Убита крылатая легенда Советского Союза

Не вписалась в рынок

Строительство ТМЗ началось в ноябре 1931 года и уже 5 мая 1932 г. завод вступил в строй, а с июня 1933-го был начат серийный выпуск самолетов Сталь-2 с двигателем М-26 в 300 л.с. В качестве пассажирского самолета он вполне оправдал себя. На XIV международной выставке в Париже в 1934 г. Сталь-2 получил высокую оценку и был назван «русским чудом Страны Советов».

В 1935 г. начался выпуск восьмиместного самолета Сталь-3 с двигателем М-22 в 480 л.с., в котором получили развитие технические принципы, заложенные в Стали-2. Эти самолеты эксплуатировались на рейсах «Москва – Нижний Новгород» вплоть до 1941 г. С 1936 г. до эвакуации в июле 1941 г. было освоено и начато производство новых конструкций самолетов-истребителей Ди-6, Як-1, Як-4, Анита-1.

В 1942 г. в Тушино на заводе был создан ряд новых производств, цехов и конвейерных линий. Сюда направлялось новое оборудование, материалы, квалифицированные рабочие и инженерно-технический персонал. 1942-й стал годом второго рождения завода. Для обеспечения потребностей фронта в воздушной технике в период Великой Отечественной войны здесь было выпущено около 3000 боевых самолетов ЯК-7 и ЯК-9, в том числе 12 единиц ЯК-9Д, построенных на средства артистов Малого театра.

Сразу после окончания войны завод начал выпуск гражданской продукции. Было налажено производство такси, несколько десятков которых работали в Москве. Завод также участвовал в восстановлении городского транспорта столицы. По государственному заказу на заводе осуществлялся ремонт старых троллейбусов. В начале 1946 года завод приступил к производству кузовов автобусов. На базе этого кузова, после конструкторской доработки, заводом было начато производство троллейбусов МТБ-28 и трамваев. К 800-летию Москвы (1947) была выпущена первая партия цельнометаллических трамваев и троллейбусов МТБ-82.

К маю 1950 года завод изготовил 1400 троллейбусов и 520 трамваев. В течение пяти лет троллейбусы поставлялись не только в Москву, но и во все крупные города и столицы союзных республик, а также в столицы социалистических стран – Будапешт, Прагу, Софию и другие.

В соответствии с приказом министра авиапромышленности 3 мая 1950 года производство гражданской продукции было прекращено, и завод приступил к освоению производства самолетов-бомбардировщиков Ту-2, а в июле 1951-го года началась подготовка к производству ракет системы В-300 и ее модификаций. Параллельно на заводе выпускалась и другая спецтехника. В 1951–1965 годах осваивались и выпускались новейшие виды оборонной техники (двигатели, ускорители, передвижные автоматизированные контрольные станции, аэросани и пр.). Выпускалась и гражданская продукция: экскаваторы «Беларусь», жатки, оборудование для сельского хозяйства. При постоянном серийном выпуске с 1952 г. ЗУР В-300 и планомерной замене их на более совершенные образцы уже к середине 1960-х годов в арсенале комплекса ПВО С-25М было произведено большое количество ракет, которые долгое время непрерывно несли службу, надежно охраняя воздушное пространство над Москвой и Подмосковьем. Возникло рациональное решение – на их базе начать разработку ракет-мишеней с целью их последующего использования для обучения боевых расчетов, а также для отработки новых зенитных ракетных комплексов на полигонах. Это является экономически эффективным способом утилизации снимаемых с вооружения боевых ракет, обеспечивающим им «вторую жизнь» и широкое применение в войсках в качестве воздушной мишени, имитирующей типовую воздушную цель. Разработаны и внедрены в эксплуатацию передвижной наземный комплекс ПНК ЛИСА-М для подготовки и запуска ракет Р-М и автоматизированная информационно-измерительная система регистрации и оценки результатов стрельбы. Было создано целое семейство ракет-мишеней «Куница», «Соболь», «Белка», «Звезда», «Стриж». Они могут совершать автономный полет без участия наземных средств управления по заранее заданной траектории. Эти качества сделали ракеты-мишени массовыми. С 1965 года войсками было запущено более 11 000 ракет-мишеней. Выпуск таких ракет-мишеней продолжается до сих пор.

Одним из заданий, несвойственных для ТМЗ, было задание по изготовлению АКИПСов (автоматическая контрольно-испытательная станция для проверки ракет системы С-200). Это была сугубо электрорадиотехническая тема. Тем не менее производство АКИПСов было успешно освоено заводом. Станция монтировалась на трех автомашинах (аппаратная – AM, машина проверки ЗИПа – МПЗ, машина обслуживания расчетов – МОР, источников питания – МИП). Машина источников питания с установкой электрогенераторов, пневмо- и гидронасосов, а также всей предусмотренной автоматикой, обеспечивающей запитку ракет, полностью изготавливалась на ТМЗ. С 1965 по 1971 год было поставлено министерству обороны около 100 комплектов модификаций 5К23В и 5К23Д для ракет 5В21А, 5В21В, 5В28 и других. Гарантийное обслуживание и обеспечение эксплуатации станций воинскими частями велось заводом практически во всех концах страны.

В 1966 году завод приступил к производству сверхзвукового самолета П.О. Сухого Т-4 (Сотка) – стратегического ракетоносца и разведчика, сваренного из титановых сплавов и нержавеющих сталей, первый полет которого состоялся в августе 1972 года. Судьба самолета во многом зависела от освоения технологии изготовления титановых узлов и деталей, которую предстояло еще освоить на заводе, как и многие другие задачи. Все эти задачи были успешно решены, благодаря усилиям всего коллектива завода: рабочих, инженеров и технологов, при строительстве этой уникальной машины.

В период 1966–74 гг. на ТМЗ было собрано 4 планера Т-4: один для статических и три для летных испытаний. В этот же период на ТМЗ наладили производство антенных передвижных станций НЕВА для систем ПВО и волноводных систем. В 1975 году завод начал заниматься модернизацией самолетов МиГ-23. Был организован серийный выпуск топливных отсеков и крыльев этого самолета. Были собраны первые опытные самолеты Су-27. Выпускались сельскохозяйственная техника и товары народного потребления.

17 февраля 1976 года вышло Постановление Правительства СССР «О создании многоразовой космической системы «Энергия-Буран». На многопрофильный серийный «Тушинский машиностроительный завод», имевший опыт строительства самолетов сверхзвуковой авиации, была возложена задача: стать головным предприятием-изготовителем конструкции, отрабатывать производственные технологические процессы.

Работам по созданию многоразового космического корабля «Буран» предшествовало изготовление самолета «Спираль», имевшего близкие к «Бурану» аэродинамические качества, а также летательных аппаратов БОР-4 и БОР-5. Коллективом завода была выработана основная концепция – строительства планеров орбитального корабля «Буран», реконструкции завода, строительства новых производственных корпусов, создания широкой кооперации, освоения новых технологических процессов.

Для обеспечения возможности начала штатных пусков системы «Энергия-Буран» необходимо было провести огромный комплекс экспериментальных работ. В частности, на заводе были изготовлены:

– каркас планера для статиспытаний;

– несколько штатных отсеков планера с полным объемом монтажей для температурных и вибрационных испытаний (передний отсек с кабиной, средняя часть планера со створками полезного груза и др.);

– вариант корабля в штатном исполнении для наземных летных испытаний;

– вариант корабля для проверки технологической совместимости и его работоспособности на всех этапах предстартовой подготовки на полигоне Байконур;

– экземпляр корабля для КИС НПО «Энергия» в целях отработки систем программ;

– тепловой имитатор кораблей «Бор-4» и «Бор-5»;

– орбитальный корабль «Буран».

Одной из самых сложных технических задач при запуске производства многоразового космического орбитального корабля «Буран» было создание эффективного теплозащитного покрытия, многоразового использования, не имеющего аналогов в отечественной практике, оберегающего всю металлическую поверхность планера от плотных слоев атмосферы.

Уникальный технологический комплекс с системой математического обеспечения и управления от ЭВМ, созданный и освоенный на заводе, впервые в нашей стране позволил:

– сформировать неуносимое теплозащитное покрытие, на основе кварцевых волокон, радиационного типа, удовлетворяющее таким техническим требованиям, как многократность использования, большой перепад температур эксплуатации и предел прочности при растяжении материалы;

– генерировать около 800 тысяч управляющих программ для реализации процессов изготовления, контроля, монтажа теплозащиты и необходимого оснащения;

– создать систему группового управления технологическим оборудованием на основе сети ЭВМ с распределением ресурсов и безбумажной технологии обработки производственной информации в диалоговом режиме;

– создать комплекс уникального технологического оборудования для обмера агрегатов планера и планера в целом, разметки под монтаж плиток, контроля усилий прижима и качества их монтажа;

– освоить уникальную технологию обработки теплозащитных плиток на специальных 5-координатных станках с ЧПУ с использованием специального алмазного инструмента (ВНИИАлмаз).

При контроле теплозащитного покрытия использовались такие методы неразрушающие контроля, как лазерный, акустический, нейтронный, рентгеновский и химический, а также методы электронной микроскопии и др.

Разработанная методика, спроектированное и изготовленное оборудование с соответствующим оснащением к нему позволили проводить все работы по комплексному контролю качества герметичности планера корабля в целом, а комплекс необходимых транспортных средств обеспечивал транспортировку корабля и его агрегатов водным, воздушным и сухопутным способами.

На космодроме «Байконур» была создана специальная база по досборке корабля после его воздушной транспортировки на техническую позицию, проведения необходимых автоматических испытаний систем.

Только на ТМЗ было разработано и введено более 160 наименований новейших материалов и технологических процессов. Все эти работы велись с привлечением и непосредственным участием множества институтов и заводов отрасли.

15 ноября 1988 г. орбитальный корабль «Буран», совершив два витка вокруг Земли и управляясь полностью автоматически, коснулся посадочной полосы с точностью, которой могут позавидовать опытные летчики. Это была первая в мире автоматическая посадка крылатого космического аппарата. Это была победа тысяч ученых, специалистов и рабочих.

За время своей работы на оборонную и космическую промышленность завод освоил новые виды оборонной и космической техники разработки выдающихся конструкторов Путилова А.И., Поликарпова Н.И., Лавочкина С.А., Яковлева А.С., Туполева А.Н., Сухого П.О., Г.Е. Лозино-Лозинского Г.Е., Потопалова А.В., Селезнева И.С., Бубнова Г.Г., Севрука Д.Д., Привалова Н.И., Катукова И.И., Исаева А.И. и др.

Кроме работы на оборонную и космическую промышленность и работы над «Бураном» коллектив ТМЗ, принимал участие в самых различных строительных работах в Москве: поставлял материалы из нержавеющей стали для облицовки колонн станции метро «Маяковская», изготовил звезды на здание Химкинского «Речного вокзала». А самые первые звезды на башнях Кремля, из нержавеющей стали, тоже были сделаны заводскими умельцами, созданы витражи для Кремлевского Дворца Съездов, Храма Христа Спасителя и т.п. Использовались механические детали, при строительстве станций метро «Тушинская», «Сходненская», «Планерная».

Но власть, разрушившая СССР, распорядилась по-своему, работы над системой «Энергия-Буран» были остановлены. Перед предприятиями – создателями уникальной системы встал вопрос : «Как жить дальше?» После свертывания работ по «Бурану», в 1990 году, возникла необходимость загрузки помещений ТМЗ. И в 1991 году было налажено производство одноразовых медицинских шприцов. Чуть позже на ТМЗ было начато освоение производства ветровых энергетических установок (ВЭУ) Радуга-1 мощностью 1000 кВт. Установка полностью автоматизирована и может работать самостоятельно или в составе ВЭС. В 1995 году, в 30 км от Элисты была смонтирована первая опытная ВЭУ.

Возникшая в 1992–1994 годах проблема транспортного обслуживания пассажиров в Москве потребовала срочного решения. Первоначально, созданное на ТМЗ автобусное производство, было ориентированно на сборку автобусов IKARUS и производства автобусов ЛиАЗ. В 2001 году был выпущен первый экспериментальный троллейбус МТБ 5248. С 2011 года совместно с Ликинским автобусным заводом на предприятии начато производство низкопольных автобусов для города Москвы. Совместно с «Трамвайным ремонтным заводом» «ТМЗ» реализовало проект модернизации трамваев «Татра» Т-3 в сочлененный восьмиосный вагон с низкопольной средней секцией. В 1995 году на ТМЗ было освоено опытное производство по переработке изношенных шин без вырезки бортового кольца. На конкурсе, организованном правительством Москвы, на лучшую установку по переработке изношенных автомобильных шин был выбран проект ТМЗ. В 2002 году, по заказу правительства Москвы заводом изготовлено пять комплектов комплексов по переработке изношенных шин. Из резиновой крошки, получаемой в результате переработки шин, завод изготавливал массивные резиновые плиты для комплектования трамвайных и железнодорожных переездов.

Производственные мощности предприятия позволили в 2003 году организовать выпуск конструкций механизированных автостоянок МАС. Механизированные автостоянки с лифтовой системой предназначены для парковки и хранения легковых автомобилей в местах с высокой плотностью городской застройки, интенсивных людских и транспортных потоков. Тогда же, изучив ситуацию в мире и у нас в стране, на заводе было принято решение заняться разработкой и производством оборудования для малых гидроэлектростанций, на которое имеется большой спрос. Было приобретено оборудование для производства литых рабочих колес гидротурбин по технологии точного стального литья по выжигаемым моделям, полученным методом лазерной стереолитографии. Потребителями этой продукции кроме России являются Армения, Колумбия, Афганистан и др. Новая продукция завода защищена патентами, успешно демонстрировалась и получила высшие награды на российских и международных выставках в Брюсселе, Женеве, Нюрнберге, Сеуле, Ханое и др.

За время своего существования Тушинский машиностроительный завод накопил большой опыт в производстве высокотехнологичной продукции. Благодаря наличию широкого спектра оборудования и квалифицированных кадров ОАО «ТМЗ» приступило к серийному выпуску энергосберегающих светодиодных светильников для промышленного и уличного освещения, а также для образовательных, муниципальных учреждений и нужд ЖКХ города Москвы. Используя самые современные электронные компоненты ведущих отечественных и мировых производителей, а также запатентованные технологии, на предприятии удалось создать по-настоящему качественный высокотехнологичный продукт, не уступающий мировым аналогам. Заводом в различное время руководили выдающиеся организаторы производства: первый директор Вяльцев А.Д., Климовицкий Н.В., Агуреев А.В., Засульский В.И., Соколов П.П., Зверев И.К., Арутюнов С.Г., Башилов А.С. В настоящее время генеральным директором завода является Жидаков А.В.

Более 600 работников завода награждены орденами и медалями, среди них есть высшая награда – звание Героя Социалистического Труда, звания лауреатов Государственной премий и премий Совета Министров СССР и Российской Федерации, 12 работникам завода присвоено звание «Почетный авиастроитель», 22 человека награждены медалями ВДНХ.

Но, увы, ничего из этого не спасло уникальное предприятие. За время своего существования завод дважды пережил глубокую конверсию. Сократилось производство, уволились специалисты… И как итог – банкротство.

                                                                     Владлен НИКОЛАЕВ,  

                                                                             историк

Другие материалы номера