Об этом сообщила в профильном комитете Госдумы глава Минкультуры Ольга Любимова. «Мы отдельно прорабатываем со всеми регионами, сохраняя количество детских праздников, просветительских проектов. Мы снова и снова разговариваем с нашими коллегами о смене тональности… Впереди Новый год, это очень теплый, очень семейный праздник. Это не значит, что дети останутся без праздника, ни в коем случае мы не оставим их без Деда Мороза…»
Со смешанным чувством воспринималось это сообщение. Все лето по стране катилась волна «дней» различных городов и поселков. Чиновники делали поборы с предпринимателей, запускали воздушные шары и фейерверки, веселились вместе с гостями на банкетах. Народ смотрел на них с изумлением: «Боже, когда вы поймете, какая сейчас ответственная, судьбоносная для России пора?!» К слову, там, где руководители местной власти обладают здравомыслием, они исключили развлекательные мероприятия давно и безо всяких переговоров с Минкультом. Но больше всего меня поразило, что в профильном комитете Госдумы рассматриваются ясные как Божий день вопросы, в то время как на повестку дня встала мобилизации национального сознания. Именно русская национальная культура, включающая в себя и культуры других коренных народов страны, призвана сыграть в этом первейшую роль. Однако она по-прежнему задавлена, замусорена мерзостью американизированных «ценностей», и это, судя по всему, Минкульт и «профильщиков» из Госдумы не очень-то волнует.
Кто-то может сказать: винить только массовую культуру и властную «элиту», ее насадившую, неправильно – мол, российский обыватель принял западную индустрию развлечений и прочие «соблазны». Обыватель, но не народ в его социальном и государственном смысле. Перечитываю строки выразителя народных дум Валентина Распутина, светлая ему память: «Глобализация – это все вместе и против всех… Могила всего индивидуального, заповедного, окончательная инфильтрация души и воли… И вот в этот-то оголенно циничный мир, где идет торгашеский промен духовных даров на дары вещественные, где шантажируют хлебом и выдают индульгенции на жизнь, где «нет преступления, а, стало быть, и нет греха», а права человека выше прав народа, в эту плавильную печь, где из всякого своеобразия, и прежде всего из национального, вырабатывается стандартный продукт, – вот туда-то и вталкивается теперь торопливо Россия для соответствующего обжига и формировки». Лучше, точнее, пожалуй, не скажешь.
Владимир Путин, хотя и с опозданием, осознал (а может, осознавал уже тогда, когда стал президентом, но не время было об этом говорить?) опасность глобализма. Отсюда и «Мюнхенская» речь», и реабилитация патриотизма, и валдайский тезис о важности умеренного консерватизма. Фантом перемен витал в воздухе, давая надежду, что взамен либерализма вызревает новая идеология. И вот 30 сентября, на церемонии принятия в состав России ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей, президент обрисовал контуры этой идеологии. Запад был конкретно обозначен как исторический враг России, ибо его «ценности» ведут к «полному отрицанию человека, ниспровержению веры и традиционных ценностей, подавление свободы приобретает черты «религии наоборот» – откровенного сатанизма». Было сказано о единстве русской истории, а гарантией российского суверенитета названо «сильное централизованное государство», которое бы «развивалось, укреплялось на великих нравственных ценностях православия, ислама, иудаизма и буддизма, на открытых для всех русской культуре и русском слове».
Правильные эти слова еще отчетливее высветили пагубность для России либеральных трендов и брендов, фальшивых «маяков», ложных «героев», всего того, что было использовано Западом для разрушения СССР и советской власти. И что же теперь со всем этим, на что потрачены миллиарды и миллиарды государственных средств, делать-то?
Ветер русофобии дует сверху
Перемены все еще толком неощутимы. Руководитель тверской областной журналистской организации, редактор газеты «Местное время», депутат городской думы Дмитрий Фадеев в публикации «Между совестью и предательством» пишет: «А как можно назвать чиновников от образования, которые исключили роман А. Фадеева «Молодая гвардия» из школьной программы? И «Как закалялась сталь» Н. Островского тоже исключили. Зато заставляют изучать клеветнические пасквили Солженицына. А тверские чиновники заставляют горожан взирать на огромный портрет этого ненавистника России, нарисованный на стене дома по бульвару Радищева…»
В самом деле, для чего и почему изображен портрет Солженицына, который не родился и никогда не жил в Твери, а не тверичанина Бориса Полевого или Петра Проскурина, восемь лет прожившего неподалеку от того места, где власть «осчастливила» тверичей изображением бывшего лагерного стукача Ветрова? Известно, Александр Исаевич оболгал Михаила Шолохова, Сталина, написал трактат, «Как нам обустроить Россию», призывающий к раздроблению СССР. Чем этот его призыв отличается от призывов врагов Русского мира к раздроблению и сегрегации нынешней России? В том и другом случае речь идет о нашей исторической Родине. Менее известно высказывание «оракула» Солженицына от 30 июня 1975 года, но его можно легко найти в интернете: «Я друг Америки… США давно проявили себя как самая великодушная и щедрая нация в мире… ход истории сам привел вас – сделал мировыми руководителями… Пожалуйста, побольше вмешивайтесь в наши внутренние дела».
Ну ладно, помалкивают депутаты от «Единой России» в гордуме, хотя первоначально противились появлению граффити. А представители иных партий? Где их слово? Пугливо затаились, словно мыши под веником. Вслед за Дмитрием Фадеевым я обращаюсь к тверским депутатам: господа, неужели вы не понимаете, насколько нелепо смотрится граффити в момент, когда «самая великодушная и щедрая нация» (по Солженицыну) фактически ведет против России войну? Ответ на вопрос «для чего?» понятен. Для вдалбливания в мозги непросвещенного молодого поколения, что Солженицын – нравственный авторитет, с которого следует брать пример. Ответ на «почему?» тоже лежит на поверхности. С ельцинских времен управляли культурным процессом в России люди, работающие в интересах той самой Америки, к которой был обращен глас Солженицына – «побольше вмешивайтесь в наши дела».
Еще острее, в связи с происходящими событиями, встал вопрос оздоровления средств массовой информации, эстрады, театров, сферы литературного творчества. Здесь тоже масса «для чего?» и «почему?» Ну, скажем, почему российские телеканалы заполнены дебильными боевиками со сценами убийств, мордобоя, уголовной лексикой и пошлыми передачами типа «ДНК» и «За гранью», «На самом деле», «По делам несовершеннолетних», где русские представлены в быдляческом виде? Читатель В.И. Голимбицкий из Ржева реагировал так:
Переключу с тоской и болью –
Одна и та же дребедень.
Коль попадаю не на бойню,
То обязательно – в бордель…
Почему предоставляется право быть телеведущими персонам с сомнительной репутацией, враждебно настроенным против России? В письме, поступившем в редакцию портала «Русская Народная Линия» от пресс-службы Международного Фонда славянской письменности и культуры, сказано:
«На Первом канале телевидения Российской Федерации телезрители скоро будут осчастливлены встречей с бывшей ведущей программ «Орел-решка» и «Жизнь других» Жанной Бадоевой, которая, будучи гражданкой Украины, после начала Специальной военной операции заняла агрессивную позицию в отношении России и на время пропала с российских телеэкранов. Но, видимо, «пятая колонна» на культурном фронте нашей страны получила приказ о реванше и теперь бывшая ведущая Бадоева, живущая ныне в Австралии, вновь появится на российских телеэкранах и будет воспитывать нас и нашу молодежь в безвозмездной любви к Западу в программе «Жизнь других». Такая вот у Центрального телевизионного Первого канала актуальная «патриотическая повестка».
И нас за наши деньги будут учить, как надо ненавидеть Россию и любить «сладкую» заграничную жизнь. Нас, граждан унижаемой непрерывными предательствами, но все же Великой России, будут учить любить Запад и Европу, которая напоминает старую напомаженную кокетку, что пытается при любом удобном случае подороже поторговать собой, но при этом вас ненавидит. Давно пора остановить всю эту вакханалию на нашем телевидении, в театрах, выставочных залах и в интернете. Международный Фонд славянской письменности и культуры и другие патриотические православные организации на днях обратились к Председателю Следственного Комитета России Александру Ивановичу Бастрыкину с просьбой о расследовании информационной политики проводимой Первым каналом».
Или почему под боком у Кремля пропагандируется такая западная «ценность» как нетрадиционная сексуальная ориентация и однополые браки? «В крупнейших московских театрах вновь анонсированы постановки, которые без намеков, а прямым текстом главных героев оскорбляют поколения наших сограждан, продвигая ЛГБТ-идеологию, порнографию, культ разврата и безнравственности, – пишет на своей странице в социальной сети ВКонтакте телеведущая Анна Шафран. – В «Современнике» Виктора Рыжакова опять «Первый хлеб» с Ахеджаковой и оскорблениями ветеранов и лгбт-поцелуями парней… А в МХТ Константина Хабенского «Идеальный муж», где он играет женскую роль и полно мата и порнографии…» Телеведущий, публицист, критик Михаил Шахназаров рассуждает, в более жестком ключе о постановке «Новая оптимистическая»: «Господа, о каких победах может идти речь, если извращенец и бездарь Богомолов, крышуемый на самых верхах, ставит в центре Москвы такое паскудство? И клал он с прибором на все Спецоперации, на память погибших пацанов, на слезы жен, детей и матерей! Для него главное это продвижение педерастической повестки, за которое он получает государственные бабки. Да у нас пид…ы на книжных прилавках, пид…ы в театре, пид…ы в кино. Просто штатники двигают эту повестку открыто, а у нас помогают ей уверенно ползти к цели. Непрофессионализм и бутафория стали нормой…»
Поневоле задумаешься, не за стеной ли с зубцами обосновались субъекты, способствующие разложению нравственности русского народа в интересах Запада?
Паноптикум в «комфорте»
Отдельный разговор о создании «комфортных зон». Идея в целом полезная, и на тверской земле есть достойные примеры ее осуществления. Здесь все зависит от уровня культуры чиновников. Прежде всего, надо иметь в виду то, что русская душа сформирована в близком ей пространстве. В гармонии с русскими деревьями и полевыми цветами, пением русских птиц, привычным светом восхода и заката. А это значит, что глобалисты-англосаксы не только образование, СМИ, кино, театр, эстраду, но и природный ландшафт могут использовать для выхолащивания русского национального самосознания. Поэтому важно учитывать в проектах индивидуальные природные, национальные особенности, мнение художников, писателей, краеведов, археологов, защитников природы, а также живущих в непосредственной близости от таких зон граждан. В Андреаполе этого, увы, не случилось. Жил не тужил я в своем родовом тихом гнезде, и вдруг и моего маленького городка (около 6,5 тысячи жителей) коснулась англосаксонская напасть со всеми вытекающими последствиями. Немало публикаций пришлось посвятить этому в «Советской России», «Пятой газете», на портале «Русская Народная Линия», сайте «Другая Тверь», а также в областной газете «Местное время».
«Местное время». «Варвары, остановитесь…» (№ 34, от 1 сентября 2021 г.):
«…По-прежнему, если нет дождя, с десяти вечера на улице Советская выстраиваются ряды иномарок, кто-то добирается сюда пешком или на скутере, велосипеде, и всю ночь в «комфортной среде» за моими окнами тусовка горланит, пьет, курит какую-то заразу. В ночь с 13 на 14 августа почти не спал. В пять утра позвонил дежурному по полиции (в седьмой раз за последние дни!). Дежурный записал мой телефон, адрес, фамилию. Через пару минут в «комфорте» раздался девичий голос; «Ментов уже вызвали!» Подъехал полицейский, стал уговаривать ораву, и она не спеша расползлась. В ночь с 14 на 15 августа, в начале первого, проснулся от грохота музыки и пьяных воплей. Привычное дело: опять позвонил дежурному по полиции. Стало тише, но лишь часам к пяти смог уснуть. В ночь с 16 на 17 августа снова боролся с «комфортом», которым «наградила» меня местная власть. Около 24 часов проснулся от шума-глума, опять позвонил в полицию. «Хорошо, проверим ваш сигнал» Минут через пятнадцать орава сместилась к тренажерам и врубила на полную катушку музыку. Опять звоню дежурному по полиции (в десятый, юбилейный раз!)…»
«Местное время». «Это по душу пришли» (№37, от 22 сентября 2021 г.):
«..в своих письмах главе района и публикациях в «Местном времени» ставлю конкретные вопросы: «Почему проект «комфортной среды» не согласовывался с жителями близлежащих домов?»; «почему ливневка с дефектом, и грязь с улицы Советской стекает в реку?»; «почему свет горит до утра, призывая молодежь устраивать ночное шумное сборище с распитием спиртных напитков?»; «будет ли возвращена в городской парк танцплощадка?; «возобновится ли проведение дискотеки в ДК?»; «примет ли власть меры для развития районного спорта?». А конкретных ответов в «исчерпывающих ответах» нет. Проблему сводят опять лишь к полиции, делая ее крайней. Словно бы она создала этот «комфорт…»
«Местное время». «Каждый выплывает в одиночку» (№44, от 10 ноября 2021 г.):
«В ночь с 8 на 9 октября в «комфорте», несмотря на заморозок, опять кипели страсти. Где-то в начале десятого вечера со стороны ночного кафе «Chillout» выдвинулась группа подростков, стала пьянствовать, ругаться на первой от моего дома скамейке, не более чем в пятнадцати метрах от калитки. Выйдя во двор, попытался их урезонить. Бесполезно. В начале одиннадцатого вечера добавилась в «комфорте» еще одна группа. Снова потребовал не мешать спать. Шибздик из первой группы, метр с кепкой, приняв боксерскую стойку, изобразил нанесение ударов в мою сторону. В начале первого ночи один из подростков начал избивать ногами другого, лежащего на земле. Позвонил в полицию…»
Продолжалась моя борьба с «комфортом», а точнее с породившей его местной властью, и в 2022 году:
«Местное время». «Очищение придет из провинции» (№24, от 22 июня 2022 г.):
«…Снова терзает округу «ночной паноптикум», именуемый «комфортной средой». Грохот музыки, вопли за моим окном. В ночь с 9 на 10 июня дважды звонил дежурному по полиции. Окажись Николай Рубцов в таких условиях, написал бы он свое знаменное посвящение В. Белову: «Тихая моя родина! Ивы, река, соловьи…»? Поэты смотрят на природу душой. Чиновники – как правило, расчетливо-изворотливым умом. Похоже, уничтоженную в городском парке танцплощадку с крытой эстрадой, где проходили дискотеки, так и не собираются восстанавливать…»
«Советская Россия». «Достанем самогоночки…» (№92, от 23 августа 2022 г.):
«…Чиновники с упорством, продолжают «пришивать рукав» не к тому месту, что и привело к конфузу в день Яблочного Спаса. Около 7 вечера «комфорт» был оглашен грохотом децибел (каково живущим поблизости?). Вопрос не только в уместности децибел на празднике Преображения Господня, но и в репертуаре. Какое отношение к светлому православному празднику имели «Стюардесса по имени Жанна», «Я поеду в Комарово», шлягер с упоминанием сатаниста Элвиса Пресли, песенки со словами: «Белое вино, как дурманит и пьянит оно», «достанем самогоночки, сначала хряпнем по сто грамм»? Кое-кто хряпал – «сначала по сто грамм». Под моими окнами устроилась на траве компания и делала это, никого не стесняясь. Концерт закончился в десятом часу вечера, после чего грохот музыки угас, но «хряпанье» продолжалось в более массовом порядке, началось беготня «хряпающих» за мой палисадник. Туалета-то в «комфорте не предусмотрено…».
«Местное время». «Экзамен на стойкость» (№40, от 12 октября 2022 г).:
«…почему я немало места отвел описанию нравов в «комфортной среде»? Понимаю это так: бесы, вселившиеся в главного ее устроителя, нашли в «среде» и открытом поблизости ночном кафе воплощение сатанинских замыслов и возликовали. Здесь сполна проявились летними ночами и разврат, и громкая, агрессивная музыка и прочие шумовые эффекты (пуск фейерверков, пьяные крики, бибиканье автомобилей). И, конечно, присутствует при всем этом современный символ глобализма-сатанизма – фальшивое штампованное сердце. Я уже отмечал, что по форме таким же был символ бога виноделия и разврата Диониса, он устанавливался на домах терпимости в Древней Греции. Сходство, полагаю, не случайное. Как коты, медведи и некоторые другие животные метят ореолы своего обитания, так и сатана под изображением якобы любви метит территории по всему миру…»
«Крутизна» косности
Недавно опять пришлось звонить в полицию. Ведь, хотя не выстраиваются по ночам у «комфорта» авто отпрысков андреапольских князьков, созданная властью почва для ночного разврата сохраняется. Множество светильников призывно горят над антивандальными скамейками с вечера до утра (сейчас по 12 часов). И видимо, будут гореть над недоумевающими сугробами, как и в прошлую зиму (уже по 16 часов). Объяснения чиновников: отключить светильники нельзя, мол, они встроены в общую систему (электрики над этим смеются); свет ночью нужен для освещения аллей (тоже смешно, так как никаких аллей посажено не было); свет нужен для безопасности граждан, в том числе и для моей (это еще более смешно, так как известно, какие «граждане» и для чего слетаются, как мошки на свет, а мне световая безопасность не нужна). А тем временем жители требуют не отключать в ночное время освещение на многонаселенной улице Авиаторов, вернуть скамейки в большой сквер возле администрации и в скверик возле железнодорожного и автобусного вокзалов.
Скорее всего, местная власть за нужность освещения в «комфорте» будет стоять до упора. В противном случае возникнут вопросы: «А на кой ляд затрачены немалые деньги на установку десятков светильников?» «Для чего вырубили здоровые деревья на берегу, «подняли» его сотнями самосвалов песка, засыпав стоянки древних варягов, а затем облачили в железную арматуру и заковали в бетон?» «Зачем вообще весь этот дорогостоящий комфорт, если он ухудшает социальное самочувствие живущих рядом граждан?» «Кто на этом заработал?». В последнем вопросе, думаю, и зарыта собака, Все так же мозолит глаза штампованное глобалистское сердце. Чиновница восклицает: «Это же круто!» Предложение установить памятник Дмитрию Анучину, основоположнику научной географии, открывателю истока Западной Двины (Андреаполь – первый город на этой реке) не услышано.
Но что с местных «мастеров культуры» взять, если культурную политику в значительной степени определяет ветеринар по образованию, супруга главы Нина Баранник. Выступила она, к примеру, «автором проекта» альбома, рассказывающего об Андреаполе и районе. В нем аж 23 фотографии с изображением мужа, Николая Баранника. Но даже словом не упомянуто о выдающихся земляках – лауреате Госпремии, генерал-лейтенанте В.И. Евстигнееве, одном из основоположников молекулярной биологии, докторе биологических наук В.В. Месянжинове, участниках второй Антарктической экспедиции (1958 год) А.Г. Скрипилове и Н.А. Чугунове, видном ученом в области геомеханики, инженерной геодинамики и геодезии, докторе технических наук В.Я. Степанове, внесшем заметный вклад в развитие радиолокации генерал-майоре С.К. Алексееве.
Был разрекламирован еще один «проект» Н.Е. Баранник – книжка графоманских виршей «Счастьелогия» Юлии Алексеевой (супруги депутата Законодательного собрания Василия Воробьева, в помощниках у которого Нина Баранник). В аннотации смело заявлено: «Творчество Юлии Алексеевой полюбили жители города Андреаполя и района, ее поклонники – в различных уголках страны. Через этот сборник они откроют много нового, интересного». И что же они открывают?
Я хочу приготовить тебе
Что-то вкусное очень,
Чтобы был благодарен ты мне
Предстоящею ночью…
…Лишь Маяковского открою –
Не получается закрыть.
Каждую строчку перерою (!),
Чтобы сущность мысли уловить.
Много еще чего, в чем трудно уловить «сущность мысли», может «накомфортить», «напроектировать» и «перерыть» местный властный кланчик, если его не остановить.
На границе света и тьмы
Положительно изменить ситуацию в российской культуре может политическая и экономическая реформы, призванные устранить разрыв между властью и народом и сплотить общество на традиционных ценностях Русского мира, о важности которых не перестает говорить президент Владимир Путин. По идее, при опоре на русские традиции и общество наше должно быть традиционным. Но окружение президента продолжает рассуждать о некоем непонятном народу «гражданском обществе». Пора бы и с этой «ценностью» расстаться.
Александр Фадеев считал: подлинный художник тот, «который сверяет свою совесть с народной совестью в ее наивысшем, осознанном выражении». А народная совесть, народные традиции рождаются, укрепляются сплоткой с родной землей. Соответствует ли этому критерию современная творческая «элита»? Те, кто внедряет в России чужие «ценности»? Крутится вокруг всевозможных программ и проектов, желая срубить «бабло»? Пропагандист гей-культуры Богомолов? Включаешь телевизор, а там очередной «народный» – то в кухонном фартучке стругает морковку, то рекламирует двойной кэш или банковский кредит под пять процентов. Можно ли представить в подобном качестве действительно народных артистов – Сергея Бондарчука, Вячеслава Тихонова, Евгения Матвеева, Ивана Лапикова, Василия Шукшина?
Что делал прежде русский, советский писатель, артист в тяжелую для Родины годину? Он не прятал голову под подушку, не думал о прижизненном увековечивании своего имени. Понимая, что нравственность – не только сознание, но и активное действие, он находился на стремнине русской жизни, болел ею, осмысливал ее, сражался словом за свое Отечество и за свой народ. Разве такие сегодня в почете? Приближается 90-летие Василия Белова. Но молчит ТВ. Это же не Солженицын. Тому за год до юбилея начали петь дифирамбы. Не за горами 100-летие Ивана Васильева. Как тверская культура отметит эту дату? Лауреат Ленинской и Государственной премий, он много лет получал пищу для своих произведений, работая собкором «Тверской жизни» по Ржевскому «кусту». Впрочем, старейшая областная газета прекратила свое существование, ее убили либеральные кураторы. И никто против этого особо не возникал. Когда я смотрю на тверскую культурную среду, которую неплохо знаю, то с печалью отмечаю, насколько приспособленчески-равнодушной стала она за годы капитализма. Нет уже ни писателей, ни поэтов, ни журналистов, ни художников, ни режиссеров, ни краеведов былой величины.
А как поубавилось талантливых и самоотверженных организаторов культуры в структурах власти… Сейчас в Твери связывают надежды с новым министром культуры актрисой театра и кино Ксенией Глинкой, делегированной из Москвы (понимаю стремление губернатора Игоря Рудени избавиться в кадровой политике от влияния тверских кланов). Она дочь народного артиста России Олега Алексеевича Лаврова, в прошлом главного режиссера Кимрского театра драмы и комедии. Наверное, родившаяся в Кимрах Ксения Олеговна унаследовала отцовские качества. Только вот министр должен бы разбираться в истории, особенностях тверской культуры, быть постоянным жителем Твери. Дай Бог ошибиться, но как бы мы не получили очередного «вахтовика», который будет постоянно стремиться в столицу. Много у нас «вахтовиков» уже было, тонны казенного бензина пережгли. Иных и фамилии забылись.
Неотложных проблем в российской культуре накопилось столько, что их решение должно стать приоритетной задачей президента, правительства и губернаторов, глав муниципалитетов. Всем, кто болеет душой за нашу Родину, оказавшуюся на острие жестокой борьбы света и тьмы, важно понять, что традиционный нравственный и культурный потенциал России, вопреки всему, очень силен. Он готов к выходу на пространство современной русской истории, чтобы вновь сказать свое могучее, окрыляющее слово во имя достижении Победы. В этом поддержка нашей армии и наше спасение.
Валерий КИРИЛЛОВ,
писатель, заслуженный работник культуры России,
лауреат национальной премии «Имперская культура»
г. Андреаполь, Тверская обл.