Проговоры

Вот и сейчас, лишь закончилась по телевизору прямая линия-2019, сосед постучал в мою дверь.
– Можно? Я объяснить… Мне бы не хотелось, чтоб вы усомнились в мудрости и познаниях….
– Что вы! – замахал я руками. – Чтоб я! Да усомнился!
– Нет-нет! – Сосед посмотрел с недоверием. – Небольшая политинформация не помешает. Он вынул блокнотик с записями. – Вы, конечно, обратили внимание, что президент сказал: темпы роста зарплаты в России в 2018 году составили 8,5%. И уже погуглили и увидели, что, согласно Росстату, рост 6,8%. Так вот, это ошибка Росстата. Скоро они выступят и заявят, что у них были неправильные методики расчета. Ну как ВЦИОМ, помните?
– Помню.
– Зря улыбаетесь… Президент не ошибается. Все сложнее… Президент сказал, что ЕС потерял с 2014 года 240 миллиардов долларов? Но год назад на пресс-конференции он говорил о 500 миллиардах долларов! Получается, через год потери не увеличились, а уменьшились в 2 раза! Этого, конечно, не может быть. Ведь имеется в виду недополученная прибыль,  а она только растет. Причем никаких ссылок президент не привел, а сами европейцы называют другие цифры. Австрийский институт экономических исследований утверждает: с 2014 по 2017 Евросоюз потерял всего лишь 30 миллиардов. Да и те он бы все равно потерял из-за кризиса. А Федерика Могерини заявила, что с 2019 года аграрный сектор ЕС полностью компенсировал потери из-за санкций…
Но думаете, наш президент ошибся? Президент просто проверяет наше знание статистики!
– Похоже – да! – воскликнул я. – Но и жизнь нас проверяет. Вчера зарплату получил, а сегодня долги раздал – и уже пуст… Теперь снова на диету. Спасибо руководству за наш здоровый образ жизни!
–То-то! Кстати, о диете… В 2014 году, на 6-м инвестиционном форуме «Россия зовет!» президент сказал: «Мы существенным образом сократили свою зависимость от импорта мяса птицы, свинины. Еще большая зависимость – 26,5%, по-моему, по говядине, сохраняется». Но по словам бывшего заместителя министра сельского хозяйства и продовольствия РФ Леонида Холода, в это же время по свинине Россия зависела от импорта на 30%, по птице – на 10%, по говядине – на 50%. А в 2018-м президент сказал: «У нас объемы авиационных перевозок за границу выросли на 46 процентов, а внутренних авиаперевозок – на 20 с лишним процентов». Но по данным Росавиации число перевезенных пассажиров за январь–октябрь 2018 года по сравнению с тем же периодом прошлого года выросло не на 20, а всего лишь на 10,4%, а на международных маршрутах – не на 46, а на 10,9%».
– Помню это выступление на форуме! – отозвался я. – Там президент еще и наше знание географии проверял! Он призвал развивать микрофинансирование и заметил: «Это придумал в свое время, по-моему, как раз один из наших индийских коллег …за что Нобелевские премии получали». На самом деле создал систему микрокредитования бангладешский экономист Юнус Мухаммад и получил за это Нобелевку. Оппозиционеры в интернете сразу раскричались: Путин перепутал Бангладеш с Индией! А вот и нет! Он географию получше вашего знает! Весь мир облетел.
– Особенно экономическую географию знает, – охотно согласился сосед. На пресс-конференции 2018 года президент сказал: «Газ у нас не закончится. У нас больше газа, чем в мире в целом, только на Ямале запасы составляют 67 триллионов кубических метров». Но потом на сайте «Кремлин» появилась стенограмма выступления, где уже значилась другая цифра, с запятой после 6. Согласно данным BP Statistical Review of World Energy из 193,5 триллиона куб. м мировых запасов газа, на долю России приходится лишь 18%, или 35 триллионов кубометров (и из них 6,7 триллиона на Ямале). То есть Россия не только не располагает «самыми большими запасами газа в мире», но и ее запасы – лишь менее 1/5 от мировых! При нынешнем уровне добычи 690,502 млрд куб. м в 2017 году российских запасов хватит лишь до 2068 года. Конечно, Путин не мог ошибиться в 10 раз, сказав 67 вместо 6,7 триллиона. Более того, я уверен, что это президент составлял стенограмму на «Кремлин», и поэтому там правильные цифры. А что касается выступления – это, извините, проверочка с многоходовочкой… Проверил аудиторию и министров. Да и американцы пусть, глупые, думают: мол, президент у русских даже не упомнит, сколько у них газа – так его много. А президент зна-аа-ет!
– Именно! – восхитился я! – Сосед же продолжил. – Он и в истории чувствует себя как рыба в воде. Во время прямой линии-2015 президент заметил: «Помните, в советское время была песенка такая: «Никто нам не поможет – ни Бог, ни царь и не герой». Конечно, это не советская «песенка» – скорее, французская. Мы, кто постарше, со школьных лет знали: «Интернационал» написан французским поэтом Эженом Потье в 1871 году, за полвека до образования СССР. И там в русском переводе Аркадия Коца поется: 

Никто не даст нам 
избавленья,
ни Бог, ни царь и не герой!

Президент не мог этого не знать. Он просто подшучивает над нами. Оттого и «Интернационал» «песенкой» назвал. То, что было более 20 лет гимном Советского Союза. Считаю это не оскорблением символа государства, а подтруниванием над ним. Улавливаете разницу? Но вы, естественно, не подумали…
– Конечно же! – заверил я. – Ясно, что это проверка нашего чувства юмора. Президент знает нашу историю – и экономическую, и политическую – назубок. Вот вернемся к недавней прямой линии. Президент сказал: «У нас в РСФСР (в Советском Союзе) и в России новой никогда не было отечественного морского двигателестроения, мы закупали все это за границей. …Мы за несколько лет это сделали».
– Ага-ага! – хитро заулыбался сосед. – А на самом деле дизельные установки для морских судов в РСФСР и СССР изготавливали не менее 10 предприятий, среди которых: ленинградский машиностроительный завод «Звезда» им. К.Е. Ворошилова, горьковский государственный дизелестроительный завод «Двигатель революции», «Дагдизель», Коломенский завод, Пензенский дизельный завод. Причем некоторые из этих 10 заводов в постсоветские времена как раз прекратили производство морских двигателей, так как их просто разорили – они оказались на грани закрытия… Так что опять – проверочка с многоходовочкой…
– А что до политики. – Сосед прокашлялся. – Сегодня президент также сказал: «Это не тот случай, когда говорили в советское время, что нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме. …А потом объявили, что вместо коммунизма в Москве провели Олимпийские игры в 1980 году».
– Имеется в виду, – продолжил сосед, – III программа КПСС, принятая на XXII съезде партии в октябре 1961 года. Там говорилось следующее… – Он пролистал блокнот: «В итоге второго десятилетия (1971–1980 гг.) будет создана материально-техническая база коммунизма… Таким образом, в СССР будет в основном построено коммунистическое общество. Полностью построение коммунистического общества завершится в последующий период». Видите! Хрущев и программа КПСС обещали построить к 1980 году лишь материальную основу коммунистического общества! Они говорили о построении коммунизма не полностью, а в основном! При этом не надо забывать: социализм, существовавший в СССР, партийные документы также именовали первой стадией коммунистического общества!
Разумеется, пропаганда потом стала все преподносить в упрощенной форме. И так у народа и сложилось впечатление, что партия обещает: к 80-му году в Советском Союзе будет построено идеальное общество.  Но кто поверит, что президент судит о той эпохе по слухам, ходившим в народе, а не по историческим документам?!  Разве только какие-нибудь очернители нашей действительности! На самом деле…
– Естественно! – подхватил я. На самом деле он – голова! Вождь нации! Он просто тонко троллит слушателей, проверяя их подготовленность! Вспомните, в том же 2014 году, на молодежном форуме «Селигер» он сказал, что у казахов до Назарбаева не было своего государства. Казахи стали возмущаться! Мол, неужели Путин не знает о средневековой казахской государственности – той самой «Киргиз-Кайсацкой Орде», о которой упоминал поэт Державин? О ее хане Абылае? Это не говоря уже о Казахской ССР в составе Советского Союза. Наш президент, я уверен…
При этих моих словах сосед посмотрел на меня с подозрением и взвизгнул: «Мне кажется, вы со мной неискренни! Вы не согласны со мной! Вы меня дурачите!»
«Что за недоверчивость?» – заулыбался я еще лучезарнее, но он уже выскочил в подъезд, хлопнув дверью.
А я задумался: если такой фанат, как Сырбылай Айбусинов – профессионально занимается фактчекингом – проверкой публичных выступлений на достоверность упомянутых там фактов, то что делают другие умники во всяких мегаполисах?! Сырбылай после каждого выступления президента составляет подробные отчеты о его ошибках. Например, по его подсчетам в речи президента на форуме «Россия зовет!» было 10 ошибок, на прямой линии-2016 – 15 ошибок, а на последней прямой линии, в 2019 году, – уже 17 ошибок (что, впрочем, меньше, чем на декабрьской пресс-конференции 2018 года – 23 ошибки).
Итак, президент чем дальше, тем чаще озвучивает с уверенным видом неточные цифры, выказывает неосведомленность о некоторых законах, документах и исторических событиях. Это и понятно. Он хороший профессионал-разведчик, но его познания, необходимые для вербовки, никак не помогают профессиональному политику, выступающему с публичными речами. Он никогда не думал, что встанет во главе огромной страны. Он сам признался на прямой линии-2019: предложение Ельцина стало для него неожиданностью. Сначала он даже его отверг, честно сказав, что не готов к такой работе. А подумав, согласился, так как надо было спасать страну. Естественно! Работа эта предполагает владение огромными массивами информации. А став руководителем страны, основные доходы которой зависят от продажи газа, так и не успел лично разобраться: «на первом ли мы месте по запасам газа?». Тот факт, что он привел цифру в 10 раз меньшую реальной, говорит о том, что и здесь, как и во многих других случаях, он доверился подсказчикам, своим референтам и помощникам. И напрасно. За людьми из его ближайшего окружения стоят группировки, которые лоббируют свои интересы, в том числе, внушая главе государства выгодные им представления об экономических или даже геологических реалиях. «Газовым королям», естественно, выгодно, чтоб президент думал, что запасы газа у нас почти что безграничные и поэтому можно сколько угодно продавать его за рубеж, не беспокоясь о том, что более 30% домохозяйств в родной стране не газифицированы.
Президент с некоторых пор любит осуждать своего тезку – первого главу РСФСР и СССР Владимира Ленина. Но если мы сравним их методы работы, то сравнение, увы, будет не в пользу современного «насельника» Кремля. Во всех воспоминаниях о Ленине говорится, что он очень серьезно подходил к документам, скрупулезно их перепроверял, читал массу специальной литературы (в том числе и на полудюжине европейских языков), охотно общался со специалистами. Он удивлял инженеров своей осведомленностью о работе двигателей, экономистов – познаниями в политической экономии, военных – знакомством с тонкостями стратегии и тактики. Это не случайно. С самых юных лет, когда Ленин только пришел  в революционное движение, он стал готовить себя к роли лидера национального масштаба. Конечно, Владимир Ульянов в 20 и даже в 30 лет вряд ли думал, что он станет главой Российского государства. Но он точно знал, что если доживет до революции, ему достанется не последняя роль в постреволюционной правящей элите. И, в конце концов, Ленин был гением…
Но даже и не гений мог бы попытаться за 20 лет, невзирая на нехватку времени и постоянные разъезды, хоть как-то освоить необходимые знания, чтоб не полагаться во всем на пристрастных референтов, представляющих закулисные лоббистские группы. Но это лишь в том случае, если ты стремишься стать полновластным лидером страны, а не медиатором постоянно борющихся кланов…

Другие материалы номера