За прошлый год выявлено свыше 4 млн нарушений законов, 250 тысяч коррупционных правонарушений, в суды направлено 74 иска о взыскании с чиновников неподтвержденных доходов на сумму более 54 млрд рублей. На нацпроектах вскрыто 60 тыс. нарушений, украдено из бюджета 2 млрд рублей, возбуждено 635 уголовных дел… В сфере государственных и муниципальных закупок «исчезло» 8,5 млрд рублей, пресечено 190 тыс. нарушений, в судах – 1,5 тыс. исков. Совершено 150 тыс. нарушений при распоряжении объектами государственной и муниципальной собственности, утрачены государством стратегические и системообразующие предприятия, другие важные активы. 200 тыс. сирот не дождались жилья, тысячи дольщиков остаются без квартир, инвалидам, ветеранам, пенсионерам недосчитывают-недоплачивают, учебные заведения плохо защищены от нападений…
За несколько часов до трагедии в детском саду «Рябинка» пос. Вешкайма Ульяновской области Краснов сообщил сенаторам: «Практически в каждом регионе выявлены случаи умышленного занижения категории защищенности объектов образования». А за день до этого на коллегии Генпрокуратуры РФ с участием Владимира Путина он говорил о «шокирующих своей жестокостью нападениях на школы, гибель детей», совершенных, по его предположению, молодыми людьми под воздействием террористической идеологии типа «Колумбайна», таких сообществ в РФ раскрыто до 700.
Генпрокурор тоже сообщил сенаторам, что его ведомством «проделана значительная работа во имя интересов общества и государства, для защиты прав граждан», возбуждались уголовные дела, пресекались, в том числе и в судебном порядке, нарушения законов.
Однако они не прекращаются… Заметив, что в ходе приватизации «утрачены важные для страны предприятия», Краснов назвал и прокурорские удачи: «по нашим искам государству возвращены контрольный пакет акций Башкирской содовой компании, приватизированной без согласия уполномоченного федерального органа, более 450 гектар лесов и земель в экологической зоне озера Байкал, прибрежные полосы Черного моря, необходимые для развития федеральной территории «Сириус». (Известно, что «Сириус» – особо опекаемый президентом объект. – Прим. авт.).
Между тем Краснов поведал, что нередко органы местной власти норовят подстраивать под себя правовые акты и нормативные документы. Прокурорскому надзору удалось остановить 420 тыс. «инициатив», более половины из них (54%) касались социальной сферы.
И это объяснимо. Сфера финансируется недостаточно, а её контингент уязвим, чем пользуется чиновничество всех уровней, не стесняясь нарушать права граждан на бесплатное получение жизненно важных лекарств, на льготную оплату коммунальных услуг, обеспечение жильем, трудоустройство. Нередки случаи несвоевременного назначения страховых и социальных пенсий по инвалидности, отказа в услугах в электронном виде.
«В 2021 году для защиты прав инвалидов и пенсионеров в суды направлено более 13 тыс. исков, внесено 33 тыс. иных мер реагирования», – констатировал Краснов.
Под шумный пиар Госдума принимала закон о запрете взысканий кредитными организациями долгов с пенсий, пособий и социальных выплат граждан. Но как с выполнением? Ни шатко ни валко. Не везде на местах «услышали» про этот закон, и ретивые кредиторы продолжают отнимать у людей последнее. Прокуроры пресекают, где узнают, но «подобные нарушения допускаются, – сожалел Краснов, – точечно устраняются при поступлении соответствующих жалоб граждан». А чем загребалы рискуют, нарушая закон? Разве что штрафом.
«В 2020 году, отметил генпрокурор, государством оказана материальная поддержка семьям в период пандемии… Но не везде должностные лица органов власти, местного самоуправления, отделений пенсионного фонда средства выплатили… Повсеместно прокуроры реагировали на незаконные отказы, но удалось помочь 22,5 тыс. родителей и опекунов получить на детей 280 млн рублей».
Остро стояла и по-прежнему стоит проблема с дорогостоящими лекарствами для детей с редкими заболеваниями. Есть обещающий закон, а лекарств нет. Родителям приходится годами добиваться назначения своему больному ребенку жизненно важного медицинского препарата. Повезло детям Вологодской, Калининградской, Ульяновской областей после вмешательства прокуроров получить лекарства. Но это всего 3 региона, а их 85 в РФ. Значит, остальные ждут помощи по SMS после телеобъявлений?
Многолетняя проблема – жилье для сирот. «Не удалось ликвидировать двухсоттысячную очередь на получение жилья детьми-сиротами, – сообщил генпрокурор. – Наиболее напряженная ситуация в Иркутской области, Кемеровской области – Кузбассе, Забайкальском, Краснодарском и Красноярском краях».
Годом ранее он говорил то же самое: «…182 тыс. сирот квартир еще не получили, при этом некоторые из них стоят в очереди свыше 5 лет. В Республике Башкортостан, Волгоградской, Иркутской областях и других регионах предоставленные средства не расходовались. А приобретаемое сиротам жилье зачастую не отвечает элементарным санитарным и техническим требованиям». Ждите, сироты!
Работодатели, пренебрегая законами, законодательством, задерживают или вообще не платят зарплату своим работникам, не соблюдают требования охраны труда людей, «а контролирующие органы этого не замечают», сетует генпрокурор. В результате – аварии, гибель людей, пожизненные калеки.
Страшная трагедия произошла 25 ноября 2021 года на шахте «Листвяжная»: взорвался метан, погиб 51 человек – шахтеры и спасатели. Причина – невыполнение правил техники безопасности и охраны труда.
«Тут же была проведена прокурорская проверка всех угольных шахт и разрезов. Выяснилось: владельцы предприятий при попустительстве контролирующих органов грубо пренебрегали нормативными требованиями, шахтеры вынуждены были работать на кабальных условиях, без средств индивидуальной защиты, не соблюдался режим труда и отдыха». Обнаружено: «3 тыс. нарушений законов, к дисциплинарной и административной ответственности привлечено свыше 500 юридических и должностных лиц, расследуется 20 уголовных дел, в том числе коррупционной направленности».
Сейчас внимание прокурорского надзора приковано к устранению роста безработицы, увольнений. Работодателям направлены сотни предостережений против сокращений, неоплачиваемых простоев. Будет ли это выполняться? Неизвестно.
В прошлом году, по словам генпрокурора, «на 14% увеличилось общее количество выявленных коррупционных преступлений, пресекаются откаты, хищения бюджетных средств, неправомерное использование государственного и муниципального имущества». А сколько же остается коррупционеров, которых кара обходит стороной? Краснов не знает?
Но помимо традиционной преступности Генпрокуратуре приходится сражаться также с нацистской атрибутикой, экстремистской символикой, ее немало, это и флаги, и значки, и мемы, которые вызывают возмущение общества. Краснов предложил прописать в законе ответственность за использование враждебных символов.
Но есть один остроактуальный вопрос: будет ли считаться враждебным мемом фанерный драп вокруг Мавзолея в майские праздники, что вызывает негодование россиян и является проявлением дикой несправедливости со стороны властей, допускающих подобное кощунство? Краснов не дает ответа. Мы его узнаем в дни торжеств.
А что касается общего впечатления от выступления генпрокурора, то оно удручает. Повсеместно криминал, обман, разруха, – мал, стар, работяга беззащитны в мире капитализма. Главный вывод: пора переходить к социализму.