Прихожу на кафедру одинешенька
Я сегодня узнала, что в нашей гимназии с нового учебного года будет работать еще меньше учителей, а по некоторым предметам учителей и вовсе не будет.
Когда в 2013 году я пришла работать в ту школу, где работаю до сих пор (учителем иностранного языка), наша кафедра была «полнокровная»: 3 учителя немецкого языка и 5 учителей английского языка (со мной). Причем «немцы» каждый год ездили на каникулы в германоязычные страны к своим друзьям, жили у них, были носителями «живого» немецкого языка, да и сами они в преподавании были, что называется, «зубрами» советской системы. Коллеги по английскому языку – тоже очень сильные в преподавании. По другим предметам также был полностью укомплектован весь штат сотрудников.
Но не прошло и 15 лет, как из всей кафедры иностранных языков в этом году я осталась одна, и пополнения не предвидится. Куда же все мои коллеги «рассосались»? А кто куда: на пенсию, в бизнес, в декрет, уехали, умерли… Молодежь, которая время от времени появляется, разбегается кто куда через год-два. Когда моя коллега ушла в декрет, ее нагрузку «раскидали» на нас, тогда еще трех учителей. У меня получилось 53 часа! У остальных тоже под 50. Разумеется вся эта нагрузка ни в один учебный день не помещалась, поэтому часть пришлось вынести на дистанционное обучение, то есть после рабочего дня мы приходили домой и за компьютером продолжали работать.
Последние два года пришла молоденькая учительница (она вела 5-е,6-е,7-е классы), и ей в пару дали библиотекаря (!) (5-е, 6-е классы), а вся остальная школа, 8–11-е классы, полным составом были у меня. И вот в этом году и эти коллеги уволились (по разным причинам). У меня нагрузка увеличилась до 40 часов (по 8 уроков каждый день), а 5-е и 6-е классы остались и вовсе без учителя.
Некоторый из вас подумают: да кому этот иностранный язык нужен, тем более сейчас, в такое сложное время? И будут абсолютно неправы! Знаете, какое количество талантливых ребят я обучаю! Они становятся призерами во Всероссийской олимпиаде для школьников на региональном этапе, получают призовые места во всероссийских конкурсах, в которых мы участвуем, сдают ЕГЭ на высокие баллы, тем более что при поступлении в различные вузы требуется иностранный язык.
По другим предметам у нас дефицит в математике, биологии, химии, физике. У нас по физике должно быть 2 учительницы. Одна, которая ушла несколько лет тому назад, – просто великолепный специалист: например, с десятыми классами в рамках учебных занятий по астрономии они по ночам выходили наблюдать за звездами. Представляете? Урок ночью под открытым небом. Ушла. Осталась ее 81-летняя напарница. Несмотря на преклонный возраст, очень бодрая женщина, знающий специалист и всегда на вот такенных каблуках. Но до 100 лет работать вряд ли будет.
Как же школа выходила из такого сложного положения? Как я уже сказала, английский язык вела библиотекарь, в начальной школе английский язык вела завуч (по образованию она не «иностранец»), историю вела учительница по русскому языку, ОБЖ – вообще не учитель вел и т.д. Прямо как у К.И. Чуковского: «Свинки замяукали: Мяу, мяу! Кошечки захрюкали: Хрю, хрю, хрю! Уточки заквакали: Ква, ква, ква!..»
В других школах такая же картина по всей России: школа в Челябинской области – нет завуча по воспитательной работе, не хватает учителя по математике, учителя по русскому языку. Омская школа – такая же картина. Калининградская область – нет учителей русского языка (временно русский язык ведет учитель английского зыка). Казанская школа – открыты вакансии для учителя музыки и русского языка, учителя начальной школы. Свердловская школа: не хватает учителей начальной школы, русский язык ведут люди с дошкольным образованием. Там же сокращается колония, так как заключенные идут на СВО, а сотрудники охранных вышек идут работать в школу. (Вся информация из первых рук).
И только не надо мне потом говорить, что институт общего образования развалился сам по себе, как это нам навязывают про Советский Союз. Систему образования расшатывают и уничтожают намеренно, а значит, уничтожают будущее страны. Как говорила Н.К. Крупская: «Учитель работает с будущим своей страны».
Ольга ЛУГОВАЯ
Калининградская обл.