Россия на перепутье: два пути в будущее

Как известно, в 1990-е годы по целому ряду как объективных, так и субъективных причин произошел распад нашей великой общей Родины – СССР, и следует подчеркнуть, что именно в этом – корни всех последующих кровавых конфликтов на постсоветском пространстве, в том числе и нынешнего российско-украинского. Тогда же, в 1990-е, Россия, как и все другие выделившиеся из СССР республики, вступила на путь рыночной экономики. К тому времени наиболее развитые страны уже имели длительный этап формирования рыночных отношений, жесткой конкуренции и международных связей. И Россия, включаясь в рыночную экономику, в том числе мировую, могла пристроиться, главным образом, только в арьергарде. У нас просто не было шансов включиться в цепочку высокотехнологичных отраслей, а произошло включение в основном лишь в сырьевые международные цепочки – нефтегазовые, металлургические, лесные и рыбные. В эти сферы устремился и крупный российский частный капитал, именно здесь сложились и наши крупнейшие компании. Постепенно в них появился и занял важные позиции иностранный капитал. Вскоре были утрачены национальные гражданское авиастроение, автомобилестроение, сельскохозяйственное машиностроение, станкостроение, производство оборудования для многих добывающих и обрабатывающих отраслей промышленности и многое другое. Соответствующую технику, машины и оборудование начали закупать на внешних рынках.

Государство утратило и свою управляющую роль в развитии крупных частных и «получастных» (частно-государственных) компаний, а они, реализуя свои собственные стратегии развития, направляли свои доходы в больших объемах на массовые закупки техники, оборудования, различных материалов за рубежом, а часть доходов выводили в другие страны – в их банки и в зарубежные инвестиции. Так ресурсы, полученные в России, начинали работать на развитие экономик других стран. Постепенно, кроме всего прочего, страна утрачивала свою национальную экономическую безопасность. Все это в полной мере проявилось в нынешней чрезвычайной ситуации. Глобальный капитализм, никогда не жаловавший Россию, сбросил свои маски и проявил свою реальную сущность – погоню за максимальной прибылью любой ценой, незаконно и грубо выдавливая нас из мировой экономики.

Целых 8 лет (с 2014 по 2022 год) «демократический, цивилизованный» Запад, якобы пекущийся о правах отдельного человека, не замечал постоянные обстрелы городов Донбасса и убийства украинскими нацистами десятков мирных граждан. Даже простым здравомыслящим людям было понятно, что можно было выполнить минские соглашения – одобренные ООН и всем мировым сообществам, и избежать военного конфликта. Но молчаливо (а возможно, и нет) западные гаранты их выполнения поддерживали упрямое стремление украинского руководства не выполнять ни одного пункта. И все это длилось 8 лет!

Конечно же, наивно думать, что у руководства Украины и их покровителей не было стратегических планов решения проблемы Донбасса. При этом и теоретически, и практически возможными были два варианта. Первый – добровольное прекращение какого-либо сопротивления ДНР и ЛНР и реинтеграция их в Украину. Но этот вариант уже был невозможен из-за тысяч погибших жителей Донбасса, продолжающихся постоянных обстрелов, полной экономической блокады республик, наконец, из-за полного запрета русского языка на Украине. А Донбасс – это более 80% – русские.

Реальным оставался только второй вариант – военный захват республик и зачистка их от нелояльных Украине граждан, возможно, даже по хорватскому сценарию. Поэтому к республикам стягивались украинские войска. Именно на это, уверен, нацеливал Украину и «демократический цивилизованный» Запад, наращивая поставки вооружения, обучая украинских военных и поощряя рост национализма и русофобии на Украине. Теперь же об этом военном варианте свидетельствуют и факты: полученные российскими военными документы и свидетельства украинских военнопленных. С учетом всего этого основную вину за военные действия на Украине, конечно же, несут «цивилизованный» Запад и руководство Украины.

В этой связи следует подчеркнуть, что сейчас наши российские военные выполняют сложную, тяжелую, но очень важную миссию: они защищают жителей Донбасса и их право на исконную русскую культуру, на русский язык, защищают от распустившегося, как видим, пышным цветом на Украине самого настоящего нацизма. К большому сожалению, безоговорочно поддерживающий руководство и явные проявления нацизма на Украине Запад сам, как стало уже хорошо видно, также поражен проявлениями нацизма, в том числе демонстрацией исключительного превосходства своего общества и своих ценностей.

***

Военная операция России, конечно же, будет завершена, и чем быстрее и с меньшими потерями с обеих сторон, тем лучше. А что потом? Как дальше развиваться России и, между прочим, Донбассу? Об этом сейчас думают и спорят многие политики, ученые, журналисты, просто граждане страны. Озвучивается много интересных взглядов, предложений. Конечно же, размышляю и я над этими вопросами. Представляется, что Россия сегодня действительно стоит на перепутье – впереди у нас, у России в общем и целом два пути. Первый – постепенная стабилизация экономики и новые встраивания в пусть не во все, но во многие мировые производственно-экономические и логистические цепочки, сохранение крупного частного бизнеса и полугосударственных (в том числе – с большой долей иностранного капитала) компаний – при отсутствии существенного управляющего влияния на них государства. Будет снова вывоз огромного капитала за рубеж, в том числе и иностранными инвесторами и компаниями и т.п.

Желающих продолжать в целом идти этим путем, уверен, очень много, особенно в предпринимательской среде и нашей либеральной элите. Но ведь уже самим «цивилизованным, свободным и самым демократическим» Западом развенчаны мифы о неприкосновенности частной собственности (изъяты почти все разнообразные активы России и Белоруссии и частных лиц за рубежом); о свободной конкуренции и мировой торговле – яркий пример тому – наша торговля газом и нефтью, другими товарами, вся ситуация с Северным потоком-2; о свободном движении капитала – почти моментально были закрыты тысячи иностранных компаний в России, а российские – за рубежом.

Стало совершенно очевидно, что в современной глобальной капиталистической экономике управляют ее реальным сектором не рыночные механизмы, а власть силы и высокопробной циничной информационной лжи. И так поступают не только с Россией и Белоруссией, но и начинают поступать со многими другими странами, кто осмеливается не выполнить требования, рекомендации США. В том числе, например, с такими крупными, активно развивающимися странами, как Китай, Индия и другие.

В любой момент могут быть разорваны международные производственно-экономические и логистические цепочки, заморожены, а затем и конфискованы активы, инвестиции и т.п., а к самым «непослушным» применимы бомбардировки городов и коммуникаций. Новейшая история это уже видела.

Таким образом, первый путь в будущее – восстановление прежнего типа социально-экономической системы в России – во-первых, из-за произошедших перемен уже просто невозможен. А во-вторых, при этом нас снова ожидают многие весьма возможные негативные последствия и риски. В любой момент «сильными мира сего» могут быть разорваны важнейшие производственно-экономические и логистические цепочки. Изъяты зарубежная собственность, активы, инвестиции. Введены самые разнообразные экономические санкции, разрушающие страну. В подобных условиях каждая уважающая себя суверенная страна может в одночасье лишиться своей экономической безопасности. А обеспечение последней – важнейшая задача любого, особенно крупного государства. На этом пути постоянно будут сохраняться значительные социальные различия, контрасты между большой группой богатых и сверхбогатых граждан и миллионами бедных, существующих у черты и за чертой прожиточного минимума. Кроме того, большая часть национальных ресурсов – и природных, и материальных, и финансовых выпадает из целенаправленного планомерного управления и нацелена на получение максимальной прибыли только для частных компаний, в их интересах. В такой экономике невозможно в полной мере использовать современные научные достижения и цифровые информационные технологии, так как невозможно в стратегическом долгосрочном планировании охватывать крупные частные компании, частный бизнес, в том числе и с иностранным капиталом. Наконец, частная собственность на природные ресурсы при любом типе регулирования будет порождать в целом неэффективное их использование и экологические проблемы. Частная собственность на отдельные природные ресурсы противоречит научно обоснованному представлению о взаимосвязанности и целостности природно-ресурсных систем – как на суше, так и в море. Эффективно, устойчиво осваивать можно лишь все территориальное и акваториальное сочетание природных ресурсов определенного региона – на основе их общенародной собственности. Поэтому 1-й путь тупиковый. Это уже понимают и в некоторых странах «цивилизованного» Запада, в том числе отдельные крупные ученые и даже сами капиталисты.

Конечно же, просто необходимо в этот переломный момент нам – России – вступать на второй путь – устойчивого долгосрочного социально-экономического развития – с обеспечением высокого уровня жизни для всех слоев и групп населения и достижения гармоничных отношений с природной и природно-ресурсной средой. Это можно сделать только на научной основе – с учетом и использованием всех достижений естественных, технических и общественных наук. Именно на их основе необходимо построить многоуровневую модель будущего нашей страны с охватом населения, экономики и природы. В ее основе – формирование максимально самодостаточной экономики, базирующейся в основном на кооперативной, народной собственности – как исторически наиболее прогрессивной. Разумеется, при этом могут сохраняться частные предприятия в сфере малого и среднего бизнеса – обслуживании населения, торговле, перевозках и т.п. Но в целом следует формировать планомерно развиваемую социально-экономическую систему на основе детальных расчетов, оценок и моделирования вариантов развития всех подсистем – от отдельных предприятий, компаний, поселений до районов с их расчетными структурами природопользования и страны в целом. Важнейшей задачей государственного управления должен стать поиск таких оптимальных моделей – образов будущего, их оценки, обсуждение и утверждение в виде плановых документов, а затем – слежение за их реализацией. Конечно, будет возможна и необходима определенная текущая корректировка таких моделей. Это должно становиться одной из основных функций государственного управления как на федеральном, так и на региональных и муниципальных уровнях.

***

Важными мероприятиями в развитии России по 2-му пути в будущее представляются следующие. Уже в настоящее время в условиях чрезвычайных обстоятельств необходимо выполнить расчеты и оценки важнейших для страны производственно-экономических цепочек с обоснованием размещения всех недостающих, в том числе импортозамещающих звеньев в России. Необходимо провести полную национализацию предприятий и компаний военно-промышленного комплекса. Провести вариантные расчеты потенциалов продовольственной безопасности регионов России, в том числе – при тех или иных возможных изменениях межрайонных и внешних связей. Уже в настоящее время необходимо установить предельные торговые наценки на продовольственные и потребительские товары, например, до 15%. Важно существенное снижение внутренних цен на энергоносители, в том числе – газ, нефтепродукты, электроэнергию. Это позволит резко повысить конкурентоспособность практически всех отечественных товаров и услуг, в том числе и на внешних рынках. Для стабилизации экономики целесообразно создать народный фонд устойчивого развития из добровольных взносов граждан. Большие взносы в него могли бы внести и российские миллиардеры и миллионеры.

В последующем целесообразна национализация природных ресурсов и формирование в реальном секторе экономики крупных компаний, в том числе сетевых, на основе кооперативной народной собственности – долевой собственности всех реально работающих в них.

Целесообразно ввести запрет на всевозможные офшоры. Регистрацию предприятий и компаний необходимо разрешить только по месту их фактической деятельности – там, где они реально используют природно-ресурсный, человеческий и инфраструктурный потенциал. Вполне понятно, что здесь они и должны оставлять соответствующие налоговые платежи, и – работать на развитие своего региона. При этом следует достигать высоких уровней замкнутости, прежде всего, в пределах страны основных производственно-технологических цепочек – от добычи природных ресурсов до их глубокой, комплексной переработки и получения готовой конечной продукции. Это в целом позволит получать в стране максимальную добавочную стоимость и обеспечивать национальную экономическую безопасность. При этом более активно будет развиваться внутренний рынок и расти благосостояние граждан.

Наконец, необходимо ускоренными темпами развивать стратегическое планирование – во-первых, выходящее на долгосрочную перспективу, например, 5, 10, 15 лет, а во-вторых, охватывающее все предприятия и компании реального сектора экономики, а далее – поселения, муниципальные районы, субъекты РФ, макрорегионы и страну в целом. В процессе такого планирования необходимо рассчитывать и оценивать различные варианты развития и на основе лучшего варианта строить перспективную модель от предприятия, поселения до района и страны. Только на подобной планомерной основе возможно достижение устойчивого долгосрочного развития России. Необходим специальный, постоянно работающий орган стратегического планирования, возможно, в рамках Министерства экономического развития, с региональными подразделениями.

На переход России на новый путь развития, кроме всего прочего, направляют нас нынешние чрезвычайные обстоятельства и обнажившееся существо глобального капитализма. А лучше он уже не станет. Представляется, что такой разворот России может показать и всему человечеству новый, действительно гуманистический образ будущего и пути его достижения.

Другие материалы номера