Воруют еду

Псков: «Рыба стала дороже мяса»

– Хорошо, нас не обнесли сегодня, – заводит разговор кассир псковского магазина «Красное&Белое». – Постоянно приходится следить…

– Охранник в «Пятерочке» тоже жаловался, что стали воровать, – отвечает покупательница, расплачиваясь.

Ее зовут Анастасия, ей 28 лет, и она работает тренером в зале единоборств.

– Повышение цен я заметила уже где-то через неделю после начала спецоперации. Самая дешевая гречка стоила 51 рубль, теперь самая дешевая стоит почти сотку. Макароны подорожали, наверно, процентов на тридцать. Рис тоже на сорок-пятьдесят. Фрукты, овощи, косметика, хозтовары – все дорожает. Все понимают, что это из-за санкций, все понимают, почему нет белой бумаги. Импортные товары теперь не доставляются в Россию. У меня на зарплате тоже это все отразилось напрямую: ко мне, как к тренеру, стало меньше людей ходить. Соответственно, доходы урезались до минимума, – говорит она. – Некоторые родители мне прямо говорят, что теперь нет денег оплачивать тренировки ребенка. Так что это нельзя не заметить.

Максим работает охранником в  уже полтора месяца. За это время он заметил, что ценники на продукцию меняются буквально каждый день.

– Мы каждое утро выставляем ценники, и они все время разные: то дороже, то дешевле, – говорит он. – Воровать вроде больше не стали: несколько смен воруют, несколько – нет.

Чаще всего выносят сыр и спиртное (самой дорогой была кража виски за 3500 рублей), затем кофе в банках и мясо (в мае воровали маринованный шашлык).

– Воруют повально, – говорит псковский кассир Константин. – Интересно посмотреть, как это обнищание и воровство будут развиваться. Не стану ли я сам подворовывать, шучу. Выносят товар прилично выглядящие люди, подростки и вообще кто угодно. Обычно тащат двумя способами: либо в сумку, заранее открытую, либо засовывают что бы то ни было под одежду, доходит даже до трусов. Если заметил воришку сразу и встал у него над душой, он это понимает и уходит. А иногда не видишь ничего подозрительного, а они берут и уносят. Например, недавно у нас так из магазина «ушел» «Джек Дениелс» за 2000 рублей. Бывает, что замечаем неестественно набитый карман или что-то подобное. Полицию вызываем только когда вор не хочет отдавать товар, говорит, что это его и так далее. Тогда мы закрываем дверь, вызываем наряд, смотрим камеры. А так просто просим отдать и отпускаем.

Причину воровства и продавцы, и покупатели видят одинаково: рост цен. Телеграм-канал газеты «Псковская губерния» публикует график годовой инфляции в Псковской области: на 1 мая она достигла семилетнего максимума – 17,28%. Кривая индекса потребительских цен стремится почти перпендикулярно вверх.

На кассе магазина на улице Льва Толстого сотрудники торгового зала спорят: кофе подорожал в три раза или в четыре?

– Шампуни на сотку подняли: «Чистая линия» 99 рублей был, теперь – 209. Только зарплата не растет. Нечего больше делать в «Пятерочке», – говорит кассир с именем Любовь на бейджике. – Количество краж увеличилось… Причем так значительно.

– Сейчас кассы самообслуживания обворовывают сильно, я слышал по новостям сегодня, – сообщает покупатель Александр, подойдя к кассе. Александр занимается бизнесом, говорит, что повышение цен он заметил, хотя лично по нему оно не сильно ударило. – Все подорожало процентов на тридцать в среднем. Сметана была рублей 70–80, теперь 107. Вчера еще другая цена была. Вот такая – «Простоквашино» 25%-ная – еще неделю назад 87 рублей вроде стоила, сейчас – 108. Чай Earl Grey стоил 99 рублей, сейчас – 154. Бурбон Jim Beam Apple раньше меньше тысячи рублей был, неделю назад поднялся до 1900.

– Абсолютно на все цены растут, – согласна Вера Николаевна. Ей 60, недавно на электромашиностроительном заводе ПЭМЗ, где она работает, сотрудников перевели на трехдневную рабочую неделю и, соответственно, урезали зарплату. – Рыба стала дороже мяса: простая мойва стала 290 рублей, а она всегда была самая дешевая.

– Крупы стали совсем бешено стоить, это очень бросается в глаза. Очень подорожал пропаренный рис, стоит теперь от 130 рублей. Я недавно взамен попробовала взять подешевле круглый – только деньги выкинула, – рассказывает репетитор Анна. – Макароны больше 60 рублей стали стоить, и теперь я покупаю их только в «Фикс-Прайсе» – там можно найти по 33, а вкус неплохой. Не знаю, что делать с сахаром: ведь самый дешевый до сих пор 77 рублей. Пару пачек мне принес дедушка мальчика, которому я даю уроки – ухватил по распродаже и поделился. Но дальше три пачки пришлось покупать самой.

Смирнова теперь гораздо чаще ходит в «Фикс-прайс» – и за конфетами, и за бытовой химией. Магазин фиксированных цен «реально спасает». Бывают там и встречи единомышленников.

– Стою недавно в очереди, – вспоминает Анна, – а со мной рядом бабулька – сухонькая, лет 70, наверно. И ворчит на цены, я тоже поддержала, на крупы жаловалась. А она вдруг – как выдаст: «А все зато президента этого хвалят…» И мне так радостно стало, что даже среди людей в возрасте есть те, кто все понимает, что я обняла ее и чуть не заплакала. Долго-долго благодарила, что она такая хорошая.

Петрозаводск: «Воруют колбасу, сыр, масло»

В Карелии, по данным МВД, ситуация с магазинными кражами не отличается от прошлого года. Каждый день фиксируется несколько сообщений о воровстве в торговых точках, но вала обращений нет, сообщил источник в полиции. Однако работники магазинов говорят обратное.

– Воровать стали больше, – утверждает заведующая магазином в Петрозаводске, которая попросила не называть ее имя. – Подростки, пенсионеры. Мы их выслеживаем по камерам, задерживаем, заявления пишем. Воруют колбасу, сыр, масло сливочное. Но мы стараемся предотвращать кражи. Видим, как человек себе колбасу или масло в карман положил, говорим им об этом на кассе. Они выкладывают товар и либо оплачивают, либо оставляют. Свои действия никак не комментируют – пугаются, ясное дело.

По ее словам, дорожает все. Рост цен на продукты первой необходимости стараются сдерживать, хотя февральское повышение все равно уже сказалось. Сотрудник расположенного неподалеку магазина, там торгуют не только алкоголем, но и продуктами питания, утверждает:

– Конечно, заметно подорожал импортный алкоголь, однако и отечественные напитки растут. В целом же что-то дороже становится, что-то дешевле. Мы стараемся подстраиваться под цены конкурентов. Правда, цены лихорадит. Раньше, до проблем в стране, мы меняли примерно по 150–200 ценников в день. Сейчас приходится менять по 300–400 штук. Месяц назад мы их тысячами меняли!

Охранница магазина «Перекресток» тоже говорит, что число мелких краж выросло.

– …пожилые люди стали воровать чаще. Берут в основном еду. Идет бабушка, спокойно сумочку открыла, положила… А мы по камерам все видим. Потом на кассе просим: сумочку откройте, пожалуйста. А в ответ: я ничего не брала!

По словам охранницы, свои действия воришки объясняют дороговизной продуктов.

– Объясняют, что пенсии маленькие, а хочется и кусочек сыра, и колбаски. Я, конечно, все понимаю, но я, например, сама пенсионерка – и работаю. Все равно жалко людей. Начальство требует: вызывай полицию. А как я вызову? Чего я эту бабулю позорить буду из-за сыра за 200 рублей? Я лучше возьму товар и положу обратно на полку.

Калининград: «Дальше будет хуже»

В Калининградской области тоже стали чаще воровать в супермаркетах. Причины председатель совета директоров компании "Spar-Калининград" Олег Пономарев видит в экономическом кризисе.

«Так происходит всегда, когда наступает кризис. Его факторы начинают проявляться, возникает какая-то нервозность, падают доходы и одновременно растут цены – все это всегда приводит к тому, что воруют», – сказал Пономарев в эфире «Business FM Калининград».

В Калининграде в топ-5 категорий товаров, которые чаще всего воровали в феврале–апреле, вошли кондитерские изделия, колбасы, алкоголь, сыры, кофе и какао, пишет РБК.

– Воровали всегда, – говорит продавец калининградского продуктового магазина «Кант-Маркет» Татьяна. – Сейчас пока не было ревизии, мы не можем оценить масштабы бедствия. Думаю, дальше будет только хуже, вы же видите, что происходит с ценами – все дорожает.

– У нас не воруют особо, но мы видим, что люди стало намного меньше ходить, – жалуется Рауф, продавец небольшого продовольственного магазинчика. – Выручки совсем мало, народ экономит. Ну а что делать: вы видите, как все подорожало. Сок был 150 рублей, а стал 184 рубля. А в «Спаре» вообще 226. Говорили, что подорожание связано с долларом, но выросло все, что даже с долларом не связано, – вот, вода местная, например.

По данным Калининградстата, сильнее всего в Калининграде в апреле подорожала охлажденная и мороженая рыба – почти на 35%. Также на 17,5 % выросла в цене свекла, на 16,3% – соленые и копченые рыбные деликатесы, морковь, консервированные овощи, сгущенное молоко.

– По рыбе самый большой рост, – говорит калининградка Оксана. – Я не беру уже. Это кошмар, рыба теперь большей части населения недоступна.

– Я знаю точно цены на несколько конкретных товаров, – говорит калининградка Алина. – Так вот: все мои любимые позиции подорожали почти вдвое. Мясник на рынке, у которого я восемь лет покупаю мясо, поднял цену. Оправдывался как мог. А что ему остается? Ну и если раньше я шла в магазин и со всеми скидками и картами тратила 1,5–2 тысячи рублей на 4–5 дней, без излишеств в виде авокадо и красной рыбки, то теперь – лоток куриного филе, молоко, хлеб, кусок сыра и бутылка воды – и тысяча кончилась. Добавить полкило помидоров и килограмм огурцов – вот и полторы. А если хочешь кофе – твой недельный бюджет кончился, а еды в холодильнике сильно не появилось.

В целом же, по данным Калининградстата, цены на продукты с начала года выросли на 12,8%, а на непродовольственные товары – на 14%. Стоимость минимального набора продуктов питания в расчете на месяц с начала года выросла до 6 995,76 рубля.

Петербург: воруют в 2–3 раза больше обычного

Владельцы торговых сетей в Петербурге пожаловались на участившиеся кражи даже в правительство, писала «Фонтанка». Бизнесмены во время профильной встречи на площадке Торгово-Промышленной палаты рассказали, что покупатели стали чаще воровать еду в магазинах.

«С конца февраля участилось количество случаев краж – в 2–3 раза больше обычного», – сообщил совладелец сети «Реалъ» Александр Мышинский. По его мнению, кражи в магазинах участились из-за резкого роста цен.

– Сейчас в «Дикси» купил пачку пельменей, два мороженых, небольшой сыр адыгейский и небольшую пачку чипсов – 1100 рублей! Вчера купил пачку чая, белорусскую шоколадку и 250 граммов конфет «Победа» – 750 рублей, хоть вешайся. Овощи – огурцы, помидоры, вообще «золотые». Звезда всего – красный болгарский перец по 440 за кило, – комментирует повышение цен петербуржец Александр.

В Петербурге стоимость минимального набора продуктов составила 7100,51 рубля.

– Цены подросли. Меньше акций стало. Порошок я покупала раньше за 300 рублей, а сейчас – 500. «Реально это все ощущается», – говорит петербурженка Анна.

Владельцы торговых сетей и производители пытаются бороться с кражами разными методами: на привычных всем продуктах вроде сыров и недорогого алкоголя появляются магнитные замки, бритвенные станки упакованы в объемные пластиковые контейнеры, а поверх них – магниты.

***

Власть из добропорядочных и законопослушных людей, загнав их в беспросветную нищету, делает мелких воришек. Все как один из опрошенных работников магазинов, охранников утверждают, что люди вынуждены воровать еду от безысходности. Чиновники реально ничего не делают, чтобы вернуть соотечественникам достойную жизнь. Пустые обещания о сдерживании цен и росте доходов – так и остаются пустыми. Самое печальное, что основная категория отчаявшихся и вынужденных красть еду по-мелкому – это старики-пенсионеры.

                                                                         По материалам информагентств

Другие материалы номера