Компании, занимающиеся страхованием автогражданской ответственности, – тоже частные, и конечная цель их деятельности – тоже получение прибыли, а не повышение безопасности движения. Отсюда следуют два самых значимых вывода:
Первый вывод: при дорожно-транспортном происшествии в целом ряде случаев наличие страхового полиса сокращает затраты его обладателя на устранение его последствий и, безусловно, если не устраняет полностью возникшую вследствие ДТП конфликтную ситуацию, то ввиду гарантированного страховыми компаниями возмещения полностью или частично ущерба значительно смягчает ее и сопутствующий стресс. Ситуация разрешается гораздо спокойнее и цивилизованнее, чем при отсутствии страхования. Это весомый аргумент в пользу приобретения страхового полиса.
В настоящее время в России для собственников автотранспортных средств существуют две отличные друг от друга системы страхования – ОСАГО и КАСКО.
В КАСКО страхуется только транспортное средство без перемещающихся в нем людей и грузов. Страховые выплаты производятся только владельцу полиса независимо от его виновности или невиновности в ДТП, если в момент ДТП он не находился в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Каждая страховая компания устанавливает свои правила оформления договора КАСКО, проценты выплат и правила их выдачи при наступлении страховых случаев. Оформление полиса КАСКО – обязательное условие банка при выдаче кредита на покупку автомобиля. При этом наличие полиса КАСКО не избавляет автовладельца от необходимости приобретения полиса ОСАГО.
ОСАГО – обязательное страхование автогражданской ответственности, наступающей при нанесении ущерба имуществу и/или здоровью других лиц в ДТП. Компенсацию получает только потерпевший владелец полиса ОСАГО, если в момент ДТП он не находился в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Виновный в ДТП владелец полиса ОСАГО свою машину восстанавливает за свои средства. Особенности оформления договора ОСАГО, перечень страховых случаев, величину и правила выдачи страховых выплат устанавливает государство. Отсутствие у автовладельца полиса ОСАГО карается штрафом.
Второй вывод: наличие или отсутствие страховых полисов ОСАГО и КАСКО ни прямо, ни косвенно не влияет на уровень безопасности движения и снижение количества дорожно-транспортных происшествий. И это – первый и тоже весомый аргумент в пользу его (страхования) добровольности (необязательности). Второй аргумент – в России закон об обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО) впервые начал действовать с 1 июля 2003 года, но до этой даты в течение почти целого столетия вполне нормально жили и без него. Третий весомый аргумент в пользу добровольного страхования автогражданской ответственности: дорожно-транспортные происшествия – не единственные риски в жизни любого человека, от которых он может застраховаться с целью нивелирования или минимизации ущерба, который в отдельных случаях, например, при пожаре, может быть даже больше, чем при ДТП. Но страхование всех остальных рисков, кроме автогражданки и ОМС, осуществляется исключительно на добровольной основе. Да и за отсутствие полиса ОМС не штрафуют.
Взвесив изложенные выше за и против, приходишь к выводу: в приобретении страхового полиса автогражданской ответственности ОСАГО или (и) КАСКО потенциально заинтересован практически каждый владелец транспортного средства, но приобретаться тот и другой должны исключительно на добровольной основе, без принуждения. Работников ГИБДД вообще не должно интересовать наличие или отсутствие у водителя полиса ОСАГО, поскольку оно никак не влияет на безопасность движения. По этой же причине отсутствие полиса ОСАГО не должно караться штрафами или становиться поводом для применения иных репрессивных мер со стороны работников ГИБДД.