Вертолет Ми-8 компании «АлтайАвиа» потерпел крушение в селе Тюнгур Усть-Коксинского района. Он зацепил провода и столб, упал и загорелся. Людей стали спасать очевидцы. На борту были 13 туристов и 3 члена экипажа.
По данным МЧС, трагедия произошла, когда вертолет заходил на посадку. По кадрам видео, снятым очевидцами, вертолет летит над полем и готовится сесть. Издалека его снимают жители ближайших домов и турбаз – судно держится в воздухе прямо, снижается равномерно. Вот борт уже почти у земли, аккуратно пролетает рядом со столбами линии электропередачи, выбирает место для остановки. Почти касается земли – и вдруг хвостом буквально сносит столб с проводами. Провода падают на крышу – машина вспыхивает… Из объятого пламенем вертолета с трудом выползают люди – к ним бегут навстречу местные жители, пытаются помочь, вызывают врачей.
От рухнувшего вертолета практически ничего не осталось: он сгорел почти полностью. У большинства пострадавших очень серьезные травмы: ожоги до 90% тела и множественные переломы.
Один из работников турбазы рассказал о крушении. Мужчина стал очевидцем и поделился тем, что произошло в день трагедии на его глазах. В момент аварии очевидец убирал скошенную траву и поначалу не обратил внимания на вертолет. Однако он заметил, что в этот раз пилот выбрал непривычное место для посадки: «Они обычно немного в стороне садятся. Но там уже был вертолет, вероятно, не по времени прилетел, опоздали или что-то такое. Так что садились в стороне немного. Я не помню уже, почему засмотрелся, только как раз увидел, как он хвостом по столбу мазанул, потом – только пыль. Мы с другими мужчинами туда побежали, кто поближе был – тоже кинулись», – рассказал он.
Вертолет загорелся со стороны хвоста. Он перевернулся, и дверь оказалась сверху. Через нее начали выбираться люди, и первым спасшимся был мужчина, который, видимо, являлся пилотом. После этого из вертолета начали выходить другие люди. «Люди стояли на стенке и помогали другим. Две женщины пошли куда-то в сторону, я так понял, что им на турбазе помогли потом. А те, что были более обожженные, рядом с вертолетом лежали, их уже потом врачи осмотрели. Кричали сильно, звали на помощь», – описал очевидец события.
В составе туристической группы находилась компания эзотериков, они прилетели на Алтай на семинар «Врата в Шамбалу» из разных городов России. Известно, что туристы отдыхали на Чемале и решили воспользоваться вертолетом, чтобы полюбоваться озером Аккем. Несмотря на свою удаленность от крупных городов (до Барнаула почти 400 километров), село Тюнгур считается важным туристическим центром. Поэтому туристов здесь полным-полно в любое время года. Местные операторы предлагают своим клиентам вертолетные экскурсии по ближайшим окрестностям. Размер ценника на вертолет варьируется от 60 до 230 тысяч за полет. В Тюнгуре вертолет садится для «вкусного обеда» – так написано в рекламках.
52-летний пилот Вячеслав Демихов, управлявший судном, общается со следователями. Мужчина получил ожоги, но его жизни угрозы нет. Второй пилот и бортмеханик вертолета также выжили. После крушения одного из них выбросило через стекло. Практически сразу после падения вертолета на форумах пилотов появилось обсуждение произошедшего. Несколько человек высказали версию о «вихревого кольце», в которое могло закрутить вертолет. Эксперт, опытный пилот вертолета, выдвинул свою версию. «Нет, это точно не вихревое кольцо. Так как скорость снижения у вертолета была нормальная. Он завис уже над землей. А вихревое кольцо возникает, когда вертолет уже падает. Здесь вертолет разворачивался и, скорее всего, пыль снизила видимость. Это привело к тому, что в момент снижения пилот мог потерять ориентиры и сместиться на столбы», – говорит пилот.
Добавим, потерпевший крушение вертолет Ми-8 имеет уже солидный стаж – произведен в ноябре 1986 года на авиационном заводе в Улан-Удэ. С 2018 года, уже в «плачевном состоянии», он находился в эксплуатации фирмы «АлтайАвиа».
Федеральное правительство во главе с премьером, как и региональные власти, очень много говорят о необходимости развивать внутренний туризм. Но для того, чтобы добиться поставленных целей, надо создавать не только инфраструктуру на местах, но и безопасные способы транспортировки туристов на объекты. Вертолет, на котором летели туристы на Алтае по всем меркам может считаться уже «дедушкой». На многочисленных видео с места трагедии прекрасно видно, что место посадки совершенно не соответствует даже минимальным требованиям для приема воздушных судов. Степь и опоры ЛЭП. Даже в этом году ЧП с вертолетами, перевозящими туристов, случалось неоднократно. Думаю, на памяти многих похожая трагедия на Камчатке, когда такой же борт рухнул в море.
Подготовила Елена ЛАКРИЦ