1.Законопроект о федеральном бюджете на 2023-2025 гг. (далее – Законопроект) сформирован на основе базового варианта Прогноза социально-экономического развития РФ на 2023-2025 гг., разработанного Минэкономразвития России (далее – Прогноз).
В Прогнозе предусматривается снижение ВВП по итогам 2022 г. на уровне 2,9% из-за разрыва ряда производственных процессов; сокращения внутреннего спроса (как потребительского, так и инвестиционного) и др. Однако, Минэкономразвития РФ ожидает, что спад экономики РФ замедлится до 0,8% в 2023 году, а в 2024-2025 годах вообще прогнозируется восстановительный рост ВВП (+2,6% ежегодно) за счет реализации мер экономической политики, направленных на содействие адаптации к происходящим структурным изменениям, и исчерпания шоков спроса и предложения. Насколько обоснован данный прогноз?! Насколько Минфин РФ готов вкладывать средства в экономику страны. За счет каких мероприятий экономика России в 2023-2025 гг. будет адаптироваться к происходящим событиям, за счет чего будет исчерпан шок спроса и предложения?! Насколько проект бюджета отвечает такому оптимистичному Прогнозу.
2.Согласно законопроекту на 2023 -2025 гг. г. сверстан с дефицитом 2,9 трлн руб. (2 % ВВП), 2,2 трлн. руб. (1,4 % ВВП), на 2025 г. — 1,3 трлн. руб. (0,7 % ВВП) .
Предусмотрен незначительный рост расходов с 29 трлн руб. в 2023 г. до 29,4 трлн. руб. в 2024 г. и до 29,2 трлн. руб. в 2025 г. Рост доходов тоже предусмотрен, но не очень высокими темпами, с 26 трлн. руб. в 2023 г. до 27,2 трлн. руб. в 2024 г. и до 27,9 трлн. руб. в 2025 г.
При этом предлагается увеличивать налоги и сборы. Повышается налог на добычу полезных ископаемых, вводится акциз на газированные напитки, увеличивается выплата социальных взносов на 3-5% от фонда оплаты труда, растет налог на имущество организаций (переход к налогообложению недвижимого имущества организаций, исходя из кадастровой стоимости). На 1 декабря 2022 г. Правительство РФ перенесло индексацию тарифов ЖКХ, которое предусматривалось провести с 1 июля 2023 г.. Тарифы ЖКХ повысят на 9% в среднем по стране. Тарифы будут проиндексированы второй раз за 2022 год, до этого в среднем они повысились на 5 %. С января по июнь 2022 года россияне уже заплатили за услуги ЖКХ 1,66 трлн руб., а долги за эти услуги достигли 804,5 млрд руб. Всего от 10% до 14 % своих потребительских расходов направляют на оплату услуг ЖКХ жители 53 субъектов РФ.
При этом досрочное повышение тарифов в Минэкономразвития РФ объяснили необходимостью обновления теплотрасс, водопроводов и прочих объектов. Кстати для обновления водопроводов и канализации Россия уже 20 лет привлекает кредиты международных финансовых организаций (МФО), и планирует привлекать до 2037 г. (см. Программу государственных внешних заимствований на 2023-2025гг и Программы Государственных внешних заимствований с 2002 года). В этих условиях считаем целесообразным запросить у Минфина России экономическое обоснование целесообразности одновременного привлечения кредитов МФО на аналогичные цели и повышения тарифов для граждан и юрлиц России.
Повышение социальных взносов и коммунальных платежей очень болезненные меры. При этом в прошлом 2021 г доход российских предприятий и организаций достиг 29 трлн руб. Это рекорд за 30 лет.. Но инвестиций — в основной капитал, в фонд оплаты труда крупный бизнес сделал минимум. Основные деньги были розданы акционерам в виде дивидендов и осели на счетах в отечественных и зарубежных банках. Например, в июне 2022 года годовое собрание акционеров Роснефти утвердило дивиденды по итогам работы в 2021 году. Владельцы акций Роснефти получили в общей сложности более 441 млрд руб дивидендов.
По данным Boston Consulting Group, в офшорах у российских компаний лежит 400 млрд долл.
3. Расходы федерального бюджета в 2023 — 2025 гг. будут изменяться незначительно и составят 29,1 трлн руб., 29,4 трлн руб. и 29,2 трлн руб. соответственно. При этом расходы на национальную экономику в 2023 году предусмотрено сократить с 4,3 до 3,5 трлн руб. — на 800 млрд. руб.
Так, расходы на ЖКХ планируют сократить с 645 млрд. руб в 2022 г. до 320 морд. руб. в 2025 г., т.е. в 2 раза. При том, что в России 23% жилья не имеет канализации, 40% — ванны или душа.
Расходы на здравоохранение сократятся с 1,533 трлн. руб. в 2022 г. до 1,47 трлн. руб. в 2023 г и до 1,49 трлн. руб. в 2024 г. Это то в современных геополитических условиях! У нас и так смертность была высокая, так в 2019 г. она была 1,8 млн человек, а в 2021 г. уже 2,4 млн. По продолжительности жизни мы находимся на 100-м месте, по уровню здоровья — на 119-м, по вложениям в здравоохранение (доля в ВВП) — на 140-м из 189 стран. В такой ситуации надо не сокращать расходы на здравоохранение, а увеличивать.
Расходы на образование. Они немного увеличиваются в 2023 г. — с 1,32 до 1,36 трлн руб., а потом планомерно урезаются. В 2025 г. будет выделено всего 1,23 трлн руб. При том, что нам надо возвращать отечественную советскую систему образования. Вернуть в страну изобретателей, исследователей, а также токарей, сварщиков и др. Огромное количество профессиональных потребителей мы уже обучили!
Расходы по разделу «Социальная политика»
увеличиваются в 2023 г. на 800 млрд. руб. по сравнению с 2022 г. с 6,5 трлн. руб. до 7,34 трлн рублей в 2023 г. Но в 2024-2025 гг. расходы будут сокращаться до 7,3 трлн. руб и 7,15 трлн. руб.. соответственно.
При этом уровень социальной обеспеченности граждан России невысокий. так в настоящее время прожиточный минимум (далее – ПМ) составляет на душу населения — 13 919 рублей. В 2023 году предлагается увеличить ПМ до 14 375 рублей на душу населения, минимальный размер оплаты труда — до 16 242 рублей. По данным Минтруда РФ «совокупные темпы роста базовых социальных гарантий будут выше прогнозируемой инфляции в 12,4%, а общий годовой рост ПМ составит 13,6%». Напомним, что инфляция 12,4 % — это прогнозный показатель Минэкономразвития РФ, а в августе 2022 г. официальный уровень инфляции составил 14,3 % (реальная продуктовая инфляция по экспертным оценкам превышает 20%). Таким образом, индексация предусмотрена ниже реальной инфляции, а обоснованность расчета ПМ вызывает вопрос.
По уровню ПМ определяется черта бедности. В России численность граждан с доходами ниже границы бедности составила 20,9 млн человек — это 14,3% от всего населения страны (данные Росстата апрель 2022 г).
При этом расходы по разделу расходов на обслуживание госдолга (процентные расходы) растут с 1,4 трлн. руб. в 2022 г до 1,9 трлн. руб. в 2025 г. Процентные расходы в 2023г. будут сопоставимы с расходами федерального бюджета на здравоохранение (1,47 трлн. руб.), а в 2025 г. уже превысят их почти на 400 млрд.руб. Рост указанных расходов связан с значительным увеличением госдолга за 3 года – на 6,5 трлн. руб. к уровню 2022 г и на 4,5 трлн. руб. к уровню 2023 г.
Долг растет в частности из-за того, что Минфин России планирует привлекать средства для финансирования дефицита бюджета за счет внутренних заимствований и при этом в меньшей степени использовать средства ФНБ. Опять будем складывать в «подушку» деньги.
Причем Минфин РФ осуществлять заимствования планирует в основном за счет того, что банки с госучастием будут выкупать выпускаемые им ОФЗ. Банки рисковать не хотят и поэтому Минфин РФ утвердил новый выпуск ОФЗ на 500 млрд рублей, со сроком погашения в 2030 г., с плавающим купонным доходом. Этот вид ОФЗ обеспечивает его держателям стабильный доход, т.к. привязан к показателю инфляции (например, «инфляция + 2%»).Повышается инфляция, увеличивается доход. Банки вытребовали для себя приемлемые условия и будут в выигрыше. Если банки получат возможность закладывать купленные ими ОФЗ в ЦБ РФ, а взамен ЦБ РФ будет выдавать ликвидность, то по факту ЦБ РФ напечатает средства, отдаст их банкам, которые от них вернуться в Минфин РФ для финансирования дефицита бюджета. То есть в схеме финансирования дефицита бюджета появляется «прокладка» – звено в виде банков (госбанков). При этом бюджет получает повышенную нагрузку, ведь за 8 лет возможны периоды с очень высокой инфляцией, а процентные платежи по ОФЗ надо будет выплачивать с учетом инфляции.
Таким образом, финансировать дефицит за счет заимствований получается значительно дороже, ведь надо не только платить проценты, но и погашать сам долг. Но расчетов экономической целесообразности и эффективности применения такой конструкции финансирования дефицита бюджета в Пояснительной записке к законопроекту не приводится.
4.Также есть вопросы по формированию государственного внешнего долга РФ. Программу внешних заимствований РФ на 2023-2025 гг. надо пересмотреть, т.к. в ней присутствуют проекты, которые с небольшим изменением формулировок названий проектов финансируются более 20 лет и планируются к финансированию до 2037 г..
Также стоит отметить, что стоимость кредитов (займов) в Программе государственных внешних заимствований РФ на 2023-2025 гг. определена в долларах США.
В этих условиях надо сокращать верхний предел государственного верхнего и внутреннего долга (это предмет первого чтения), что позволит сократить процентные расходы, заложенные в бюджете на обслуживание госдолга.
Верхний предел государственного внутреннего долга РФ на 1.01.24г. предусмотрен в размере 20,7 трлн. руб.; верхний предел государственного внешнего долга на 1.01.24 года предусмотрен в сумме 66,6 млрд. долларов США, или 63,4 млрд. евро). Заметим государственный внешний долг по-прежнему исчисляется в «токсичной валюте».
5. При том, средства у страны есть. На конец 2022 г. в Фонде национального благосостояния (далее – ФНБ) останется около 9 трлн.руб. На начало 2022 года в ФНБ было13,5 трлн. руб. Хотелось бы думать, что 4 трлн .руб. были направлены на поддержание экономики страны в трудных условиях. Но нет, 4 трлн. руб. были потеряны Минфином РФ из-за курсовой разницы по средствам и активам, в которые был вложен объем ФНБ. Как бы были кстати средства в размере 4 трлн. руб. для обеспечения российских солдат экипировкой и вооружением. Почему до сих пор Минфин РФ не отвечает за преступное неэффективное управление средствами ФНБ?!
По данным ЦБ РФ на 1октября 2022 г. российские международные резервы РФ составляют 540,7 млрд долларов США.
Но имеющиеся средства по-прежнему недостаточно вкладываются в экономику. Минфин объясняет это: «ФНБ нужно максимально сдержано задействовать, потому что это «подушка безопасности». И если рынок дает деньги – будем брать на рынке», — сказал министр финансов А.Силуанов.
Известное «бюджетное правило» было приостановлено, но сейчас Минфин РФ вновь предусматривает ограничить использование дополнительных нефтегазовых доходов в 2023-2025 гг. «Все, что будет выше 8 трлн. руб. — в кубышку,» – заявил А.Силуанов. Эти средства, как и прежде, Минфин будет хранить на счетах ЦБ РФ, а регулятор (ЦБ РФ) сможет по своему усмотрению приобретать на них юани либо держать в рублях», добавил он.
Опять будем покупать валюту (терять деньги из-за курсовой разницы), и набивать «подушку безопасности». Насколько это экономически целесообразно – большой вопрос?
Просто наш Минфин России и ЦБ РФ не умеют работать по-другому. Действуют по старым методичкам. Не пора ли работать по-новому, с учетом острейшей необходимости развивать промышленность и в целом экономику России?!
Основные характеристики федерального бюджета на 2023 -2025 гг
млрд рублей
2021 | 2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
|
|
отчет |
оценка |
проект |
проект |
проект |
Доходы, всего |
25 286,4 |
27 693,1 |
26 130,3 |
27 239,8 |
27 979,4 |
%% к ВВП |
19,3 |
19,0 |
17,4 |
17,1 |
16,4 |
Расходы, всего |
24 762,1 |
29 006,2 |
29 055,6 |
29 432,5 |
29 243,7 |
%% к ВВП |
18,9 |
19,9 |
19,4 |
18,4 |
17,1 |
Дефицит (–) / Профицит (+) |
524,3 |
— 1 313,1 |
-2 925,3 |
-2 192,6 |
-1 264,3 |
%% к ВВП |
0,4 |
0,9 |
2,0 |
1,4 |
0,7 |
Ненефтегазовый дефицит |
-8 532,2 |
-12 979,2 |
-11 864,2 |
-10 849,0 |
-9 752,8 |
%% к ВВП |
6,5 |
8,9 |
7,9 |
6,8 |
5,7 |
Динамика доходов в 2022-2025 гг. (млрд рублей)
Показатель |
2022 год (оценка) |
Законопроект |
||
2023 год |
2024 год |
2025 год |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Доходы, всего |
27 693,1 |
26 130,3 |
27 239,8 |
27 979,4 |
в %% к ВВП |
19,0 |
17,4 |
17,1 |
16,4 |
в том числе: |
|
|
|
|
Нефтегазовые доходы |
11 666,2 |
8 939,0 |
8 656,3 |
8 488,5 |
в %% к ВВП |
8,0 |
6,0 |
5,4 |
5,0 |
Базовые нефтегазовые доходы |
6 145,0 |
8 000,0 |
8 000,0 |
8 000,0 |
в %% к ВВП |
4,2 |
5,3 |
5,0 |
4,7 |
Дополнительные нефтегазовые доходы |
5 521,2 |
939,0 |
656,3 |
488,5 |
в %% к ВВП |
3,8 |
0,6 |
0,4 |
0,3 |
Ненефтегазовые доходы |
16 027,0 |
17 191,3 |
18 583,5 |
19 490,9 |
в %% к ВВП |
11,0 |
11,5 |
11,6 |
11,4 |
Доля в общем объеме доходов, % |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
в том числе: |
|
|
|
|
Нефтегазовые доходы |
42,1 |
34,2 |
31,8 |
30,3 |
Ненефтегазовые доходы |
57,9 |
65,8 |
68,2 |
69,7 |
Темпы прироста доходов в номинальном выражении к предыдущему году, % |
+9,5 |
-5,6 |
+4,2 |
+2,7 |
Структура международных резервов РФ на 1 января 2022 года (более структуру резервов ЦБ РФ не раскрывает):
Евро — 33,39%
Золото — 21,5%
Юань — 17,1%
Доллар — 10,9%
Фунт — 6,2%
Иена — 5,9%
Канадский доллар — 3,2%
Австралийский доллар — 1%
Сингапурский доллар — 0,3%
Общий объем ЗВР на 31 декабря 2021 года — 630,6 млрд долл США На 1 октября 2022 г. — 540,7 млрд. долл.США
Расходы федерального бюджета по разделам расходов на 2023 -2025 гг
(млрд.руб)
|
2022 оценка* |
2023 проект |
2024 проект |
2025 проект |
Расходы ВСЕГО |
27 614,1 |
29 055,6 |
29 432,5 |
29 243,7 |
Общегосударственные вопросы |
2 628,6 |
1 994.4 |
1 993.1 |
1 834,6 |
%% к ВВП |
1,8 |
1,3 |
1,2 |
1,1 |
доля в общем объеме расходов, % (без учета условно утв-х) |
9,5 |
6,9 |
6,9 |
6,6 |
Национальная оборона |
4 678,7 |
4 981,6 |
4 648,8 |
4 208.4 |
%% к ВВП |
3,2 |
3,3 |
2,9 |
2,5 |
доля в общем объеме расходов, % ) |
16,9 |
17,1 |
16,2 |
15,1 |
Национальная безопасность и правоохранительная деят-ть |
2 788,4 |
4 417,1 |
4 332,1 |
4 344,2 |
%% к ВВП |
1,9 |
2,9 |
2,7 |
2,5 |
доля в общем объеме расходов, % |
10,1 |
15,2 |
15,1 |
15,6 |
Национальная экономика |
4 317,5 |
3 514.1 |
3 555,0 |
3 591,3 |
%% к ВВП |
3,0 |
2,3 |
2,2 |
2,1 |
доля в общем объеме расходов, % |
15,6 |
12,1 |
12,4 |
12,9 |
ЖКХ |
645,4 |
604,9 |
513,9 |
320,0 |
%% к ВВП |
0,4 |
0,4 |
0,3 |
0,2 |
доля в общем объеме расходов, % |
2,3 |
2,1 |
1,8 |
1,2 |
Охрана окружающей среды |
355,1 |
342,1 |
318.1 |
262,0 |
%% к ВВП |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
доля в общем объеме расходов, % |
1,3 |
1,2 |
1,1 |
0,9 |
Образование |
1 319.2 |
1 362,8 |
1 428,5 |
1 234,2 |
%% к ВВП |
0,9 |
0,9 |
0,9 |
0,7 |
доля в общем объеме расходов, % |
4,8 |
4,8 |
5,0 |
4,4 |
Культура, кинематография |
204,6 |
196.1 |
203,6 |
171,1 |
%% к ВВП |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
доля в общем объеме расходов, % ) |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
0,6 |
Здравоохранение |
1 533,0 |
1 469,4 |
1 493.2 |
1 510.3 |
%% к ВВП |
1,0 |
1,0 |
0,9 |
0,9 |
доля в общем объеме расходов, % |
5,6 |
5,1 |
5,2 |
5,4 |
Социальная политика |
6 453,4 |
7 343.1 |
7 299,4 |
7 152,8 |
%% к ВВП |
4,4 |
4,9 |
4,6 |
4,2 |
доля в общем объеме расходов, % |
23,4 |
25,3 |
25,4 |
25,7 |
Физическая культура и спорт |
89,5 |
68,0 |
62,2 |
53,8 |
%% к ВВП |
0,1 |
0,05 |
0,04 |
0,03 |
доля в общем объеме расходов, % |
0,3 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
Средства массовой информации |
128.2 |
118,0 |
108,7 |
109.1 |
%% к ВВП |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
доля в общем объеме расходов, % |
0,5 |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
Обслуживание государственного долга |
1 403.4 |
1 519,3 |
1 625.2 |
1 878,3 |
%% к ВВП |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,1 |
доля в общем объеме расходов, % |
5,1 |
5,2 |
5,7 |
6,8 |
Межбюджетные трансферты бюджетам бюджетной системы РФ |
1 069.2 |
1 094,6 |
1 114,8 |
1 111.4 |
Прогноз объема Фонда национального благосостояния
млрд рублей
Показатели |
2021 год (отчет) |
2022 год (оценка) |
2023 год |
2024 год |
2025 год |
|||||
Закон № 390-ФЗ |
Законо-проект |
Δ к закону, % |
Закон № 390-ФЗ |
Законо-проект |
Δ к закону, % |
Законо- проект |
Δ к законопроекту на 2024 год, % |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6=5/4*100 |
7 |
8 |
9=8/7*100 |
10 |
11=10/8*100 |
Объем ФНБ на начало года |
13 545,7 |
13 565,3 |
16 477,9 |
8 987,4 |
54,5% |
20 102,8 |
6 252,9 |
31,1% |
5 947,2 |
95,1% |
%% к ВВП |
10,3% |
9,3% |
11,6% |
6,0% |
|
13,3% |
3,9% |
|
3,5% |
|
Пополнение ФНБ |
31,6 |
2 657,8 |
3 437,5 |
0,0 |
|
2 751,5 |
939,0 |
34,1% |
656,3 |
69,9% |
Использование средств ФНБ |
14,1 |
3 196,8 |
3,2 |
2 902,6 |
— |
3,1 |
1 302,5 |
— |
2,4 |
— |
Курсовая разница и переоценка активов |
2,16 |
-4 038,98 |
190,6 |
168,10 |
88,2% |
416,1 |
57,80 |
13,9% |
43,21 |
74,8% |
Объем ФНБ на конец года |
13 565,3 |
8 987,4 |
20 102,8 |
6 252,9 |
31,1% |
23 267,4 |
5 947,2 |
25,6% |
6 644,3 |
111,7% |
%% к ВВП |
10,4% |
6,2% |
14,2% |
4,2% |
|
15,4% |
3,7% |
|
3,9% |
|
Объем средств ФНБ, размещенных на счетах в Банке России |
8 432,6 |
5 329,2 |
14 603,8 |
2 593,6 |
17,8% |
17 782,9 |
2 300,9 |
12,9% |
3 026,8 |
131,6% |
Объем ФНБ, размеще-нных в иные (помимо счетов в ЦБ РФ) финансовые активы |
5 132,8 |
3 658,3 |
5 499,0 |
3 659,4 |
66,5% |
5 484,4 |
3 646,3 |
66,5% |
3 617,4 |
99,2% |