каддафи вел переговоры в пустыне. Мубарак учился у нас, лидер Египта. Они его тогда в тюрьму закатали.

Сейчас мы выстроили отношения, при которых арабский мир едет к нам, Африка поддерживает нас. Ни одна страна, хотя и зависимая от НАТО и Европы, тем не менее, не поддержала санкции. То же в Латинской Америке. Вот сейчас мы готовим большую встречу стран арабского мира. И сам факт, что на встрече нашей, и с президентом Путиным, на Питерский форум охотно едут даже те, кто вчера не хотел этого делать. Это свидетельствует о том, что там нужен мир.

И, на мой взгляд, Израиль почувствовал, что лучше иметь мир. «Железный купол» оказался не очень надежным. Я посмотрел, в том числе, и по CNN, на разрушение многих гражданских зданий.

Сейчас настало время для серьезных переговоров. И давайте этому максимально способствовать.

– А как Вы думаете, что получится? Не получится ли так, что Иран сейчас, наоборот, активизирует усилия по созданию ядерного оружия на фоне этих ударов и приостановки взаимодействия с МАГАТЭ?..

 – Я думаю, Иран восстановит взаимодействие с МАГАТЭ. Там не было возможности создать ядерное оружие. Но тот страх, который есть в Израиле, мне отчасти понятен. Я испытывал и ядерное, и химическое, и бактериологическое оружие. Служил три года в специальной разведке по борьбе с этим грозным оружием.

Что касается объектов, они заглублены, и, хотя американцы имеют вот эти огромные бомбы, по 14 тонн, они 12 штук сбросили… Но надо точно попасть в объект. Если там скалистый грунт – не пробьет, если порода мягкая – до 50 метров и даже более. На мой взгляд, многое уцелело. Но надо сначала посмотреть, посчитать. Но в ближайшее время такой возможности не будет – это моя точка зрения.

– А вот Вы сказали, что Трамп может претендовать, как считают некоторые, на Нобелевскую премию мира. А Вы-то как считаете, стоит Трамп такой премии?

 – Конечно, не стоит. А с другой стороны, он же гордится. Он остановил конфликт между Индией и Пакистаном. Заявлял, что обеспечит мир на Украине. Но уже пытался припарковать Гренландию, не получилось. Покушался на Канаду, тоже не вышло. И с Мексикой сложности. Пока переименовал только Мексиканский залив. Этого не хватает для Нобелевской премии.

Он деловой человек и он ко всему подходит с точки зрения сделки. А Нобелевская премия должна присуждаться за великие идеи, классные подвиги, за высокую духовность. Я от него ни разу не слышал ни слова ни о душе, ни о справедливости, ни о дружбе.

Так что не стоит торопиться с Нобелевской премией. Обаме присудили, а сколько мерзостей, сколько конфликтов! Кстати, с него началась агрессия на Украине, когда они стали формировать нацистско-бандеровскую сволочь. И под их руководством она развязала войну на ридной Украине.

– Вот Вы вспомнили Индию, Пакистан, сейчас Иран, Израиль. Кто следующий?

 – Нам надо понимать, что, если мы будем укреплять БРИКС и ШОС, а для этого есть все основания… Я внимательно смотрел на парад, я был на всех парадах за последние 40 лет. И на параде сидели Си Цзиньпин, председатель КНР, и Путин. Два человека, от которых во многом зависит мировая политика. Они сегодня определяют погоду. Видел, как 13 стран советским строевым шагом маршировали по Красной площади. Понимал, что мы возродили многое в ВПК. И чувствовал желание этих сил предложить новые курсы.

Курс, который провозгласили и Путин, Си Цзиньпин, обнадеживает, потому что Путин еще три года назад сказал, что капитализм зашел в тупик. И он тост поднял за справедливость и дружбу. Си Цзиньпин говорит, что без социальной справедливости и социализма с китайской спецификой – не справиться. Недавно он встречался с Лукашенко, а Лукашенко на постсоветском пространстве показал, что если опираться на советские достижения и приумножать их, можно удвоить потенциал. И сегодня Белоруссия входит в пятерку самых безопасных и благополучных стран мира. Знаете об этом? Это весьма важно.

Вот двигаясь этим направлением, мы можем остановить ту агрессию, которую поджигают европейские лидеры, натовцы. А Европа оказалась в сырьевом плане пустой, и им позарез нужно припарковаться к нашим ресурсам. Вместо того чтобы продолжить традицию немцев, которые получали дешевый газ, установили нормальные контакты, деловые круги и были конкурентоспособны. Они сами от этого отказались, сейчас развалились. Самая большая проблема Европы, они не конкурентоспособны при такой политике. И спасет их только ресурсная база. Она есть у нас и на Ближнем Востоке.

Вот надо складывать эти потенциалы, потому что необходимо остановить волну той политики, которую американцы давно прорисовали. Югославию, нашего союзника раздолбили, Ирак растащили, Ливию превратили в кровавую рану, Египет попытались нагнуть, но, слава Богу, удержались; Сирию, там свои припарковали… И если от Гиндукуша до Кипра это превратится в разрушенное хозяйство, то у нас голова болеть будет минимум сто лет.

Это чувствует сегодня и Закавказье, и Средняя Азия. Я хочу обратиться сегодня к моим друзьям в Баку. Им надо максимально подумать о будущем, потому что внешняя политика будет успешной и миролюбивой только при одном условии, если с Россией будут добрые отношения. У меня отец потерял ногу под Севастополем, его лечили на Закавказье, и он в Баку, пройдя лечение, по сути дела, встал на ноги. И он мне очень много добрых слов говорил о Закавказье, о Туркмении.

Вот вся эта среднеазиатская и кавказская полоса – это зона интересов их и наших совместная. Вот сейчас у нас идет обсуждение проблем СНГ, а я в комитете СНГ, Калашников, который возглавляет, Тайсаев, только сейчас блестяще выступили. В Молдавии 20 тысяч человек 25 лет учили бесплатно в Румынии – и получили то, что получили. Если бы мы поддерживали Воронина, талантливого президента, и команду, там бы никогда натовцы не закрепились. Это касается и Армении, и других. У них сейчас если даже взять армию, они говорят на английском языке, учатся многие там, и мы столкнулись с этим. А у нас всего полтысячи учителей русского языка.

Нам надо срочно укреплять это направление, тогда будет и гуманитарная сила, и военно-политическая сила, и коммуникации в личном плане. У нас может быть умная политика, президент ее обозначил, но надо проводить ее гораздо энергичнее, использовать народно-патриотические силы. У нас Союз Компартий имеет семнадцать организаций по всему периметру, которые блестяще относятся к России и к идеалам социализма и справедливости.

– Геннадий Андреевич, мы о внешней политике еще обязательно поговорим. Что касается внутренних инициатив, в контексте того, что Вы сейчас говорили про СНГ: вот в Госдуму внесли законопроект о расширении перечня оснований для лишения приобретенного гражданства. Как Коммунистическая партия к этому относится? Вы поддержите такую инициативу?  

 – У меня свой подход к этому. В чем была прелесть и спасение Советской Страны? Мы подряд проиграли три войны. Крымскую с потерей права иметь флот в Севастополе, русско-японскую с потерей Курильских островов и половины Сахалина. И не надо было нам влазить в Русско-японскую войну, где спалили Русскую империю. Она воскресла благодаря справедливости, дружбе. Мирно на советских съездах проводили ту политику, при которой, если в Первой мировой из Средней Азии за нас никто не воевал, то в Великую Отечественную люди всех национальностей сражались вместе, рядом, плечом к плечу.

Потому что проводили политику, при которой туда несли культуру. Кто приезжал в Москву? Талантливые писатели, композиторы, победители конкурсов, отличники. Они духовно обогащались здесь и возвращались. Кого мы посылали туда? У меня сестра работала в Казахстане. Мы посылали тех, кто нес туда высокую культуру…

Что сейчас происходит? Приезжайте на правах бедных родственников. Белоруссия блестяще решила эту проблему. Мы внесли такой порядок взаимодействия с ними. Не просто мигранты, а те, кто нужен для развития и укрепления дружбы. Вам нужны специалисты? Какого профиля? Токари, исследователи, фрезеровщики, наладчики, программисты. Давайте договариваться, подписывать соглашение – приезжаем, комплектуем… Вам рабочее место, хорошую зарплату, вам угол для жилья. Оправдали доверие? Два года продолжаем контракт. Нет? Билет, и до свидания. Тогда вы отрегулируете это без скандала, без судебных преследований и прочего. Это принципиально иная политика.

Так поступил Лукашенко. У него мигранты работают на всех заводах, но у него нет этих проблем. А у нас вокруг Москвы уже миллионы бегают, русского языка не знают, законов не знают. Вот придите в соседнюю школу, и вы ахнете. Половина детей сидят – по-русски не говорят… И учительница первого класса сидит и плачет. Говорит: эти меня не понимают, а эти шумят, если я с теми занимаюсь. Проблема уже переросла. И мы внесли и закон образования для всех. Калашников внес почти девятнадцать законов, связанных с мигрантами. Много это регулировали, но идя по пути запретов и наказаний, мы не решим ни одной проблемы.

– Ваша позиция понятна. Давайте о Петербургском международном экономическом форуме поговорим. Вы же там были. Какие у Вас впечатления?

 – Не просто был. Я регулярно посещаю. Это уникальная встреча была. Тем более в условиях, когда англосаксы и натовцы объявили нам войну. Блестяще выступал президент. Хочу поблагодарить и поздравить… Президент Индонезии, это страна, которая входит по населению в первую пятерку, 270 миллионов, он говорит: «Я взял в программу социализм и идеалы мощного рынка, научно-технического прогресса». Следующие, Китай, ЮАР, в том плане. И вдруг из Бахрейна принц цитирует мне Пушкина: «И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал, что в мой жестокий век восславил я свободу и милость к падшим призывал» – тоже за гуманизм…

Великолепно. Прошел 50 стендов. Классный стенд у Татарстана, КамАЗ великолепный. Посмотрел наших трех губернаторов. Орловский – Клычков, Русских из Ульяновска и Хакасия – Коновалов. На 70-80 миллиардов заключили соглашения. Впереди отличная перспектива. Всего заключено более тысячи соглашений, на 6,3 триллиона рублей.

Но, смотрю, завтрак Грефа… Послал туда своего представителя. Там было 60 олигархов разного разлива, много губернаторов. И панель, на которой выступали наш министр экономики Решетников. Орешкин, главный советник по экономике президента, Набиуллина, главный банкир…

Понимаете, они обязаны были собраться и выстроить свою политику. Туда приехали представители со всего мира. Они привезли деньги, они готовы заключать сделки. Наша команда должна действовать как один механизм. При ставке 20% вы ничего не реализуете. Сейчас у нас двор забит на Ростсельмаше, стоят 3,5 тысячи комбайновых тракторов. На Кировском, гениальный завод. Гендиректор Серебряков сделал его визитной карточкой нашей промышленности. Полторы тысячи тракторов… Уже отправляют крупнейшие заводы своих работников в бессрочный отпуск. Автомобильная промышленность, КамАЗ. Это машина не только для поля и завода. Это машина армейская. Она главный грузовик. КамАЗов в прошлом году было собрано миллиард триста миллионов дохода, а в этом году за первый квартал двенадцать миллиардов убытков.

Почему? Ставка, монетизация, отсутствие должного финансирования, и вся промышленность в упадке. Президент с гордостью говорит, что два года темпы роста превышали четыре процента. А сейчас они упали до 0,5. И будут продолжать проваливаться при такой политике. Надо немедленно принимать меры, которые бы обеспечили экономику нормальным финансированием. Если у вас стройка, и в этом году не финансируется, я извиняюсь, это диверсия, немедленно надо обновлять финансово-экономический курс.

Володин в Думе понимает. Мишустин прекрасно понимает. Я им в правительстве сказал: у вас оно более квалифицированное. Вы лучше и интенсивнее работаете. Но при такой денежно-финансовой политике, когда каждый дует в свою дуду и нет общего подхода, при такой ставке неизбежно мы будем проваливаться.

Принимать надо срочные меры. У Ростсельмаша 15 тысяч предприятий. У Кировского завода почти тысяча предприятий. Если так пойдет дальше, они развалятся к сентябрю, и в октябре месяце народ придет и скажет: «А почему вы проводите такую политику? У меня нет работы, нет зарплаты, стройка не работает», и всё.

– В первую очередь вопрос не о деньгах, а о людях. Геннадий Андреевич, не так много времени у нас остается. Хотел с Вами обсудить еще отчетно-выборный съезд.  

 – …Мы вот идем на съезд, он у нас пятого числа. Мы подготовили программу, отчетный доклад. 500 экземпляров отправлено, от президента до губернатора, который на Чукотке. Здесь полный анализ мировой финансово-экономической политики. Работали лучшие ученые, специалисты, наши комиссии. За две недели до съезда опубликовали. Всем отправил, советую внимательно посмотреть нашу Программу Победы. Она работает на народных предприятиях.

– Тем, кто еще не получил, расскажите в двух словах.

 – Кстати, все получили, и надо внимательно сесть и посмотреть. Я хотел, чтобы они посмотрели, как организуются народные предприятия. Звениговский, Казанков, одних налогов миллиарды платит. Лучшие предприятия, высокие зарплаты, полный соцпакет. Совхоз имени Ленина рядом. Лучшие школы, лучшие сады, лучшие технологии. Зарплата 135 тысяч. Усолье-Сибирское, то же самое. Если хотя бы этот опыт внедрить по одному предприятию на район, мы завалим прилавки.

У нас картошка подорожала в четыре раза. Это полное безобразие. Эта проблема решается в течение года. Конкретно приглашаю всех провести семинар, обобщить опыт и завтра его продвинуть. Мы решим эту проблему за один год.

– Какие-то заявления на съезде будут важные политические? Может быть, касающиеся будущей избирательной кампании?  

 – Мы кроме заявлений Программу Победы утвердим. Там будет ряд резолюций. Первое и главное: антисоветизм и русофобия – два ствола, которыми расстреляли Советскую Страну. Я поражен тем, что даже на канале «Спас» появились люди, которые не понимают, что без православной культуры, без уникального опыта советской дружбы, без военного патриотизма нашей Победы мы не справимся с новыми вызовами.

Нам сейчас нужно сплачивать общество, объединиться. Это главное требование президента, в его послании. Это главное условие нашей Победы на фронте, где против нас нацисты и фашисты воюют вместе с 50 натовскими странами. Нам сейчас нужно максимально дружно решать этот вопрос.

– Что касается политической сплоченности в КПРФ, она есть?

 – Вы зайдите, посмотрите. Мы провели целую серию открытых партсобраний. Участвовали от Пекина до Гаваны, все страны СНГ… У нас очень сильная организация. У нас депутатская вертикаль. 12 тысяч депутатов. Мы сейчас стали чемпионами страны по мини-футболу во всех жанрах. Обыграли «Норильский никель» со счетом 7:2, выиграли золотой кубок. Мы абсолютные чемпионы по шахматам. Вчера – давайте поздравим нашу команду и Афонина! – мы выиграли первый кубок всей Азии. Мы победили и команду Китая, и Индию, и остальные.

Так что вы можете нас поздравить. Мы абсолютные чемпионы. Такая команда получит поддержку и на съезде, и в обществе.

– Спасибо Вам за это интервью. Спасибо, что приняли участие в нашем эфире.

На фото: Кадр из эфира телеканала «Россия 24»

Другие материалы номера