В Израиле очередной «День сопротивления» судебной реформе Нетаньяху. Только в Тель-Авиве собралось несколько десятков тысяч человек. Полиция с протестующими не церемонится и всё чаще применяет силу. Участники протестов активно перекрывают дороги и шоссе. Вчера более 150 тысяч человек вышли на марш протеста только в самом Тель-Авиве. При этом организаторы акции назвали происходящее в Тель-Авиве лишь «разогревом».
Накануне организаторы акции заявили, что собираются пройти маршем от Тель-Авива до Иерусалима, который должен завершиться около здания парламента Израиля. Ранее сообщалось, что в ходе антиправительственных протестов в Израиле были задержаны 17 человек.
Полиция Израиля применила водометы и прибегнула к помощи конной полиции для разгона протестующих против судебной реформы правительства, а также задержала 45 человек, сообщает издание Times of Israel. Согласно газете, сотни протестующих вышли на центральную автомагистраль Тель-Авива – шоссе Аялон. Как следствие – дорога оказалась заблокирована, а правоохранителям пришлось применить водометы и прибегнуть к помощи конной полиции для их разгона. Отмечается, что водометы также были использованы на шоссе 65, на полпути между Тель-Авивом и Хайфой. «…За сутки были задержаны 45 человек», – говорится в сообщении газеты.
Несмотря на массовые общенациональные протесты, которые продолжаются в Израиле уже 28 недель, правительство продолжает продвигать судебную реформу в одностороннем порядке. От некоторых наиболее спорных пунктов было решено отказаться, однако протестная активность лишь усилилась в последние недели. Акции протеста сопровождаются столкновениями с полицией, перекрытиями автомагистралей, беспорядками и арестами.
По мнению большинства экспертов в Израиле нет Конституции, а значит, нет и Конституционного суда. То есть контроль над действиями правительства до сих пор осуществлял Верховный суд. В случае окончательного принятия нового законопроекта о судебной системе правительство получит больше свободы в принятии политических решений. Таким образом, правительство Нетаньяху борется за то, чтобы выйти из-под власти Верховного суда. Однако большинство граждан Израиля (66%, согласно опубликованным опросам общественного мнения, проведенным Израильским институтом демократии) выступает против сокращения полномочий Верховного суда, мотивируя свой выбор тем, что суд должен иметь право отменять законы, несовместимые с основными законами Израиля. 63% респондентов поддерживают действующий принцип, требующий соглашения между политиками и судьями.
Настоящий корень проблемы связан с тем, что в Израиле в течение последних десятилетий наметилось очень острое ценностное и нравственное противостояние между правым и левым политическими лагерями. Как мы уже отметили, правительственная коалиция состоит из большинства правых партий, а среди судебной и юридической элиты 90–100% люди с левыми взглядами. В итоге так сложилось, что левые элиты, понимая, что на выборах им мало что светит, поскольку там традиционно побеждают правые силы, стали использовать судебные юридические структуры для того, чтобы реализовать свои взгляды. В частности, с помощью своего доминирования в Верховном суде.
«…Возникла абсолютно ненормальная ситуация, которой нет ни в одном другом демократическом обществе. Когда парламент, премьер-министр избираются свободным большинством, никто не оспаривает легитимность этого выбора, но они не могут сделать ничего, потому что судебные органы фактически входят в клинч с ними и просто отменяют все их решения. Отменяют законы, которые они принимают в парламенте, причем без того, чтобы какие-либо израильские законодательные акты наделяли Верховный суд правом отмены законов, принятых в парламенте. Отменяют административные решения правительства. Фактически ставят палки в колеса любой попытке избранных премьер-министра и парламента осуществлять ту политику, которую они обещали своим избирателям привести в жизнь. И это, конечно, – ненормальная ситуация, и ей надо положить конец», – пояснил адвокат, политический обозреватель газеты «Израиль сегодня» и в прошлом советник премьер-министра Израиля Ариэль Бульштейн.
Таким образом, судебная реформа разделила общество на два лагеря. Одни выступают за изменение судебной системы, тогда как второй требует отменить реформу. И те и другие уверены, что их оппоненты стремятся разрушить демократию, поэтому в социальных сетях и в публичном пространстве ведутся бурные дебаты. С середины января каждые выходные несогласные с планами кабмина израильтяне выходили на демонстрации, выступая против реформы, которая, по их словам, уничтожит демократию в стране. Несмотря на это, процесс принятия закона о пакете правовой реформы начался, комитет Кнессета по Конституции, законодательству и правосудию проводил ежедневные обсуждения законопроекта, несмотря на то, что представители оппозиции объявили бойкот дискуссиям.
Израильтяне считают, что на кону принципы демократии, а именно система сдержек и противовесов, которая позволяет сохранять баланс трех ветвей власти, не позволяя никому ее узурпировать. Одним из самых сильных голосов, высказавшихся против правовой реформы, был голос председателя Верховного суда судьи Эстер Хают, которая раскритиковала реформу, охарактеризовав ее как «безудержную атаку на правовую систему», «критический удар» по независимости и беспристрастности судебной власти и как «плохой план», который изменит демократическую идентичность государства Израиль, сделав его «неузнаваемым». Запланированная правовая реформа подверглась резкой критике и со стороны оппозиционных партий, многих голосов в академических кругах и многих представителей юридической профессии в Израиле и за рубежом.