Еще пару лет назад мне пришла в голову мысль записывать все свои расходы. Однако, как выяснилось, просто записывать все, что тратишь – не значит экономить… Как оказалось.
Еще с детства я чувствовала: деньги не мои друзья. Вот Ромка, мой одноклассник, был с ними на «ты». В первом классе продавал одноклассникам конфеты, потом ручки и даже туалетную бумагу! А в десятом полюбил забавную игру – нужно было указать, в каком из трех спичечных коробков были спички. А предварительно брал один из коробков и тряс в руке – чтобы любой мог услышать характерный звук спичек внутри коробка. Однако этот бизнес-план прогорел, когда наши выяснили, что спичек нет ни в одном из коробков, а звук создавал четвертый, который Ромка привязывал к руке под длинным рукавом.
Естественно, новоявленного «наперсточника» слегка поколотили – не слишком сильно. Вообще-то Ромке доставалось часто – уж очень всех раздражала его страсть зарабатывать любой ценой. Не знаю, почему вспомнила про Ромку. Может, потому что он сейчас вряд ли сидит, уставившись в книгу расходов, пытаясь свести дебет с кредитом. А если и сидит, то у него наверняка все сходится. Он-то после школы не пошел учиться на филологический – уж Ромка понимал, что это самая неденежная специальность, которую только можно представить!
И вот теперь я уже два года работаю в школе и успела понять, что слухи о баснословных зарплатах учителей и не менее баснословных взятках – не более чем слухи. Иначе почему я все еще живу с мамой, а о том, чтобы снять собственное жилье, и речи нет?!
Я снова погрузилась в разбор своих расходов. Конечно, в идеале следовало просто начать больше зарабатывать. Сотовая связь – полторы тысячи за месяц. Это как?! Ах да… Я вздохнула. Двести минут в месяц мне никогда не хватало. Так что как сократить эти расходы, я даже не представляла.
Такси – примерно столько же. Не то чтобы я часто езжу на такси, только, так сказать, по крайней нужде – если не успеваю вовремя выйти из дома или погода уж очень плохая и транспорта по расписанию нет. Это, знаете ли, бывает, если живешь не рядом. Походы с подругами в кафе и в кино я оставила. Что теперь, вообще без развлечений остаться?
Платных подписок в онлайн-кинотеатрах у меня нет. Самой большой статьей расходов оказались продукты и всевозможные хозяйственные товары вроде мыла и прочего. Ну их уж считать не будешь. Поскольку квартплату, как договорились, платит мама. Справедливо, в общем. На этой статье расходов я остановилась. Вот та часть, которой я хотя бы могу управлять.
Если честно, мы с мамой и так не то чтобы шикуем. Самыми частыми блюдами являются макароны и крупы. Но если на чем и можно попробовать экономить, то на продуктах. Стараясь избавиться от издевательского внутреннего голоса, мол, дожила – экономить на еде, я стала подсчитывать расходы.
Но если удастся сэкономить, то, может, я смогу потратить деньги на что-то более существенное – например, новые духи. Я посмотрела на полку, где стояло штук шесть флаконов – три уже настолько старые, что годились только для обработки сережек, один почти закончился, еще два масляные, купленные за 300 рублей на рынке.
Итак, цель определена – хорошие духи. Теперь осталось пересмотреть расходы за последний месяц и подчеркнуть продукты, которые можно было не покупать. Я даже размечталась – начну экономить, похудею, в этом месяце куплю духи, в следующем – ту кофточку, которую я себе в магазине присмотрела, потом… потом подумаем.
Итак, теперь надо определить, от каких продуктов отказаться. Ну конечно, от вредного – от кетчупа, майонеза, шоколада… Последний пункт я добавила с особой неохотой: шоколад был единственным, что могло поднять мне настроение после шести уроков, как в те годы, когда я училась, так и теперь – тем более теперь. Будем заменять на фрукты и орехи… Впрочем, я тут же напомнила себе о стоимости орехов – никакая шоколадка не сравнится.
Я не собиралась перегибать палку и садиться на диету из сплошных макарон и чая без сахара. Напротив – в моих планах было убить одним выстрелом двух зайцев. И сэкономить, и похудеть.
Сахар… Ну сахар пока есть. Но от него тоже неплохо было бы отказаться – и вредно, и подорожал он. И если что – сахар всегда есть в учительской. Так я и решила, твердо уверенная, что теперь все пойдет иначе. Однако все оказалось не так просто.
Если меня спросят, какой вкус у экономии, я скажу – пресный. Это вкус чая без сахара и макарон без кетчупа. Впрочем, может, кто-то не увидел бы в этом ничего особенного – кто-то так и любит. Но не я. Это взгляд на шоколадки, которые ты не можешь купить.
Меня может понять только кто-то сидящий на диете – как наша вечно худеющая англичанка. Но экономия и диета все-таки не одно и то же. Какая еда самая дешевая? Макароны и пельмени. А от них не то что не похудеешь – только вес наберешь.
Первые три дня я держалась. Однако, видит бог, нелегко мне это давалось. Провести шесть уроков, потом написать еще шесть конспектов, проверить шесть пачек тетрадей… И все это без «мозгового допинга» в виде шоколада осуществить все это казалось задачей сродни «миссия невыполнима».
Более того, я стала ловить себя на раздражительности. Поведение школьников стало раздражать больше, чем всегда. Я стала неоправданно раздражительной. Огрызаться на них, даже кричать. Коллеги, которым я жаловалась, сочувствовали и мягко намекали, что, возможно, надолго меня не хватит.
Но я-то знала, что в данном случае причина не столько в них, сколько в отсутствии сладкого. Или во всех остальных факторах, к которым школьники не имели отношения. На четвертый день я сдалась и купила пачку пирожных за 250 рублей. Деньги деньгами, но мои нервы дороже. Да и не хватало еще, чтобы я кого-то из учеников прибила сгоряча. В тюрьме кормят плохо.
И снова уселась за свою тетрадку. По телевизору шла очередная телепередача про здоровье. Говорили о здоровье волос. Мытье головы яичным желтком… Интересно, а сколько у меня в месяц уходит на шампунь?
Похоже, духи у меня все-таки будут…
Агния ПОДЬЯЧЕВА