«Мы занимаемся маленькими, кусочными изменениями», – заявил справросс Михаил Делягин. В качестве примера он привел работу правительства Примакова–Маслюкова: «В 98-м году после дефолта за две недели были приняты и задействованы все необходимые меры – системные принципиальные изменения. Было отменено банкротство, введены льготные тарифы по железным дорогам на перевозку жизненно значимых товаров, много-много других вещей было сделано в первые две недели».
Слова экономиста прозвучали как ностальгическое воспоминание о будущем. Нынешний кабмин, судя по проектам, не столь работоспособен. Что предложено правительством Мишустина?
Законопроектом об изменениях в Бюджетный кодекс и отдельными законодательными актами РФ, устанавливающими особенности исполнения бюджетов бюджетной системы РФ в 2022 году, вводятся выплаты семьям на детей в возрасте от 8 до 16 лет.
Долгожданная социальная мера. Но финансироваться она будет, как решили в правительстве, из региональных бюджетов. Из них субвенции должны поступать в Пенсионный фонд, а его местные отделения будут выплачивать средства семьям по принципу «единого окна» в рамках социального казначейства.
«КПРФ поддержит этот законопроект, – подчеркнул Николай Коломейцев. – Но разве в правительстве не знают, что из 194 полномочий, переданных регионам, исполняется только треть, на остальные нет денег. Из чего там будут платить еще и это пособие на детей?»
«Регионам предоставляется самостоятельность в формировании резервных фондов, замораживаются до 1 января 2023 года требования к размеру резервных фондов, губернаторы получают полную самостоятельность. Это продолжение национальных проектов. Сумма выплат – 50 процентов от регионального прожиточного минимума, мера вступает в силу с 1 апреля 2022 г.», – пояснил правительственный представитель Леонид Горнин.
Нина Останина (КПРФ), председатель думского комитета по делам семьи и детей, заметила, что, согласно закону, выплаты получат всего 5 миллионов детей, а в стране их в возрасте от 8 до 16 – 15 миллионов. «Только треть получат материальную поддержку. Кто будет решать, кому платить, а кому отказать? Критерий определения нуждаемости отсутствует».
А будет ли провозглашенная самостоятельность регионов в распоряжении резервными средствами гарантией выплат на детей? Неизвестно. «Было бы надежней, чтобы выплаты перенесли на федеральный уровень», для этого «можно использовать средства ФНБ», напоминали депутаты. Но правительственные чиновники не соглашались ничего менять в законопроекте.
С набором вопросов и сомнений депутаты проголосовали за принятие социального закона (за – 415).
Следующий антикризисный законопроект – «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», представленный замминистра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Светланой Ивановой, касается градостроительства.
Законопроект предусматривает сокращение сроков разработки и согласования градостроительной документации, проведения общественных слушаний, строительства объектов капстроительства, пролонгацию договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, льготной аренды земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, по заявлению гражданина продлеваются договора по эскроу-счетам. Правительство смягчает долговую нагрузку на граждан за услуги ЖКХ, исключая увеличение вдвое пеней и штрафов, расчет которых сейчас жестко привязан к действующей ставке ЦБ.
Однако перечисленные меры, по оценке депутатов, недостаточны для антикризисного документа. В них не просматривается защита горожан от точечной застройки, сохранение исторических памятников при строительстве, а самое главное – не препятствуют росту тарифов ЖКХ, цен на жилье, не оставляют места для парламентского контроля.
Спикер В. Володин упрекал чиновников, не сумевших остановить рост цен на стройматериалы – битум, песок, щебень, что привело к удорожанию жилья.
Еще более придирчивым был справросс М. Делягин. «Правильно ли я понимаю, Светлана Владимировна, ваше ведомство считает, что это Россия должна существовать для строительного комплекса, а не строительный комплекс для России? – заковыристо спрашивал он чиновницу. – Существующая процедура разработки и согласования градостроительной документации позволяет массово нарушать права граждан: строить некачественное жилье, уничтожать парки и лесонасаждения. В Волгограде вообще уничтожают нормальные дома, выселяя людей с минимальными компенсациями на улицу, потому что застройщику захотелось так. Это по сегодняшним нормам, а вы предлагаете их еще более упростить? У людей сегодня нет денег для покупки коммерческого жилья, а о социальном жилье речи не ведется. Рабочая сила, занятая сейчас в строительном комплексе, это гастарбайтеры, которые являются миной замедленного действия… Квадратный метр должен быть доступным».
Упрощенный порядок публичных и общественных слушаний позволит, по мнению Нины Останиной (КПРФ), Андрея Кузнецова, строителям еще больше нарушать права граждан.
В целях сглаживания негативных последствий западных санкций на российские финансовые рынки направлены изменения, внесенные Минфином в законодательство о Центральном банке РФ. Предлагается упростить порядок обратного выкупа акций российскими эмитентами на финансовых рынках, ограничить распространение акций наших компаний, вывод капитала из нашей страны, наделить Банк России правом определять, какая информация может раскрываться, какая – нет, устанавливать порядок получения кредитных каникул.
«Неужели последствия вашей финансовой политики настолько ужасны, что Минфин сейчас отдает финансовый суверенитет России за валютный кэш? – обратился Делягин к Моисееву. – Понятно, что издержки, что нужно сохранить рабочие места, но есть вещи принципиальные. Когда я могу купить золото за валюту –– это отмена функции рубля как исключительного права платежа, это подрыв финансового суверенитета РФ, это признание того, что мы движемся к таким замечательным странам, как Уругвай и Черногория».
Николай Коломейцев предложил внести в законопроект дополнения об ответственности ЦБ за рост отечественной экономики и лишении его независимости. «Действия ЦБ привели к аресту 1 триллиона долларов наших активов за рубежом. Как будем их возвращать?!» – возмущался коммунист.
«ЕдРо» и минфиновец не допустили никаких изменений в законопроект. Думское большинство (399 – за) проголосовало за принятие в первом чтении в целом очень сырого закона. Не голосовал 51 депутат.
При обсуждении законопроектов об обеспечении устойчивого развития транспортного комплекса, прежде всего в сфере гражданской авиации и промышленности, только и звучало, как мантра, «импортозамещение», «импортозамещение».
Хотя, конечно, рассматривались меры по стабилизации работы и пополнению всех видов транспорта – и авиационного, и железнодорожного, морского и речного, и автомобильного. Практически везде Россия оказалась зависимой от импортных поставщиков запчастей, комплектующих и прочего оснащения, обеспечивающего деятельность отечественного транспорта.
Чтобы сохранить авиасообщение, российские авиакомпании в условиях санкций должны зарегистрировать свои права на иностранные самолеты, находящиеся в лизинге, и обеспечить суда сертификатами летной годности. Только так стране удастся сохранить парк иностранных воздушных судов и эксплуатировать их на внутренних линиях.
Провисает фармацевтика. Чтобы ее запустить, нужны инвестиции. IT-компании упрощают ввоз в Россию лекарств, а также защищают сбережения граждан. Госдума принимает поправки, которые предусматривают возобновление механизма специальных инвестиционных контрактов формата 1.0 (СПИК 1.0), возможность пересмотра условий действующих контрактов, включая продление их срока с 10 до 12 лет. Но и здесь можно столкнуться с ограничительными мерами со стороны зарубежных «партнеров».
Автомобилисты, имеющие не самые дорогие, но и не дешевые авто, радуются, что им не придется платить повышенный налог, роскошными теперь считаются автомашины стоимостью выше 10 млн рублей.
В числе антикризисных мер значится бесплатная медпомощь жителям ЛНР и ДНР. Отныне они наши граждане.
Через неделю в Госдуму поступит третий пакет законопроектов по сохранению российской экономики, промышленности, социальной сферы, оздоровлению финансов в условиях тотальных международных санкций. Депутаты ждут, что наконец-то будут отменены так называемое бюджетное правило и налоговый маневр, препятствующие нормальному бюджетному процессу в РФ.
Наш корр.