Здравствуйте,
дорогая редакция!
Я – старый читатель и подписчик вашей газеты. Недавно писал вам в редакцию.
Прочел заметку в «Голосе народа» за 6 апреля Тамары Шокиной «Ведь были мы счастливы когда-то» и вспомнил, что и я был счастлив в эти годы. И решил вам написать.
Это было в 1988 году, когда меня, ассистента (кандидата медицинских наук) Московского государственного стоматологического института (лечебного факультета – по специальности «хирургия»), в порядке поощрения за хорошую работу (по конкурсу) Ученый совет направил в августе со студентами из вечерней группы в количестве то ли 10, то ли 15 человек по обмену.
Была такая практика в институте, когда на летние каникулы посылали наших студентов в вузы социалистических стран – всех социалистических в обмен на наших, которые тоже каждый год ездили. И отбирались по конкурсу за хорошую учебу для студентов и хорошую работу для сотрудников.
Вот и мне было предложено в августе 1988 года поехать в Польскую Народную Республику, а конкретно – в город Вроцлав (бывшее Бреслау у немцев).
Да так случилось, что мой отец воевал в тех местах – и как раз за город Вроцлав.
Нас организовали, мне тоже дали ассистента из соседней кафедры. Фамилию его сейчас не помню – давно потерял с ним связь. С нами провели беседу. Все было корректно и благожелательно. Нам вручали подарки. И мне дали, чтобы я вручил администрации института (помню: то была хорошая хрустальная ваза для цветов).
В Польше нас встретили – по-видимому, во Вроцлаве. Встретили дружелюбно, с музыкой, большим коллективом и на автобусах довезли до медицинского института (университета!), разместив в студенческом общежитии, где жили студенты-аспиранты.
Общежитие было прекрасным. С хорошей мебелью, кроватями, душем и т.д. и т.п. Питание назначили в столовой института – кормили прекрасно и, конечно, бесплатно.
Подробностей пребывания я уже не помню – помню только, что нас на другой день пригласили в ректорат на беседу. Там мы рассказывали, за что нас наградили этой поездкой, как мы учимся – обо всей нашей студенческой жизни.
Было много выступающих со стороны коллектива института. Все желали нам хорошего отдыха.
На следующий день для нас организовали прекрасный ужин человек на 50–80 с музыкой, речами, песнями… Всё было прекрасно.
Меня, моего помощника и еще 5 студентов ректор специально пригласил на беседу. Речь шла о наших пожеланиях, нашем отдыхе, о планах института на период нашего пребывания. Подробностей уже не помню. Но помню, как нас водили по кафедрам, знакомили с персоналом, предоставляли возможность работать по будущей специальности.
Мне предложили провести показательную операцию по удалению доброкачественной опухоли на зубе у женщины. Я провел операцию удачно. И меня потом благодарили на Ученом совете за то, что я сумел передать свой опыт, потому что они придерживались другой методики по удалению опухолей.
Водили нас в музеи, парки, купальни, на природу вывозили. Предлагали нам посещение театров, но мы отказывались из-за незнания языка, хотя польский язык хорошо понимали, и они нас тоже.
Некоторые профессора просто по-дружески приглашали нас к себе домой – пообщаться. Я долгое время дружил с познакомившимся хирургом, писавшим в то время кандидатскую диссертацию.
Потом все хотели семьями ездить друг к другу, но не получилось. Сейчас я потерял с ним связь.
И провожали нас прекрасно. Собрали всех в актовом зале – молодежное собрание, где клялись в дружбе, пели песни, показали нам концерты.
В ректорате нас собирали, чтобы выразить благодарность за общение, за дружбу. Мне ректор вручил в подарок тоже хорошую вазу для передачи в наш ректорат, что я потом и сделал. Вручил ее тогдашнему ректору Соколову.
А мне достался подарок от хирурга, моего ассистента по операциям.
Теперь только ужасаешься, как порушилась наша славянская дружба.
Ю.Ф. ЗАНОЗИН
Москва