Только громоздкое название документа не отражает его сути. Фактически это победа культуры над рыночным маразмом. Деятели культуры вместе с депутатами добились милости от правительства обходить закон о закупках товаров, работ, услуг.
«Мы спасаем культуру от рыночной экономики, спасаем граждан от идиотских законов, мы поддержим другие законопроекты, которые будут менять систему», – провозгласила на эмоциональном подъеме известная актриса Елена Драпеко (фракция «СправРоссия»).
Решение было долгожданным. Закон о закупках кошмарил культуру с 2005 года. Вначале это был ФЗ-94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (ФЗ №94). Исполнять его обязаны были все отрасли, все предприятия, учреждения, конторы, получающие бюджетные финансы. Тратить их можно было, следуя требованиям этого радикально рыночного закона: проводить конкурсы, аукционы, торги, чтобы выбрать наименее затратный вариант и сэкономить бюджетные средства. Застонали от такого «рынка» все, а культура, можно сказать, зарыдала от предписаний закона. Как жить в стреноженном состоянии, и можно ли обойти рыночную диктатуру?
Где там! Не внемля ни критике, ни стонам общества, сочинители закона (гайдаровцы, действовавшие под диктовку американских советников) продолжали «реформирование госзаказа». Вместо ФЗ-94 появился ФЗ-44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», вступивший в силу 5 апреля 2013 года, как, с точки зрения авторов, «новая ступень рыночного становления». По содержанию – тот же ФЗ-94, но «с новой детальной регламентацией», обернувшейся губительным тормозом для всех направлений экономики.
Культура пребывала в стрессе, пытаясь выполнять рыночные «правила». Ну как можно проводить конкурсы с целью снижения цены при покупке уникальных музейных экспонатов? Или – по той же схеме закупать музыкальные инструменты? А если театру нужно перевезти декорации к месту гастролей, и для этого нужен перевозчик высокопрофессиональный, который обеспечит сохранность реквизита, а не низкооплачиваемый мигрант? Как можно объявлять конкурс на приглашение «недорогого» режиссера, актера, певца, танцовщика, если театру нужны известные, заслуженные участники будущего спектакля?
Для участия в обсуждении судьбоносного законопроекта были приглашены в Госдуму председатель Союза театральных деятелей, художественный руководитель театра «Et cetera» Александр Калягин, гендиректор Большого театра Владимир Урин, директор Государственного театра наций, генеральный директор Национальной театральной премии и фестиваля «Золотая маска» Мария Ревякина. Калягин и Урин изо всей силы благодарили депутатов, спикера Володина за приведение ультрарыночного законодательства «в созвучие с жизнью культуры». А Мария Ревякина на примере показала, какой бессмысленностью для театра является ФЗ-44: «Актриса на репетиции разорвала дорогостоящий костюм, а завтра спектакль, его надо спешно отремонтировать. По закону же надо ждать 9 дней, пока у нас в системе электронного бюджета, плана закупки, графиков и ЕИС не появится контракт на ремонт… ждать нам некогда, исхитряемся с костюмом, а в отчетах врем…».
Постоянно приходится прибегать к различным ухищрениям, фиктивным конкурсам, лишь бы не выбиться из рыночной колеи. За этим пристально следят соответствующие экономисты. Их выводы нередко приводят в ступор деятелей культуры. Один из таких экономистов, прослушав выступление симфонического оркестра, написал в отчете: «В течение значительного периода времени четырем гобоистам было нечего делать, а 12 скрипачей играли одни и те же ноты… Лишних гобоистов сократить… и 12 скрипачам нет необходимости дублировать ноты… Если повторяющиеся пассажи будут убраны, то время концерта сократится и затраты будут снижены». Таков вердикт рыночника…
Возможно, от таких судей избавит культуру измененный закон. Но, к сожалению, ФЗ-44 как таковой остается в силе, только для одной отрасли смягчаются его требования: разрешается учреждениям культуры не проводить конкурсы, аукционы в определенных случаях; пользоваться услугами проверенных поставщиков; отменяется обязанность обосновывать цену контракта при закупке культурных ценностей, приглашении мастеров, необходимость внутренней и внешней экспертиз; исключается обязанность заказчика размещать в открытом доступе персональные данные людей, суммы получаемых ими гонораров; отменяется абстрактное планирование закупок.
«Наш комитет, – заявила председатель думского профильного комитета Елена Ямпольская («ЕдРо», сменила Станислава Говорухина), – всегда будет убирать с пути нашей культуры камни, препоны, и то, обо что она спотыкается… Мы отдаем право учреждениям культуры в тех случаях, когда речь идет об объектах культурного наследия, о музейных, архивных памятниках, запретить субподряд. То есть не подпускать к памятникам и объектам культурного наследия дилетантов».
«Мы освобождаем культуру от давней боли и муки – контрактной системы закупок, от мертвящей бухгалтерии, от бюрократизации», – отметил Сергей Шаргунов (КПРФ), подчеркивая значимость принимаемого законопроекта.
А депутаты от других фракций уже настроились на введение подобных мер в другие сферы экономики. Некоторым парламентариям показалось, что настало время революционных перемен в законодательстве в целом, время очищения его от диктатуры рыночного беспредела.
Единоросска Наталья Боева робко спросила: «В каких еще отраслях можно применить такой же подход? Нам так нужно поднять промышленность… Можно ли освободить промышленные предприятия от ФЗ-44?».
«Нет, – категорически ответил Володин, – этот законопроект касается только культуры». А потом добавил: «Создается депутатская рабочая группа, которая проанализирует ФЗ-44 и внесет предложения…».
Анализ, видимо, будет заключаться в просьбе к либералам финансово-экономического блока правительства смягчить, а лучше отменить закон, умертвляющий животворящие ростки производственного возрождения в РФ.
Но элдэпээровец не хочет ждать. Он напомнил, что началась подготовка к летнему отдыху детей, надо избавить процедуру подбора кадров, поставщиков питания от конкурсов: кто дешевле, тот и хорош. Такая система превращает детскую летнюю кампанию в трагический аттракцион.
Драпеко вспомнила, как Путин сетовал на то, что под влиянием ФЗ-44 «делается в оборонке», как однажды «взвыл академик Черешнев» от того, что «детали для синхрофазотрона приходится закупать подешевле, а вдруг рванет?».
Коммунисты заявили, что будут настаивать на отмене ФЗ-44 для медицины и образования. Социальная сфера, так же, как и культура, не площадка для торгов, они должны служить людям не по законам рынка, а по законам человечности.
На этой неделе Госдума примет во втором и третьем чтениях с нетерпением ожидаемый культурой закон без одиозных требований ФЗ-44.
Когда ж от этих пут освободится вся российская экономика, чтобы развиваться, а не чахнуть?