В этом рассказе поведаю людям историю почти столетней давности о том, как поднимали в стране сельское хозяйство.
Итак, военные действия против банд Колчака в Залесовском уезде закончились в основном в 1919 году. Всех крестьян занимал вопрос: «Как жить дальше? Не за то ведь проливали кровь, гибли люди, чтобы вновь вернуться к единоличному хозяйству, к своей сохе да лошади».
После Гражданской войны у многих крестьян не было ни лошади, ни сохи, да и многие мужчины погибли или стали инвалидами за период с 1914 по 1919 год. В деревнях проходили митинги, сходы, люди спорили, предлагали, как жить дальше. В Залесово многие батраки, бедняки, середняки решили жить коллективно. Сделали запрос в Барнаул, чтобы разрешили организовать такое хозяйство, чтобы выслали устав артели. 15 апреля 1919 года собрание единомышленников приняло привезенный из Барнаула устав. Коммунисты с крестьянами организовали первую коммуну. Назвали свое хозяйство «Пролетарская крепость».
Желающих жить и работать в коммуне оказалось много. Сначала построили два барака, чтобы людям было где жить. Людей вносили в списки, они расписывались и становились коммунарами. С этого времени они ходили на работу и выполняли все пункты устава. Все хозяйственные вопросы решались коллективно. Работать приходилось с винтовками за плечами, рядом стояли оседланные лошади, так как в лесах еще много бродило банд. Эти банды наносили сельским жителям много вреда. Они убивали коммунистов, комсомольцев, коммунаров, да и рядовых крестьян, ратовавших за новую жизнь. Задача банд – не допустить коллективной жизни. Иногда бандитам удавалось разгромить такое хозяйство. В соседнем Сорокинском уезде пострадали от них коммуны «Заря», «Первороссийский хлеб» и другие. Коммунары из «Пролетарской крепости» стояли на страже своего детища днем и ночью. Они противопоставили этому злу организованность, умение всегда быть готовыми к защите своей коммуны. В ноябре 1920 года Рослякову коммунары поручили ехать в Барнаул и зарегистрировать свое хозяйство в бюро коммун. С этого времени коммуна была признана официально. Так было положено начало коммуны.
Росляков был председателем совета коммуны и имел связь с управляющим государственным складом сельскохозяйственных машин Истоминым в городе Новониколаевске (Новосибирске). Истомин сообщил, что скоро должны прибыть трактора. Захватив бумагу о решении собрания, деньги, печать, он отправился в Новониколаевск к Истомину. Тот дал Рослякову номер счета и отправил в отделение Госбанка вносить деньги. Не успел Росляков выйти от Истомина, как подъехали председатели других коммун. Начался спор, кому продать технику. Трактор отдали в «Пролетарскую крепость». Был апрель 1924 года. Знающего человека не было. Ведь это был первый трактор «Фордзон» в нашей Сибири. Машину надо было забирать, гнать своим ходом. Выручил опять Истомин. Он дал Рослякову молодого парня, рабочего со склада – Мишу Головина. Вместе с Мишей Росляков изучал трактор, овладевал техникой вождения. Целую неделю обкатывали трактор по площадке около склада. Доставить трактор в «Пролетарскую крепость» было проблемой: дороги грунтовые, грязи много, мосты плохие, деревянные, на тракторе проехать было сложно.
Машина, хоть и с большими трудностями и препятствиями, прибыла на место. Решили доверить трактор старательному пареньку Сергею Дулегову. Еще 17-летним мальчишкой пришел Сергей в партизанский отряд мстить за своего убитого колчаковцами отца. По окончании Гражданской войны пришел в коммуну. Работать на тракторе Сергей научился быстро. Все лето он работал на технике в поле и учил коммунаров Бабикова и Смирнова искусству вождения машины. Зимой многих молодых мужчин и парней отправили в Омск учиться на трактористов. Проучились они полгода и вернулись в свою коммуну. Через год купили еще один трактор, уже наш, советский, «Путиловец». К молотьбе хозяйство приобрело сложную молотилку.
Дела коммуны поправились, она развивалась, хозяйство шло в гору. В коммуну из ближних и дальних сел и деревень ехали, шли пешком люди, чтобы посмотреть работу людей в коммуне, работу машин, то есть перенимать опыт – жить и работать по-новому.
Коллективный труд был выгодным как для самих людей, так и для государства. Плановая экономика была силой коммуны. Одновременно с полеводством развивалось животноводство. Строили утепленные дворы для крупного рогатого скота, свинарники, овчарни, конюшни. Приобретали животных лучших пород. Купили молодняк коров у эстонцев, развели романовскую породу овец, купили поросят крупной белой породы, держали лошадей рысистой породы. Для скота стали сеять бобовые: вику, чечевицу, горох, корнеплоды: картофель, морковь, турнепс. Покупали льняной жмых в Барнауле.
Чтобы правильно, по-новому вести хозяйство, коммунары пригласили из Бийска агронома товарища Коробова. Это был знающий человек, хорошо знал не только полеводство, растениеводство, но и животноводство. С его приходом начался новый этап в жизни коммуны. Правильный уход за скотом, правильное кормление и содержание дали положительный результат. Появилось много продуктов животноводства. Построили маслозавод. Досрочно выполняли планы сдачи масла государству. Хватало и на питание коммунарам.
Началась коммуна с двух бараков, а потом строили жилье для каждой семьи. Построили ясли, детский сад, столовую, мельницу, пекарню, школу, зернохранилище, кузницу, пимокатку, сапожный цех. Нужно было учить взрослых и детей. Учителей не было. На первых порах пригласили из Тундрихи грамотного старика Игната Родионовича Юдина. После него был Иван Иванович Ивонин. Позднее Александр Иванович Злобин. Но всесторонне грамотным, культурным, знающим свое дело был Константин Иванович Иванов. Родом он был из Саратова. Пришел в коммуну из Красной Армии. Константин Иванович учил взрослых и детей не только грамоте, но и музыке. Организовал оркестр русских народных инструментов. Занимался с людьми художественной самодеятельностью. Он научил коммунаров играть в шахматы, многих увлек спортом. Потом Константина Ивановича перевели в Залесовскую среднюю школу директором.
Для воспитания детей дошкольного возраста пригласили воспитательницу Галину Федоровну Иванову. В яслях и детском саду дети находились круглосуточно. Теперь женщины могли трудиться и отдыхать, учиться. Их освободили даже от кухни. Питались все без исключения в столовой. Питание было очень хорошим, квалифицированные повара готовили вкусно.
За свой труд коммунары денег не получали, все было бесплатное: одежда, обувь, питание, учеба в школе, в ликпункте, расходы на культурные мероприятия. Пьяниц не было. В «Пролетарской крепости» валенки катали для всех, обувь шили для всех, ткали холсты, шили одежду.
В 1934 году коммуна стала колхозом с крепким хорошим хозяйством. Колхозники продолжали жить и работать общиной, помогая друг другу во всем. Село по названию коммуны назвали тоже Пролетарской Крепостью. В 1941 году на войну из Пролетарской Крепости было призвано около ста человек. Сорок из них погибли. Воевали пролетарцы так же хорошо, как и работали. Дергачев Николай Андреевич, 1918 года рождения, награжден многими орденами и медалями. Медаль «За боевые заслуги» Николай Андреевич получил за то, что в боях на Бородинском поле показал образец мужества и отваги. Выполнял приказ начальника связи полка – доставить пакет командиру второго батальона, несмотря на опасность для жизни, под шквальным огнем противника точно выполнил приказание. Получил он две медали «За отвагу». Орден Красной звезды он получил за то, что в тыл противника на танке дважды доставлял пищу в боевые порядки роты. Завьялов Ювиналий Денисович, 1913 года рождения, рядовой, награжден многими орденами и медалями. Среди них медаль «За отвагу». 8 сентября 1943 года под деревней Киреевка Смоленской области метким огнем из своей винтовки уничтожил восемь фашистов. Служил в 1160-м стрелковом полку 352-й стрелковой дивизии, 49-я армия, Западный фронт. Назаров Александр Иванович награжден многими орденами и медалями, среди них медаль «За боевые заслуги». Каждый фронтовик из Пролетарской Крепости сражался достойно и был отмечен наградами Родины.
В 60-е годы «Пролетарская крепость» была отделением совхоза «Борисовский». Многие труженики из этого села были на районной Доске почета.
Пришли годы «реформ». Сейчас там осталось всего 50 домов, из них 15 пустуют. В селе осталось пять коров, несколько свиней, даже птицу держат не все. Корм дорогой, излишки продать негде. Была там неполная средняя школа, но с 2016 года она «оптимизирована». Детей возили за 7 километров в Залесово, а сейчас власти решили возить детей в школу за 20 километров в Борисово по той причине, что там осталось мало детей.
Одним словом, «Пролетарская крепость» скоро будет окончательно «оптимизирована», то есть прикончат ее. Собрав все паи, Кудряшов Иван создал ООО «Колос». Люди работали, приобрели крупный рогатый скот, технику. В 2018 году ООО «Колос» стало банкротом, фермер продал всех коров, продает технику. С людьми не поделился. Люди писали президенту, расписались 17 человек, но их письмо пришло в район. Явилась комиссия и заявила, что у Кудряшова все бумаги сделаны правильно, что они ничего не добьются. Так остались с носом потомки тех коммунаров, которые строили новую жизнь и защищали ее на фронтах Великой Отечественной войны.
с. Залесово,
Алтайский край