Светлые облака над Прохоровкой

Мудрое изречение древнего философа пытался оспорить ничтожный публицист в эфире «Эха Москвы», который критиковал речь президента Владимира Путина на оргкомитете «Победа» и доказывал, что требовать от европейцев достойного отношения к памятникам в честь советских воинов все равно что требовать почитания могил древних римских легионеров. И вообще страница Второй мировой, дескать, перевернута, осталась только смердящая гора трупов. По-моему, он спутал атмосферу радио «Газпрома» с пространством народной памяти, с духом, веющим над полями ратной славы. Одно из них – Прохоровское поле, главный плацдарм встречного танкового сражения на Курской дуге. Этими гнусными словесами журналист опровергал слова президента о том, что «вирус беспамятства поражает и делает своими жертвами прежде всего молодых людей. Ну и у нас промывают мозги молодым. Так что они часто забывают о том героическом подвиге, который был совершен их предками, близкими для них людьми. Более того, начинают поклоняться тем, кто убивал их дедов и прадедов. Вот мы ни в коем случае не должны допустить, чтобы такая ситуация развивалась». Чтобы не допустить, надо строить другую воспитательную и информационно-культурную политику, беря все лучшее, что есть в регионах России. В частности, в Белгородской области, где недавно сменился многолетний губернатор Евгений Савченко, который последовательно поддерживал патриотическую литературу.

Заседание и освещение заседания оргкомитета в СМИ совпало с последним звонком в школах России, тем радостнее было видеть, сколько выпускников Белгородчины приехало на Третье ратное поле России. Они и внимали словам экскурсовода, и дурачились, и делали прикольные фотографии, но эта поездка, верю, не оставит их равнодушными. В который раз сам приезжаю сюда и всякий раз поражаюсь, как расширяется не просто экспозиция всего воинского мемориала и грандиозного музея, а пространство Памяти и Почитания под необъятными небесами. Вот и в нынешнем мае писательской делегации «Прохоровских чтений – 2021» показали новую интерактивную грандиозную экспозицию – музей «Битва за оружие Великой Победы» – о трудовом подвиге народа, о выдающемся достижении лично Сталина и всей советской системы власти по эвакуации промышленности, концентрации трудовых сил страны.

Господи, не дай Бог случится что-то серьезное при нашей-то системе с растущей армадой бюрократов! Вопиющий пример: три года назад после страшного расстрела в Керчи Путин дал прямое указание по ограничению продажи оружия, по контролю за его оборотом. Теперь снова пришлось повторять те же указания на фоне трупов школьников и учителей в Казани – так и не приняли тогда закон – по разгильдяйству правительства. Но виновные не названы, никто не наказан, начиная с премьера Медведева и кончая контрольным управлением. Вот так и по потоку эшелонов в тыл дал бы команду, а чиновники принялись саботировать и расхищать богатства… Поучительный музей, не имеющий аналогов в стране и во всем мире, который открыли к 77-летию Курской битвы! Возглавил «битву за музей» Николай Николаевич Рыжков – это его идея, вослед за многими другими по увековечиванию подвига на опаленной земле. В рекордно короткие сроки создали 21 зал экспозиций, посвященных эвакуации, работе оборонно-промышленных предприятий, вкладу ученых, конструкторов и инженеров. В музее – более 2,5 тыс. экспонатов, которые дарили не только другие музеи, но и сами люди несли семейные реликвии. Есть там про ГУЛАГ? Конечно, но он занимает реальное место в ряду других государственных сфер, а не подавляющее, как на канале «Россия». Например, один стенд с мерцающим никелем посвящен деяниям выдающегося организатора промышленности, металлургу и атомщику, генералу в штатском Авраамию Павловичу Завенягину, который воздвиг для Родины и Победы Норильский комбинат, приносящий теперь миллиарды лично В. Потанину. Разница…

Перед зданием стоит выразительный памятник солдату, за плечами которого – труженики, творцы Победы в тылу. Когда-то я заканчивал молодое стихотворение строками:

 

Мы дождемся на своем веку

Памятника небывалой силы –

Женщине, подростку, старику,

Армию кормивших и Россию.

 

О силе воздействия монумента – пусть судят посетители, но я лично дождался такой выразительной скульптурной группы Михаила Баскакова.

 

***

 

В первый день Прохоровских чтений в Белгородской области писатели поехали на открытие в райцентр Красная Яруга, который находится недалеко от украинской границы. Как сказала харьковчанка по рождению Виктория Мовчан – замглавы администрации: «Мы – юго-западный форпост России!» Дожили – как перед лицом врага… В районе есть село Колотовка (родина упомянутого губернатора Евгения Савченко), а там – Ремесленный парк «Слобожанщина», русско-украинская деревня «Новая Слобода» – общая история, общий быт. Только у русских печки были беленые, а у украинцев, как в Польше, – расписные. Кстати, у Тургенева в «Певцах» соревнование самородков происходит тоже в Колотовке… Вот что хочу подчеркнуть: на Украине идет жестокая борьба с русским языком, родным для миллионов граждан, а в Белгородском государственном университете с удивлением узнал, выступая на историко-филологическом факультете, что здесь преподают украинский язык и литературу, а зачет принимают возле хат Колотовки: «Пусть соседи вытворяют, что хотят, а мы по-прежнему считаем их братским народом!»

И еще подумалось в украинско-русской деревне под скрипящими ветряками: в будущем году исполняется 300 лет со дня рождения Григория Саввича Сковороды – общего нашего поэта и философа-скитальца, который повторял: «Матерь моя – Малороссия, тетка моя – Украина». Как-то «тетка» приватизировала странника по Слобожанщине – по Харьковской, Луганской, Белгородской областям: ставит монументы, зачем-то переводит на современную мову басни и труды мыслителя со слобожанского наречия, прекрасно понимаемого обоими народами. А ведь он как раз после посещения Белгородской консистории вновь был зачислен в штат коллегиума, преподавал грамматику и греческий язык в Харькове. Прошел учебный год, и Сковорода снова приехал в Белгород к святителю Иоасафу отдохнуть после трудов. Епископ, полюбивший Сковороду за светлый ум и свободу от мирских забот, хотел удержать его, уговаривал принять монашество, обещая скоро довести до высокого духовного сана. Но Сковорода остался верен девизу, который велел начертать на могиле: «Мир ловил меня, но не поймал», и отправился к новому своему приятелю, в деревню Старицу в окрестностях Белгорода… Памятник Иоасафу в Белгороде стоит – теперь очередь за памятником Григорию Сковороде к юбилею!

 

***

 

На въезде в село Великомихайловское путники видят золоченый памятник конармейцу – его установили в 2019 году, когда отмечалось 100-летие Первой конной. Советую свернуть – музей отличный, хранительницы в красных косынках – знающие и увлеченные. Руководитель отдела культуры Новооскольского района Татьяна Шевченко предложила начать с трапезы конника – продукты свои… А во дворе музея в декабре 2019 года открылась новая экспозиция «Запрягаем коней, от тачанки до саней». Музей был создан в 1939 году по инициативе местной общественности как Музей имени И.В. Сталина. В марте 1957 года, в разгар борьбы с культом, решением Совета министров музей был реорганизован в мемориальный музей Первой конной армии. Здесь с 1 по 7 декабря 1919 года в просторном доме великомихайловского крестьянина Кравцова А.М. размещался штаб Первой конной армии. Когда осенью 1919 года в этих холмистых просторах потеснили белых, и 1-й Конный корпус под командованием Буденного занял Великомихайловку, численность всадников была около 17 тысяч. Буденный решил остановиться именно здесь – это была крупная (великая) слобода с населением почти 20 тысяч человек, было где удобно разместить и людей, и животных. Сегодня в Великомихайловке 2800 человек. Сюда привезли указ Ленина о создании Первой конной, где служил будущий композитор Дмитрий Покрасс, написавший «Марш Буденного», а газету редактировал Исаак Бабель… Во время семимесячной оккупации 1942–1943 годов здесь хозяйничала 2-я венгерская армия, но дом с вывезенными экспонатами не разрушили.

Ирина Александровна Никитина, директор музея, рассказывает: «Молодежи интересно все, что связано с советским периодом, впечатляют раритеты того времени. У нас, например, можно не только примерить, сделать селфи, но и приобрести себе буденовку. Сотрудники музея одеты в военную форму периода Гражданской войны, то есть наши экскурсии стилизованы, передают дух времени». Да, оно было трагическим, дерзким, противоречивым, а мы живем просто в безбашенную эпоху плюрализма. Например, с оторопью узнал, что в Кисловодске была открыта экспозиция, посвященная атаману Шкуро. Для справки: настоящая фамилия «героя-казака» – Шкурa, каковую он оправдывал потом всей жизнью. Грабитель и в Первую мировую, пьяница, в оценке которого были едины и красные, и белые, пособник нацистов, казненный в СССР, вдруг на волне антисоветизма становится в городе Солженицына чуть ли не примером для подражания. Дикость!

Кстати, 5 декабря в Великомихайловке проходит традиционный конкурс патриотической авторской песни «В боях рожденная!». И ни про Шкуро, ни про атамана Краснова молодые на нем не поют!

 

***

За всю историю литературно-патриотических чтений с 1999 года присуждена 101 премия «Прохоровское поле», лауреатами названы 107 человек, в том числе 32 белгородца. Учредители премии – правительство Белгородской области, Союз писателей России, Государственный военно-исторический музей-заповедник «Прохоровское поле». Исполняющий обязанности губернатора Вячеслав Гладков вручил премии: Олейниковой (Машкаре) Татьяне Ивановне – за книгу прозы «Детство вечное»; Анохину Сергею Михайловичу (Шебекино) – за поэтическую книгу «В светлом доме»; Голубовичу Михаилу Васильевичу – за сохранение русского языка и классических драматических произведений отечественных авторов посредством театрального искусства (Луганск, ЛНР); Гостюхину Владимиру Васильевичу – за пропаганду песен фронтовых лет в спектакле «На войне как на войне» (Минск, Республика Беларусь); Ибрагимову Ренату Исламовичу – за следование классическим образцам искусства в поэтическо-песенном сборнике «Хотят ли русские войны»; Кропоткину Андрею Михайловичу, Стародымову Николаю Александровичу – за восстановление имен героев Великой Отечественной войны в документально-публицистических книгах «Герои штурма Кенигсберга» и «Бессмертный полк отечественной литературы»; Рыжкову Николаю Ивановичу – за исследование исторической правды о Великой Отечественной войне в трехтомнике: «Великая Отечественная: битва экономик и оружие Победы», «Великая Отечественная: ленд-лиз», «Великая Отечественная: забвению не подлежит»; Скворцову Константину Васильевичу – за драму «Курчатов», посвященную исследованию отечественной истории; Тарасову Олегу Васильевичу (Белгород) за книгу прозы «Шел октябрь – десятый месяц»; Шаманову Владимиру Анатольевичу – за книгу «Командующие ВДВ Великой Отечественной», раскрывающую истоки героизма советских людей в годы Великой Отечественной войны.

 

Другие материалы номера