А коммунальщики делали вид, что избавляются ото льда, якобы покрывшего мостовые. Москвичи, глядя на эту комичную картину, с удовольствием снимали имитацию бурной деятельности дорожников и постили снимки в социальных сетях. Мало того, накануне Нового года на центральные улицы Москвы не только завозили искусственный снег, но и убирали невидимые сугробы.
И вот на днях общественности стало известно, что создание видимости такой работы стоит столичному бюджету приблизительно столько же, сколько и уборка реального снега прошлой зимой, – порядка одного миллиарда рублей.
Где и какой снег с наледью чистили столичные дорожники по заказу городских властей, даже догадаться невозможно. Такое впечатление, что у рядовых горожан и столичных начальников существуют две совершенно разных Москвы. Вот из личного опыта. Наученный горьким опытом прошлогодних снегопадов, купил специально лопату, чтобы по утрам отгребать снег со стоянки машины. Всю зиму это приобретение прокаталось в багажнике, ни разу не побывав в деле. Сосед в конце прошлогодней зимы купил супертеплую и дорогую зимнюю куртку. Реально было холодно и снежно. На днях жаловался, что лишь зря выкинул деньги, за всю зиму ее так и не пришлось надеть. Было-то и тепло, и бесснежно.
По официальным сообщениям столичных метеорологов, объем выпавшего снега в Москве в сезоне предшествующей зимы (2018–2019 гг.) достиг 183 сантиметров. Эта же цифра называется и в материалах президиума правительства Москвы об итогах работы Комплекса городского хозяйства. «Объем выпавшего снега составил 183 см. В течение зимы с улиц и дворов было вывезено и утилизировано 29,2 млн куб. м снега», – сообщала с гордостью администрация города. Кстати, зимний период 2017–2018 годов вошел в историю метеонаблюдений как самый снежный в столице России: общий прирост осадков составил 252 см. В тех условиях нагрузка на снегосплавные пункты была превышена в три раза, а цикличность некоторых технологических операций в короткие периоды времени возросла до пяти раз. «Такой зимы в Москве на моей памяти не было, мы убираем снега в городе за месяц в три раза больше, чем за всю зиму в предыдущие годы. Конечно, с этим непросто справиться, поэтому подключены все коммунальные службы. Помимо дорожных служб, работают и привлеченные коммунальные организации: Мосводоканал, Мосгаз, Гормост и так далее», – рассказал Собянин журналистам. Кроме того, по данным синоптиков, 2018 год стал рекордным по количеству крупных снегопадов.
Поэтому москвичи, наученные опытом прошлогодней зимы, приготавливали к нынешней валенки, теплую одежду с рукавицами, лопаты… Но ничего из этого не пригодилось. Хотя сказать, что деньги были потрачены зря, язык не поворачивается. Ведь ничего же не пропало. Вся эта зимняя амуниция и инвентарь будут терпеливо лежать и ждать следующих снегообвалов.
Но это личные деньги москвичей. Гораздо любопытнее понять, что произошло с бюджетными деньгами столицы, предназначенными для борьбы со снежными заносами и гололедом.
Если судить по сайту госзакупок, то ушедшая зима, по мнению чиновников мэрии, была не менее снежной и морозной, чем предыдущая. Как тогда за уборку снега с московских улиц ООО «Правильная утилизация» уже получила около 1 млрд рублей, так и сейчас. Это выяснили журналисты ряда столичных изданий. И хотя фирма, с которой ГБУ «Автомобильные дороги» постоянно заключает контракты, пока получила за закончившуюся в прошлом месяце зиму 692,5 млн рублей, но мы знаем, что «еще не вечер» и она может взять даже больше прошлогодней суммы. В конце прошлой зимы сумма контракта была сразу увеличена на 18 млн рублей от первоначальной.
Вот что любопытно, действующие контракты на вывоз снега со сторонними организациями оплачиваются по факту выполненных работ (с подтверждением талонами на утилизацию снега, выдаваемыми на снегосплавных пунктах). Сами контракты заключены на период до 31 декабря 2020 года. Окончательная сверка расчетов будет произведена после завершения действия контрактов. Это следует из заявления в префектуру Северо-Восточного административного округа города Москвы.
Следующей зимой подчиненные Сергея Собянина снова доверили «Правильной утилизации» вывоз снега с московских улиц, но уже почему-то за 2 млрд рублей. Никаких намеков на снижение конечного объема работ в карточке контракта на сайте госзакупок не содержится. Условие об оборудовании снегоуборочной техники системой ГЛОНАСС фирма не выполнила. А значит, заказчик не имел возможности мониторить ход работ.
Однако все это не помешало компании отчитаться в успешном исполнении контракта и выставить счет. Если верить отчету, в январе фирма вывезла с дорог Бибиревского района 1998 кубических метров снега, а с дворовых территорий – 1223 кубических метра. Нашла снег «Правильная утилизация» и в феврале. По договору с ГБУ «Автомобильные дороги СВАО» было вывезено больше 32 тыс. кубометров.
Абсурдность ситуации заключается в том, что вышеупомянутые контракты были заключены до того, как стало ясно, что зима будет аномально теплой. В свою очередь еще один подрядчик московских властей на вывоз снега – ООО «Трансрегионсервис», заключило договор на свои услуги за декаду до окончания календарной зимы – 17 февраля, на сумму 47,5 млн рублей. В тот день в Москве было около 5 градусов тепла. Заказчиком же выступило управление ЖКХ и благоустройства Западного административного округа.
Несмотря на то, что информация в открытых источниках об ООО «Правильная утилизация» крайне скудная, за три года существования она успела освоить более 5 млрд рублей на господрядах от столичной мэрии.
Казалось бы, где Питер и при чем тут Москва со своим снегом? Хотя чему удивляться, дружба с властью способна творить и не такие чудеса.
Кстати, Москва в осваивании бюджетных миллионов на уборке снега, которого не видели ни москвичи, ни столичные метеорологи, далеко не уникальна. И регионы этому учатся стремительно. Так, в Ярославле из бюджета города пошло на складирование снега 638 тыс. рублей. При этом, как утверждают местные жители, выпадавший изредка снег очень быстро и самостоятельно таял. Правда, ярославские коммунальщики как-то пытались грузить растаявший снег в кузов самосвала, что и засняли местные общественники, но талая вода возвращалось из кузова на дорогу.