Этот небольшой дом в Минске на проспекте Независимости, 31А (прежде – на Захарьевской улице) стал широко известным потому, что с 13 (1) по 15 (3) марта 1898 года здесь проходил Первый съезд Российской социал-демократической партии. Во время Второй мировой войны дом был разрушен фашистскими бомбами и сгорел, но с бережностью восстановлен, и сейчас в этом доме расположен музей. Тут проходят выставки, экскурсии, читаются лекции, проводятся различные общественно-политические мероприятия, причем экскурсоводами часто выступают не только специалисты, но и школьники средних и старших классов. Я не раз бывал в этом дом-музее, ставшем теперь филиалом Национального исторического музея Республики Беларусь, и читал в книге почетных посетителей отзывы Мориса Тореза и Фиделя Кастро, Хо Ши Мина и Тодора Живкова, многих и многих советских руководителей разного времени.
А открыт дом-музей Первого съезда РСДРП был 14 марта 1923 года, в связи с 25-летием партии. Историки пишут, что на открытии присутствовали рабочий-железнодорожник П.В. Румянцев, который снимал часть дома, где съезд проходил, и участник съезда Б.Л. Эйдельман. Съезд проходил под видом празднования именин жены Румянцева – Ольги Михайловны, ибо охранка всеми тогдашними способами наружного наблюдения бдительно следила за социал-демократами, читала их личную переписку, засылала провокаторов и доносчиков, и следует заметить, добивалась подчас требовавшихся ей результатов. Участие в охранительской работе принимал небезызвестный С.В. Зубатов, создатель так называемой «зубатовщины», легальных «революционных» кружков, действовавших под присмотром полиции. Он был достаточно искусным и по-своему искренним сторонником царского режима, о чем свидетельствует и такой факт: когда Николай II отрекся от престола, Зубатов мрачно выслушал новость, вышел в соседнюю комнату и застрелился. Однако это лишний раз говорит, что главное все-таки в экономической и политической обстановке в стране и в мире…
На рубеже XIX и XX столетий экономический кризис в Европе быстро перекинулся в Россию, породив стачечное движение, жестко преследуемое царской полицией, что, с одной стороны, затрудняло революционную деятельность, но с другой стороны – создавало благоприятные условия для распространения марксизма, для организации пролетарской партии. Работу по такому партийному строительству начал Владимир Ильич Ленин, объединивший в Петербурге кружки приверженцев марксистских идей, сперва разрозненные и почти не связанные между собой, в «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». Подобные «Союзы борьбы» скоро возникли, по примеру союза петербургского, и в других российских городах; с ними, этими местными «Союзами», петербургский «Союз» все более и более тесно взаимодействовал, добиваясь заметных организационных и политических успехов в преодолении «народнических» настроений, ставших уже серьезной преградой на пути подлинно революционной борьбы.
«С быстротой эпидемии, – писал Ленин, анализируя тот период, – распространяется повальное увлечение интеллигенции борьбой с народничеством и хождением к рабочим, повальное увлечение рабочих стачками. Движение делает громадные успехи. Большинство руководителей – совсем молодые люди… Благодаря своей молодости, они оказываются неподготовленными к практической работе и поразительно быстро сходят со сцены. Но размах работы у них большей частью был очень широкий… Борьба заставляла учиться… Воспитанные на этой борьбе социал-демократы шли в рабочее движение, «ни на минуту» не забывая ни о теории марксизма, озарившей их ярким светом, ни о задаче низвержения самодержавия. Образование партии весной 1898 года было самым рельефным и в то же время последним делом социал-демократии этой полосы».
Вступив в период империализма, Россия становится центром мирового революционного движения. Много сделала для пропаганды идей научного коммунизма группа «Освобождение труда», основанная Г.В. Плехановым в 1883 году, и начавшая разгром «народничества», которое уводило революционную борьбу на ложный, идеалистический путь. Но теоретические выкладки и плехановцев, и «легальных марксистов» П.Б. Струве и М.И. Туган-Барановского были оторваны от рабочего движения, основной же удар по оппортунистам нанес Ленин, решительно выступивший и против «народничества», и против «легального марксизма», тоже, по сути, являвшегося пособником капиталистов. В книге «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?» (1894) Владимир Ильич не просто и не только аргументированно раскритиковал идеологию народничества, но и развернул программу революционного марксизма, наметил ближайшие и будущие цели рабочего класса как гегемона революции, впервые изложил свою идею союза пролетариата и крестьянства, который сможет свергнуть самодержавно-помещичье-буржуазный строй, подчеркивая: «Русский рабочий, поднявшись во главе всех демократических элементов, свалит абсолютизм и поведет русский пролетариат (рядом с пролетариатом всех стран), прямой дорогой открытой политической борьбы к победоносной коммунистической революции».
Созданный Лениным Петербургский «Союз борьбы за освобождение рабочего класса», объединяя марксистские кружки в 1895 году, становится деятельной политической партией, которая устанавливает тесные связи с социал-демократическими организациями Москвы, Вильно, Киева, Нижнего Новгорода, Самары, Саратова, Орехово-Зуева, Ярославля, Орла, Твери, Владимира, Иваново-Вознесенска, Минска, Екатеринослава. Тогда же Владимир Ильич едет в Женеву, к Плеханову, чтобы установить с его группой постоянные контакты, ближе познакомиться с революционным движением в Европе. Ленинское стремление по объединению марксистских кружков в партию находит отклик в других городах России, прежде всего в Москве, где в следующем году возникает «Рабочий союз», насчитывающий тысячу членов, которые посылают В.И. Засулич, бывшую народницу, перешедшую на позиции марксизма, на Лондонский международный социалистический конгресс. Московский «Рабочий союз» ведет активную агитационную работу, издает воззвания с призывом поддержать петербургских товарищей всеобщей стачкой, и, несмотря на аресты, продолжает работать, а к началу 1898 года стал также называться «Союзом борьбы за освобождение рабочего класса».
Проходил Первый съезд РСДРП в сложнейшей политической обстановке. Нарастание революционного движения сопровождалось полицейскими преследованиями, вплоть до ареста целых организаций во главе с их руководителями, как случилось с Петербургским «Союзом борьбы», когда был арестован Ленин со своими соратниками, а после тюремного заключения его выслали в Сибирь. Однако высказанная им мысль о создании партии была поддержана многими организациями, стала постепенно реализовываться, хотя некоторые из оставшихся на свободе деятелей склонялись к «экономизму» и прочим разновидностям ревизионизма и оппортунизма. На съезд приехали 9 человек – представителей четырех «Союзов борьбы»: Петербургского, Московского, Киевского, Екатеринославского, группы «Рабочей газеты» и Бунда: С.И. Радченко – от Петербурга, А.А. Ванновский – от Москвы, К.А. Петрусевич – от Екатеринослава, Б.Л. Эйдельман и Н.А. Вигдорчик – от «Рабочей газеты», П.Л. Тучапский – от Киевского «Союза борьбы» и Киевского рабочего комитета, А. Кремер, А. Мутник (Глеб) и Ш. Кац – от Бунда.
Отсутствие на съезде Владимира Ильича Ленина привело к тому, что задачи, которые необходимо было решить, решены не были, даже написанный Лениным «Проект и объяснение программы социал-демократической партии» не представили. Основным же вопросом съезда стал вопрос о конституировании партии и слиянии местных «Союзов борьбы» и Бунда в единую социал-демократическую организацию, определение названия. Слово «Русская» заменили на «Российская», чтобы подчеркнуть объединение рабочих разных национальностей в их борьбе с самодержавием и капитализмом. Все это прошло без особых дискуссий, зато горячие споры вызвал пункт: называть ли партию «Рабочая»? В результате слово «Рабочая» из названия было убрано, впрочем, его восстановили чуть позже – при разработке партийного «Манифеста». Еще один важный вопрос – принятие решения о признании за каждой нацией права на самоопределение. Решение это приняли при обсуждении пункта об отношении к Польской социалистической партии.
Слабым местом в решениях съезда было игнорирование ленинских принципов централизма, заключавшихся в скором и точном выполнении на местах указаний центра, что отличало Петербургский «Союз борьбы» и его успешные действия, так напугавшие царские власти. А вот предоставление съездом местным организациям права принимать самостоятельные решения, часто несогласованные с центром и даже с правом отменять его указания, сеяло бы хаос в партийной дисциплине. Слишком большая, если не сказать неограниченная, самостоятельность предоставлялась Бунду в вопросах – я цитирую отдельные записи, оставшиеся от съезда – «касающихся специально еврейского пролетариата». Все это резко ограничивало возможности РСДРП быть партией нового типа, передовым и ударным отрядом рабочего класса. Тем не менее съезд принял следующие важные решения: избрал ЦК из трех человек – от Петербургского «Союза борьбы», киевской «Рабочей газеты», объявленной официальным партийным органом, и Бунда, поручил Центральному Комитету составить «Манифест».
О «Манифесте» скажем более подробно. Хоть его и писал «легальный марксист» П.Б. Струве, то есть оппортунист, но все-таки под контролем С.А. Радченко, что предопределило ленинскую направленность окончательного варианта. «Политическая свобода нужна русскому пролетариату, как чистый воздух нужен для здорового дыхания. Она – основное условие его свободного развития и успешной борьбы за частичные улучшения и конечное освобождение, – так со всей ясностью говорилось в «Манифесте». – Но нужную ему политическую свободу русский пролетариат может завоевать себе только сам. Чем дальше на восток Европы, тем в политическом отношении слабее, трусливее и подлее становится буржуазия, тем большие культурные, политические задачи выпадают на долю пролетариата. На своих крепких плечах русский рабочий класс должен вынести и вынесет дело завоевания политической свободы». В «Манифесте» к тому же верно отмечено, что свобода эта только первый шаг к осуществлению великой исторической задачи пролетариата – к созданию нового общественного строя, в котором не будет места эксплуатации человека человеком.
И пусть съезду не удалось соединить местные социал-демократические организации в общее целое, пусть не была выработана программа, пусть были размыты партийные задачи, пусть едва созданная партия превратилась, как подчеркивал Ленин, «в бесформенный конгломерат местных партийных организаций (названных комитетами)», съезд все же сыграл свою принципиальную роль в истории нашей Коммунистической партии. «Со времени основания русской социал-демократии (1883 г.), – писал В.И. Ленин в конце 1889 года, – русское рабочее движение, при всяком широком проявлении его, прямо сближалось с русскими социал-демократами, стремилось слиться с ними. Основание «Российской социал-демократической рабочей партии» (весной 1898 г.) знаменует крупнейший шаг на пути к этому слиянию». Находясь тогда в ссылке в селе Шушенском, Владимир Ильич с огромной радостью встретил Первый съезд РСДРП.
«Он радовался, как ребенок, – вспоминал в книге «Первый съезд партии», изданной в 1928 году, видный большевик Пантелеймон Николаевич Лепешинский, в будущем активный участник Великой Октябрьской революции и социалистического строительства. – Он с величайшей гордостью заявил нам, своим ближайшим товарищам по ссылке и единомышленникам, что отныне он член Российской социал-демократической рабочей партии. Мы тоже все с большим удовольствием подхватили этот новый для нас мотив и как будто сразу выросли в своих собственных глазах». Добавим, что для «Рабочей газеты» Ленин написал ряд статей («Письмо к редакторской группе», «Наша программа», «Наша ближайшая задача», «Насущный вопрос»), имевших принципиальное значение для формирования партии нового типа, что ему удалось при создании «Искры», подготовившей базу к проведению II съезда РСДРП, на котором и родился большевизм как политическая партия.
Нынешняя Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ) достойно продолжает ленинские традиции, ведет – в нелегких обстоятельствах, при находящихся у власти представителях олигархического капитализма – борьбу за интересы народа, совершенствует методы прямого действия против антинародных сил, против последователей «зубатовщины». КПРФ ведет пропаганду коммунистических идей, заключающихся в политической и личной свободе всех людей, в справедливости и лучшей жизни для каждого человека.
Эдуард ШЕВЕЛЁВ
Петербург – Ленинград