Нынче все не так, смутная и тяжкая година, постигшая Россию, заставляет и к этому неотложному ни при какой общественной погоде делу относиться и строже, и четче. Василию Белову и десять лет назад, когда справлялось его 50-летие, не пристала пышность юбилейной фразы, тем более не нуждается он в ней сейчас. Его значение как народного писателя земли русской, книги которого читаются во всем мире, умалить нельзя а преувеличивать нет необходимости. У него в литературе свое заслуженное и прочное место, занятое на том уровне, куда впускают не по приятельским рекомендациям или групповым интересам, как в элитарный клуб, а куда врастают, как в почву, всем строем таланта и трудом. Вот в чем отличие между призванным, рожденным для горькой доли быть русским писателем и овладевшим выгодным ремеслом сочинителя: один несет свой тяжкий крест, второй жаждет его распятия на этом кресте. Один из многих и многих в литературе, но как только произносится имя: Василий Белов – единственный в ней, взявший на себя огромную ношу, в которой и «Привычное дело», и «Плотницкие рассказы», и «Кануны», и «Лад», и пьесы, и статьи, и будущие работы, уже и теперь составившие вместе неповторимый свод трагедии и красоты России.
Василий Белов – необычайно мужественный человек. Профессия писателя вообще требует мужества, звание русского писателя, неспособного идти на поводу событий, имеющих целью разорение и одурачивание России, требует мужества в особенности. В последние годы мне часто приходилось бывать рядом с Василием Беловым, и не помню я, чтобы хоть в малости покривил он душой и ради собственного спокойствия и благополучия придержал в себе неприятную кому-то (хоть всему свету) правду. Он открыто высказывает ее и в высоких кабинетах, и с парламентских трибун, и в узком кругу, выкладывает ее вопреки так называемому «общественному мнению», не боясь оставить о себе неприятное впечатление и не смущаясь ухмылками «прогрессистов». Всегда и во всем он рыцарь правды, сумевший в этом. проституированном и излукавленном мире, диктующем сегодня вкусы, сохранить себя в духовной чистоте и целостности.
Рыцарь правды и защитник России. Неизменный, несгибаемый, неподкупный. Если бы случилось так, что никого рядом с ним не осталось, он бы стоял один. И не дрогнул.
И – выстоял!