МОЕ СЕРДЦЕ ГОРИТ!

После исчезновения СССР от былой конкуренции остались только воспоминания, искусство стало не нужно и сильные мира сего, владельцы шоу-бизнеса и авторских прав зорко следят, чтобы под «искусством» понимались трюки и прыжки, а сами деятели культуры (если можно так выразиться) просто развлекали людей и не заставляли их думать о сложных проблемах, или уж, совсем не дай Бог, не старались изменить мир к лучшему. И если кто-то пытается идти наперекор, он должен быть готов к шквалу ярости и критики, а порой и к запретам.
Сказанное в полной мере относится к исключительно любимой в нашей стране немецкой группе «Рамштайн», которая выпускает в этом году новый альбом после 10-летнего перерыва. Сам альбом выйдет в конце апреля, но мощнейшая заглавная песня «Германия» и особенно клип на нее длиной аж 9 минут, вызвал просто скандал в мировых СМИ. Наши СМИ тоже не остались в стороне, от «Российской газеты» до «МК», а на днях на НТВ целый час обсуждали новое творение вокально-инструментального ансамбля из ГДР «Таран», как шутники называют «Рамштайн», намекая на гэдээровское происхождение всех участников группы. И даже обзор событий дня от Максима Шевченко на неделе начался с разбора клипа «Германия». В клипе показана история этой, без сомнения, великой страны – история великая и страшная. 
Ты много плакала,
Разделенная в уме, 
Единая в сердце.
Германия – мое сердце в огне,
Я хочу любить тебя 
и проклинать.
Германия – твое дыхание 
холодное.
Так молода, и все же так стара.
Германия, твоя любовь
Это проклятие и благословение.
Германия – моя любовь.
«Германия» абсолютно нетолерантна, бьет просто наотмашь. В клипе  показана Германия от гуннов до ближайшего будущего, когда все кончится плохо (по мнению авторов). Германия в клипе – негритянка. Ее играет немецкая актриса с говорящей фамилией Руби Комми (комми – так антикоммунисты называли коммунистов в Америке). Начинается с того, как древние немцы гоняют римские легионы. Потом Средние века, религиозное мракобесие, потом унижение от поражения в Первой мировой войне, описанное точь-в-точь как у Ремарка, фашизм в полный рост (некоторые пропагандисты толерантности усмотрели в абсолютно антифашистском клипе «пропаганду» фашизма). В клипе в концлагере, где изготавливают ФАУ-2, вешают еврея и коммуниста (коммуниста играет сам солист группы Тилль Линдеманн), а потом оставшиеся заключенные поднимают восстание и убивают фашистов. Гибель дирижабля «Гинденбург», Ульрика Майнхоф и «Красные бригады», поражение во Второй мировой войне и новая оккупация, уже американцами – в клипе солиста группы Тилля Линдеманна в американской тюрьме бьют американские охранники. Дальше ГДР и СССР, современные немецкие богатеи, бесящиеся с жиру за охранниками с собаками, негритянка-Германия, рожающая щенка (извините, как у авторов), явный отсыл к рождению зверя – ничего не забыто. 
Кончается все образом будущего – мертвую Германию отправляют в путешествие в космос в стеклянном гробу. Увы, никакого оптимизма из клипа не просматривается. Если что-то и можно назвать сравнительно светлым эпизодом, то это как раз ГДР. Печально, но пока из хода современной истории просматривается именно тот образ будущего, который видит «Рамштайн».
Трудно найти за последнее время столь же яркое и высокохудожественное произведение искусства, проникнутое столь сильной ненавистью к капитализму. Работа авторов и художников выше всяческих похвал. Песня и клип, фактически короткометражный фильм, заставляют думать, спорить и даже страдать. 
Клип просто переполнен знаками, его нужно смотреть несколько раз. Один из важных знаков – в клипе с Германией в образе негритянки чего только не происходит – ее похищают, унижают, она оказывается в концлагере, но за все время сама и добровольно она прикасается только к одному человеку – к Эриху Хонеккеру, которого играет Тилль Линдеманн, что тоже неслучайно, солист группы, как самая важная персона, в клипе собрал образы всех коммунистов. Символ простой – ГДР была лучшим временем для немцев. За спиной у ГДР в клипе стоит космонавт с надписью СССР – тоже символ очевиден. Но я скажу больше. Тилль Линдеманн, который, как ни крути, главный актер в клипе, в концлагере играет коммуниста – там казнят коммуниста (красная звезда на груди), еврея (звезда Давида), гея (розовый треугольник) и некоего «преступника» (черный треугольник), также Линдеманн играет красную партизанку Ульрику Майнхоф. Однозначно, что клип сделан с явной симпатией к левым, что неудивительно для группы, никогда не скрывавшей своих левых взглядов и симпатии к своей Родине – ГДР.
Как и великая фигуристка Катарина Витт, музыканты «Рамштайна» никогда, ни в одном интервью не сказали ни одного дурного слова о своей Родине ГДР, как и о Советском Союзе, кстати. Совсем наоборот! «Я думаю, что Восток [ГДР] принес больше индивидуальности в характерах, – говорит гитарист «Рамштайна» Пауль Ландерс. – У нас не производилось такого «среднего арифметического», как на Западе [ФРГ]. Восток – очень жизнеутверждающая система, не такая холодная и мертвая… Он словно бы древнее и одновременно с этим в нем больше жизни. Восток просто осязаем и коммуникативен, хотя и тяжел. «Рамштайна» никогда не появились бы на Западе».
В одной из самых известных песен «Рамштайна» «Links 2-3-4» (Левой 2-3-4) в припеве песни есть такие слова: 
Они хотят, чтобы мое сердце 
было справа,
Но я смотрю вниз:
Мое сердце бьется слева!
Строка «Мое сердце бьется слева!» взята из знаменитой песни Эрнста Буша Einheitsfrontlied («Песня Единого рабочего фронта»), написанной в 1930 году для Коммунистической партии Германии и бывшей практически партийным гимном в ГДР. «Drum links, zwei, drei!» («Марш левой 2-3!») – тоже оттуда. Клавишник группы Кристиан Флаке в интервью журналу Break out в апреле 2001 года заявлял, что песню Тилль Линдеманн написал специально, чтобы показать именно политические взгляды участников «Рамштайна»: «Мы маршируем, но мы левые, абсолютно ясно левые».
29 июля 2019 года «Рамштайн» выступит в Москве, на стадионе «Лужники». Популярность группы такова, что билетов на эту огромную арену уже давно нет, разве что втридорога у спекулянтов. А для нас важно влияние таких музыкантов на умы людей. Как бы кто ни относился к року, это дело вкуса, но оно огромно. Джаз называли «музыкой толстых». А рок родился в рабочих кварталах и всегда был музыкой протеста. И тут надо сказать, что со многими рок-музыкантами старшего поколения история сыграла злую шутку – разрушители СССР активно пытались использовать музыкантов в своих отвратительных целях. И это при том, что абсолютное большинство самых великих рок-музыкантов придерживалось левых взглядов и не скрывало своих симпатий к СССР. Джону Леннону в связи с этим на годы был закрыт въезд в США, где жила его семья. Дэвид Боуи в 1973 году проехал весь СССР, был в полном восторге, приехал в 1975-м. Позже приезжал в 1996-м, выступал в Кремлевском дворце для так называемой «элиты», сказал, что это был худший концерт в его жизни и самая ужасная публика, и больше в Россию не приезжал. О Роджере Уотерсе, лидере самой успешной группы в мире «Пинк Флойд» и говорить не приходится – он постоянно сейчас записывает обращения в защиту Венесуэлы, борется с израильской агрессией, защищает Сирию, поддерживает наших людей в Крыму.   
Почему я об этом напоминаю? А чтобы мы всегда помнили – мы не одни, наша борьба не безнадежна, с нами миллионы и миллионы людей по всему миру. С нами самые яркие деятели культуры и искусства! Разве может кого-то вдохновить капитализм? Да никогда – потому что сердце у людей бьется слева!

г. Электросталь, 
Московская обл.

Другие материалы номера