И в советские годы бурное развитие края происходило на их основе. Родились прекрасные города Комсомольск-на-Амуре и Амурск, второе дыхание получил Николаевск-на-Амуре, стремительно росло население прибрежных поселков, создавались промышленные предприятия и совхозы, процветали рыболовецкие колхозы, развивалась добыча полезных ископаемых и разработка природных ресурсов.
Важнейшую роль играло речное судоходство. Для постоянно возрастающего пассажиропотока построены комфортабельные 4-палубные пароходы типа «Ерофей Хабаров» и суда на подводных крыльях серии «Метеор» и «Ракета». Речные трамваи «ОМ» перевозили многочисленных дачников. Масса горожан и жителей сел отдыхали на просторах реки, купались и занимались рыбалкой.
Жизнеспособность артерии обеспечивал мощный технический флот Амурского речного пароходства. Постоянную очистку русла для беспрепятственного прохода среднетоннажных судов типа «река–море» и строящихся боевых кораблей производили базировавшиеся в портах землесосные снаряды, землечерпалки и гидровыгружатели.
В 1986 году был введен в строй Комсомольский-на-Амуре грузовой порт, в составе которого к концу 1980-х годов были 2 черпаковых земснаряда, способных вести выборку грунта на глубинах до 15 метров, 4 гидровыгружателя, 3 землесосных судна. Углублялись места стоянок у причальных стенок, дебаркадеров, узкости перекатов. Эта работа начиналась с момента очистки акватории ото льда и продолжалась до глубокой осени.
Помимо расчистки русла реки, край получал из шести месторождений десятки тысяч тонн песка и гравия для строек. Речной ил, извлекаемый со дна реки, использовался как отличное органическое удобрение для повышения урожайности дачных участков. В Комсомольске-на Амуре намывом была укреплена береговая полоса, на которой вырос жилой микрорайон «Парус» и машиностроительный завод.
Всё пошло на дно с камнем капитализма на шее. С его навязыванием три десятилетия назад практически прекратились работы по очистке русла Амура. Самозваным господам содержание и эксплуатация технического флота не приносят барышей, и от него избавились. Часть специализированных дноуглубительных судов Комсомольского-на-Амуре речного порта (земснаряд «Портовый-10», гидровыгружатель «ГВ-10» и баржа «МБ-2502») была безвозвратно отправлена в Малайзию на работы в дельте реки Меконг. Большинство судов технического флота были проданы на металлолом, в том числе и в Китай. В Хабаровском крае осталось только 2 земснаряда. Комсомольский-на-Амуре и Малышевский порты практически уничтожены.
В настоящее время безопасность перевозок – долг государственного предприятия «Амурводпуть», на балансе которого находятся оставшиеся 4 специализированные судна. Земснаряды «Амурский-202», «Зея» и «Амур» решают отдельные задачи. Даже в таком усеченном составе они помогли сэкономить более 6 миллиардов рублей в районе Благовещенска.
Буржуазный гнет – сам по себе потоп. И в результате заиливания русла реки резко участились случаи наводнений и затоплений прибрежных территорий, поселков и дачных участков. Из-за закрытия предприятий и опустошения прибрежной зоны резко сократилось речное судоходство, грузоперевозки снизились более чем в два раза к уровню 1990 года, а из 70 населенных пунктов от Хабаровска до устья Амура осталось только 40. Глубина фарватера на перекатах в нижней части Амура снизилась до 3,5–4 метров, что сделало невозможным проход судов класса «река–море». Чтобы провести с Амурского судостроительного завода новые паромы на переправу Ванино–Холмск, для уменьшения осадки необходимо будет построить дополнительные понтоны. Также прекращена достройка 3 среднетоннажных судов на Судостроительном заводе имени С.М. Кирова в Хабаровске. Суда, на которые частично уже установлено оборудование, разрушаются и разграбляются.
Усугубляет ущерб слепой сброс воды из водохранилищ Зейской и Бурейской ГЭС, находящихся с 2004 года в частной собственности у кампании «Русгидро». При избытке производимой здесь электроэнергии «собственники» продают ее в Китай по цене вдвое дешевле, чем для жителей российского Дальнего Востока. Отсутствие должного контроля водного режима на этих объектах выливается в наводнения в средней и нижней части Амура дождливой осенью.
После свержения народной власти в нашей стране резко ослабело ее положение на мировых просторах. Одно из последствий на водный режим Амура оказывает строительство на берегах Китая береговых дамб и намывных территорий. Эти гидротехнические сооружения способствуют размывам берегов на других участках. Дамбы, нарушающие природный русловый режим, приводят к обмелению реки.
После катастрофы 2013 года правительством Медведева была утверждена «Комплексная программа по снижению риска наводнений на территории Дальневосточного федерального округа». В основном в нее записали организационные меры по защите населения, но не возрождение технического флота. А ведь в беде не только Амур. Такой же плач с судоходством на всех реках России. Остается пустой бумажкой у нас Постановление правительства РФ от 29 февраля 2016 года «Стратегия развития внутреннего водного транспорта РФ на период до 2030 года».
Восстановление технического флота на Амуре – давно перезревшая необходимость для возрождения экономики края и речного судоходства. Попутно край будет обеспечен дешевым песком и гравием для строительства. Расчистка русла реки снизит опасность наводнений, будут сэкономлены многомиллиардные средства по созданию защитных дамб и ликвидации последствий паводков.
Жизнь оправдает постройку дноуглубительных судов на хиреющих Хабаровском и Амурском судостроительных заводах – для оборудования зон отдыха и пляжей для жителей края, углубления озер, намыва опор для мостов и для развития рыборазводной отрасли. Эти заводы смогут вновь строить и более крупные боевые корабли, грузовые и рыбодобывающие суда. Новые заказы создадут высокотехнологичные рабочие места и обеспечат работу заводам «Дальдизель» и имени А.М. Горького в Хабаровске, вдохнут жизнь в другие предприятия судостроительной отрасли и смежные организации.
Острейшая боль Амура – его загрязнение. По реке Амур проходит 1376 километров совместной границы с Китаем. Более 45 процентов бассейна реки находится на китайской территории, на которой проживают более 60 миллионов человек, и страна усиленно развивается.
К сведению, население Хабаровского края за последние 30 лет уменьшилось почти на 300 тысяч человек и сегодня составляет чуть более 1,3 миллиона жителей. 40 лет назад вода в Амуре была прозрачной, ее брали для приготовления пищи, хотя в то время работали все промышленные и сельскохозяйственные предприятия края.
Сейчас Амур входит в пятерку самых загрязненных рек в мире, а способность его воды самовосстанавливаться минимальна. Уже несколько десятилетий власти запрещают купаться в Амуре. В его воде неоднократно обнаруживали кишечную палочку, ротавирусы, эколого-трофические группы бактерий, возбудителей серозного менингита и гепатита.
На Амурском судостроительном заводе в 2009 году было построено специальное судно экологического контроля «Механик Овчинников». Лаборатории судна, при его небольшой осадке, способны производить экспресс-анализ воды реки практически в любом месте. Но одного судна явно недостаточно. Завод готов построить еще несколько таких судов.
Учтено, в Амур сбрасывается ежегодно около 230 тонн химических компонентов. По оценке Института экологических и водных проблем Дальневосточного отделения Российской академии наук, в основном загрязняют Амур промышленные отходы предприятий Китая через приток Амура – Сунгари. Ее доля загрязнений доходит в нижнем течении Амура до 80–90 процентов по отдельным показателям. Для рыбной ловли жители соседней страны активно используют химические вещества, попадающие в Амур.
За последние десятилетия возрос импорт древесины из Сибири и Дальнего Востока, на территории сопредельной Маньчжурии построены десятки комбинатов целлюлозно-бумажной и химической промышленности без должной очистки промышленных вод, которые попадают в Сунгари. Широкое использование пестицидов и химических удобрений в сельском хозяйстве приграничных провинций Китая приводит к смыву их осадками в приток Амура.
Амур также входит в первую десятку рек в мире, переносящих в океан более 90% пластикового мусора. «Вклад» Амура составляет более 38 тысяч тонн мусора, большинство которого поставляется Китаем.
На российской территории также нуждаются в модернизации очистные сооружения. В последнее время неоднократно сбрасывали неочищенные канализационные воды в г. Хабаровске, в результате концентрация фенольных соединений в воде Амура значительно превышала нормы.
Серьезный вред экосистеме Амура наносят и золотодобывающие предприятия разрушением русел рек. Огромные массы песка и ила смываются по течению. Вода загрязняется ртутью из-за размыва отработанных техногенных отвалов золотодобычи. «Собственники» в жажде максимальной прибыли не уделяют должного внимания восстановлению здоровья рек после извлечения золота.
Загрязнения Амура катастрофические. Углубляется глобальная нехватка чистой пресной воды. Отрава рыбных ресурсов. Население края лишают возможности купаться в реке. Никого не привлекают за вред здоровью жителей и экономики.
Власть в Москве и на местах, очевидно, просто боится этого. Вместо того, чтобы добиваться у соседнего государства очистки промышленных стоков, в стране тратятся огромные средства на строительство трубопроводов для подачи чистой воды из отдаленных территорий.
На возведение Тунгусского водозабора из Еврейской автономной области в Хабаровск с 2000 года уже потрачено более 10 миллиардов рублей. Вскрылись случаи крупных хищений государственных средств и серьезные ошибки в проекте. Сроки окончания строительства неоднократно переносились, для его продолжения потребуется еще не один миллиард рублей. Затягивается ввод водоочистных сооружений и в г. Комсомольске-на-Амуре.
Жгучей язвой от заражения горит необходимость срочных мер по спасению реки Амур от загрязнения. В интересах всех соседних народов потребовать от властей Китая кардинально решить вопрос по очистным сооружениям предприятий для полного восстановления живой воды. Установить непрерывное наблюдение из космоса, вести постоянное патрулирование и очистку береговой зоны Амура.
Только делами от земных до небесных сил можно возродить красоту Амура, чтобы он всегда оставался символом любви человека и его родной природы.