Золотовалютные резервы Украины в настоящее время составляют более чем 30 млрд долл. Об этом с гордостью заявил в воскресенье в эфире телеканала «Рада» советник украинского президента по экономическим вопросам Олег Устенко. По утверждению Устенко, этих средств хватит для того, чтобы покрыть импорт на Украину более чем за пять месяцев. А также добавил, что резервы находятся на историческом максимуме за последние 10 лет
Украинские СМИ стремительно разнесли эту мажорную новость. Хоть какой-то позитив в нынешней экономической жизни «незалежной»! На начало года, согласно данным Национального Банка Украины (НБУ), официальные международные резервы страны составили 28 494,5 млн долл. За январь они увеличились на 5,0%, достигнув величины 29 928,2 млн долл. А в феврале снизились на 3,5%, до 28 869,6 млн долл. И вот за март произошел прирост резервов на три с лишним миллиарда долларов, или на 10,4%. На 31 марта величина золотовалютных резервов достигла 31 878,2 млн долл.
Как Киеву не радоваться такому достижению на фоне непрерывной деградации реального сектора экономики страны?! Министерство экономики Украины признало, что падение ВВП страны в прошлом году составило 30,4%. Причем имело место ускоряющееся падение. В четвертом квартале 2022 года падение ВВП на годовой основе (т.е. по отношению к четвертому кварталу 2021 года) равнялось 40,5%.
Сразу хочу отметить, что любая страна должна иметь некоторый запас золота и валюты. Но не такие гигантские объемы, которые сегодня имеются у некоторых стран. Лидером по величине ЗВР 17-й год подряд остается Китайская Народная Республика (КНР). По предварительным данным МВФ, на конец 2022 года ее резервы составляли 3,31 трлн долл. Второе место у Японии с накоплениями в 1,27 трлн, третье – у Швейцарии (924 млрд долл.). А четвертая – Россия, которая завершила год с резервами в объеме 582 млрд долл. Далее следуют (млрд долл.): Саудовская Аравия – 460; Гонконг – 424; Южная Корея – 424; Бразилия – 325; Германия – 295.
МВФ уже давно определил рекомендуемую норму достаточности резервов. Она рассчитывается как величина трехмесячного импорта страны. Примечательно, что многие страны Запада не укладываются в этот норматив.
Избыточные валютные резервы – признак зависимости страны от «хозяев денег», контролирующих ведущие Центробанки мира – ФРС США, ЕЦБ, Банка Англии, Банка Японии и некоторых других. Продукция «печатных станков» этих Центробанков обеспечивает «хозяевам денег» получение эмиссионного дохода. И чем больше накопление продукции этих Центробанков в международных резервах, тем больше доходы «хозяев денег». Разговор о природе, назначении и истории международных валютных резервов выходит за рамки обсуждаемой темы, поэтому интересующихся отсылаю к своей книге: «Центробанки на службе «хозяев денег»» (в двух томах. М.: издательство «Библиотека РЭО им. С.Ф. Шарапова, 2018).
Все страны с большими (избыточными) официальными валютными резервами находятся под контролем «хозяев денег». Это было наглядно продемонстрировано в прошлом году, когда в конце февраля США и их ближайшие союзники заморозили валютные активы Банка России на сумму около 300 млрд долл., что составило примерно половину всех официальных международных резервов РФ.
Я уже неоднократно писал и говорил, что Центробанк Украины (НБУ), на балансе которого находятся международные резервы «незалежной», жестко контролируется Западом – Федеральным Резервом США, американским Казначейством, МВФ, Банком международных расчетов и другими институтами. Особенно этот контроль усилился после событий, называемых «Майдан 2014». С этого времени главным надзорным институтом для НБУ стал Международный валютный фонд. Он, по сути, и диктует украинскому Центробанку, какие суммы зачислять в резервы, и какие суммы резервов расходовать. В конце прошлого года в Киеве верстался бюджет Украины на 2023 год. В него были заложены расходы, превышающие доходы более чем в два раза. Дефицит был определен в 38 млрд долл.
Кстати, еще в конце прошлого года эксперты говорили, что если переговоры между Киевом и МВФ по поводу нового транша финансовой помощи зайдут в тупик, то Киеву придется использовать «валютную кубышку» (международные резервы), и ее может хватить на покрытие государственных расходов в лучшем случае до конца 2023 года. Собственно, препятствием для предоставления МВФ кредита Киеву стала даже не упертость украинской стороны (она была готова не любые условия). Препятствием стали опасения руководства Фонда, что своим положительным решением по траншу он нарушит многие правила своей работы, которые закладывались еще в Бреттон-Вудсе в 1944 году. И Фонд пересек «красные линии», приняв в конце марта решение о выдаче Киеву кредитной помощи на 15,6 млрд долл., рассчитанной на четыре года.
Украинская сторона уже знала в начале марта, что МВФ примет положительное решение по кредиту, поэтому позволила себе воздержаться от использования части валютных резервов и даже направить часть новых валютных поступлений из разных источников для пополнения резервов. Этим и объясняется мартовский прирост резервов на 3 млрд долл. Но это не более чем положительная флуктуация показателя на месячной основе. К концу года будет неизбежное снижение золотовалютных резервов, поскольку Киеву придется выплачивать из резервов значительные суммы для обслуживания государственного долга. Осенью прошлого года государственный и гарантированный государством долг превысил планку в 100 млрд долл. На конец 2023 года он уже, по данным Минфина Украины, вырос до 111 млрд долл., а на конец февраля нынешнего года – до 116 млрд долл. Примерно 70% этого долга – по иностранным кредитам и займам. К концу нынешнего года власти Украины рассчитывают, что государственный долг достигнет 174 млрд долл., т.е. удвоится по сравнению с его величиной на конец лета прошлого года. Киев именно рассчитывает (а не прогнозирует, как пишут некоторые СМИ), что Запад предоставит в этом году новые кредиты на сумму 63 млрд долл. Он не думает о том, что такие суммы сделают долговую петлю смертельной для Украины. В этом году, по оценкам Министерства финансов Украины, для погашения и обслуживания государственного долга придется выплатить из казны 18 млрд долл.
Принятый в конце прошлого года Радой бюджет уже несколько раз пересматривался. Согласно последней версии, расходы бюджета должны составить в этом году 44,7 млрд долл. Получается, что на обслуживание и погашение государственного долга будет направлено примерно 40% всех бюджетных расходов. Если представить бюджет Украины в агрегированном виде, то, по сути, он состоит из двух главных составляющих – военные расходы и расходы на погашение и обслуживание государственного долга. Все остальное – по остаточном принципу. Уникальный бюджет, подобных в новейшей мировой истории было очень немного. А что касается валютных резервов Украины, то МВФ будет делать все возможное для того, чтобы не допускать слишком большого их сокращения. Они нужны не Киеву, а иностранным кредиторам «незалежной» как гарантийное обеспечение долговых обязательств Украины.
P.S. Кстати, дополнительной гарантией для наиболее «привилегированных» кредиторов Украины является не валютная, а золотая часть официальных резервов. Летом прошлого года заместитель главы НБУ Сергей Николайчук проговорился, что золотые резервы Украины переводятся на хранение в Польшу до нормализации обстановки. Речь может идти о примерно 25 тоннах драгоценного металла (если верить отчетности НБУ). Я об этой истории писал в прошлом году.
Валентин КАТАСОНОВ, профессор