Международный олимпийский комитет переехал на время Игр из Лозанны в Париж. Для этого спортивное чиновничество арендовало часть офиса крупнейшей международной компании, производящей бытовую и профессиональную электронику. Но!
МОК уже много лет навязывает странам, принимающим Игры, свою концепцию понимания авторских прав. Все, то есть вообще всё – от кофеварок в офисах, лифтов, до ершиков в туалетах, то есть всё, что имеет на своих фасадах логотипы фирм и что не входит в перечень спонсоров Олимпиады, должно быть либо заклеено, либо как-то уничтожено. Но ни в коем случае эти «лейблы» не должны попасть в кадр, если вдруг кто приедет снимать репортаж о деятельности МОК.
Французский парламент в марте 2018 года, как только стало известно о том, что Олимпиада состоится в Париже, принял на этот счет отдельный закон, охраняющий и защищающий любое право на упоминание слова «Олимпиада» и от него производных: «Олимпийские игры», «Олимпийское движение», да и даже просто «ОИ» – короче, ничего нельзя.
Ну ладно, они бы там у себя в офисе запретили неофициальные шилдики. Но в итоге сложились курьезнейшие ситуации. Компания спортивного оборудования, вот просто средних размеров, существует на рынке уже 30 лет и называется «Олимпиады». Никому не мешала. Получает от МОК довольно грубое письмо с требованием изменить название со ссылкой на закон французского Национального собрания от 2018 года. Какая-то история, которую они даже не провоцировали и не проектировали, обошлась им в нежданные 60 тысяч евро.
Иностранцы не могут рассчитаться картой системы платежей «Мастер кард», а только «Виза», поскольку последняя – партнер Олимпийских игр. А нет у тебя такой – остаешься голодным.
Или вот. В городе Рубэ есть прекрасный парк. Каждое лето на школьные каникулы, на 2–3 месяца, местные власти устраивают там для детей спортивные испытания и всяческие тренажеры, и все это называлось «Олимпийский парк». С третьего раза договорились с МОК, что эта инициатива местной мэрии, не самая плохая, кстати, будет теперь называться «Летняя деревня».
Использование символики без обязательных отстегов в пользу МОК отследить в принципе нереально. Английский адвокат Пол Джордан, работавший еще на лондонской Олимпиаде 2012 года, отлавливал даже мясников, сплетавших колбаски в 5 колец и бабуль, вышивавших кольца на доморощенных свитерах. И даже он считает, что поймать и привлечь таких людей будет сложно.
Парижские таксисты в пролете. Они так надеялись на эту Олимпиаду! Многие даже не стали брать отпуск, чтобы возить туда-сюда болельщиков и гостей Игр. Но если раньше у них было в среднем 12 поездок за смену, то теперь 4–5 максимум.
«Нам пообещали 15 миллионов туристов, а где они, – жалуется парижский таксист на стоянке. (Поверьте мне на слово, на стоянках в Париже такси даже в обычное время нет. А он стоит, а за ним еще 4 машины.) – Мы не можем вообще хотя бы окупить работу свою. Но главное, люди не вызывают такси, потому что мы не можем подъехать на олимпийские объекты, что за чушь?»
Профсоюз таксистов тут же включился в ситуацию и направил в соответствующее ведомство письмо – представьте – с требованием компенсировать таксистам не вырученную прибыль «с марта по октябрь 2024 года» из-за ваших всяких там Олимпиад и принятых законов. А профсоюзы во Франции одна из движущих сил страны, и с ними приходится считаться.
А за кулисами было такое.
Мой практически однофамилец китаец Ванг Чукин рубит в пинг-понг всех. И равных не было бы ему, как вдруг он положил свою ракетку на пол, а вокруг собрались операторы и фотографы снимать его после выхода в четверть-финал. И надо же! Фотограф, пятясь назад (выбирал парень лучший ракурс), наступил на любимую ракетку. Ванг сорвался, нагрубил, наорал, но ракетка погибла. Он взял запасную, но вот нет. И проиграл полуфинал, а никогда с 2004 года не было на Олимпийских играх финалов в настольном теннисе без китайцев. Может, в ракетках дело?
Объявился какой-то французский человек, по имени Отманн. Где бы на каких бы испытаниях он ни появлялся – французы получают золото. Коллеги из радио France Info вначале засомневались, так же, как я, и перепроверили его билеты. Семь посещений – семь золотых. Более того, парень пошел на женское дзюдо, но ему вдруг позвонили и надо было срочно отъехать. И только он вышел – французская фаворитка Кларис Агменьену проиграла. Надо же!
Конечно, сетевым мемом и абсолютным героем стал стрелок из пистолета из Турции. Все спортсмены-стрелки выступают в очень крутых очках-прицелах. На лбу там у них висят целые конструкции. Юсуф Дикеч вышел на тир в не особо свежей майке с надписью «Турция», без всякого навеса на лбу, в обычных своих очках, которые все уже носят в 51 год, и, не вынимая левую руку из кармана шорт, с правой добыл стране серебро. На трибунах зашептались – турки точно прислали профессионального киллера.
…Полицейское начальство Парижа отчиталось о рекордном снижении преступности в столице. Еще бы, 35 тысяч дополнительных полицейских в нарядах по столице. Но опять же.
«Когда нам поступает сигнал из Олимпийской деревни, мы не имеем права просто так выехать, – говорит Тьери Клер, Генеральный секретарь профсоюза полиции Unsa. – Мы, полиция, не имеем доступа туда и должны сначала позвонить в наш генштаб, а он, в свою очередь, звонит в МОК, и потом все это разрешение спускается обратно нашему патрулю. Если там идет изнасилование или грабеж, мы, получается, сидим и ждем команды».
В любом случае, спортсменам не рекомендовано писать в своих соцсетях всякие отрицательные отзывы об Олимпиаде. Французская сборная и делегация спортивных чиновников получила от своего олимпийского комитета рекомендации на 44 страницах, где прописано, как и что можно комментировать.
Для тех спортсменов, кто не сразу понимает, что к чему (а таких, прямо скажем, очень много), авторы раскрасили в памятке предполагаемые ответы в красный и зеленый цвета. Красный – плохо. Зеленый – нормально.
Прежде всего, конечно, там поставлен, опять же, вопрос о спонсорах. Если ты обычно бегаешь в кроссовках таких, а на Олимпиаде тебе дали вот эти, то ты про них забудь, дорогой атлет. Если ты выиграл медальку, не смей показывать свои обычные тапки. Только олимпийского спонсора, пусть они тебе даже и жмут.
Максим ЧИКИН