За годы своей истории американцы многократно подчеркивали значимость для них духовных начал, высоких моральных принципов и сильных интеллектуальных качеств. В первые же часы после прибытия в Америку «отцы-пилигримы» объявили о приверженности христианским заветам добра и любви к ближнему. В течение последующих четырех столетий подавляющее большинство американцев от мала до велика в воскресные дни устремлялись в христианские храмы, чтобы выслушать призывы священников к милосердию и помолиться о всеобщем благе. Под эгидой христианских церквей в США издавна создавались всевозможные благотворительные фонды. В стране всячески культивировалась общинная солидарность и дружеская помощь соседям.
Хотя американской истории известны примеры религиозного мракобесия, когда в колониях устраивались «процессы над ведьмами», эти проявления дикого фанатизма не получили распространения, так как в стране с первых лет ее существования развивалась система просвещения. США стали одной из первых стран мира, в которой почти исчезла неграмотность. В настоящее время в США доля молодежи с высшим образованием одна из самых больших в мире. В США давно сложился слой лиц умственного труда, среди которых было немало выдающихся ученых в разных областях знаний, великих писателей и других деятелей культуры, прославивших свою страну.
Американцы гордились и другими выдающимися сыновьями своей страны и их деяниями. В США всегда придавали большое значение поддержанию духа общенациональной солидарности и патриотизма. Еще в школе американские дети разучивали гимн США, носящий название «Звездно-полосатое знамя». Автор слов Френсис Кей рассказал в гимне о том, как над фортом, осажденным англичанами в 1814 г., среди «раскаленных докрасна ракет и рвущихся в воздухе бомб» гордо реял американский флаг. В гимне выражалась уверенность в том, что этот флаг будет и впредь осенять Америку. Во время исполнения гимна принято прикладывать правую руку к сердцу. С детства американцы привыкли видеть флаг страны везде и всюду – на фасадах государственных зданий и частных домов, а также внутри их помещений.
В первых классах школы детям читали рассказ про детство первого президента США Джорджа Вашингтона. Из рассказа следовало, что маленький Джордж был очень честным и сознавался в своих проступках, даже если знал, что будет за них наказан. В честь Вашингтона были названы штат на северо-западе страны и столица США. В центре столицы возвышается гигантский монумент Вашингтона. Неподалеку от столицы находится плантационное поместье Вашингтона Маунт Вернон, давно превращенное в музей.
Наряду с Вашингтоном почетом окружены и ряд других президентов США. В их честь названы города, улицы, площади. Их лица запечатлены на долларовых ассигнациях и некоторых монетах. В столице сооружены внушительные «мемориалы» в честь президента Авраама Линкольна и одного из авторов Декларации независимости президента Томаса Джефферсона. В начале ХХ века огромная скала на горе Рашмор в Южной Дакоте была превращена в исполинские головы четырех президентов страны – Вашингтона, Джефферсона, Линкольна и Теодора Рузвельта. Каждый третий понедельник февраля в стране отмечают День Президентов в честь Вашингтона и Линкольна. В американском календаре есть и другие праздники, которые должны были привить населению патриотические чувства. 4 июля американцы отмечают торжественными салютами и парадами главный праздник страны – День Независимости, так как в этот день в 1776 году в Филадельфии была подписана Декларация независимости. 12 октября в США отмечают День Колумба, так как в 1492 году в этот день испанская экспедиция во главе с великим генуэзцем открыла Америку. В благодарность Колумбу за открытие их родины, американцы назвали в его честь столицу штата Огайо, а также множество городских улиц и площадей. На площадях разных городов США можно увидеть статуи Колумба. Два раза в год (в последний понедельник мая и 11 ноября) американцы поминают тех, кто пал в сражениях во всех войнах страны.
Американцы не празднуют ежегодно годовщину принятия отцами-пилигримами «Соглашения» в 1620 г., но они не забывают отмечать годовщину пиршества, устроенного в 1621 г. основоположниками своей нации, когда через год после своего прибытия в Америку они собрали урожай и смогли вкусить его плоды. Возможно, прекращение материальных лишений, испытанных колонистами в течение первого года их жизни в Америке, и сытная пирушка показались американцам важнее факта прибытия «Мэйфлауэра» к мысу Код и подписания «Соглашения» отцами-пилигримами. Поэтому в память об обеде 1621 года каждый год в четвертый четверг ноября американцы отмечают День Благодарения, усаживаясь дома за трапезой, в которой часто присутствует индейка.
Воспитанию патриотизма должны также способствовать многочисленные памятники, установленные повсюду в США в честь выдающихся деятелей страны, а также юбилейные торжества в честь знаменательных событий в ее истории. С первых лет существования Соединенных Штатов на собраниях различного уровня ораторы прославляли свою страну, ее прошлое и настоящее, а также ее институты власти и их руководителей. Изобразив в своей повести о Томе Сойере обычную воскресную церковную службу в типичном американском городке XIX века, Марк Твен писал: «Это была очень хорошая, длинная молитва, и никто в ней не был позабыт: в ней молились… за самый городок, и за родину, и за свой штат, и за всех чиновников штата, и за все Соединенные Штаты, и за все церкви Соединенных Штатов, и за конгресс, и за президента, и за всех должностных лиц». Молились также «за угнетенные народы, стонущие под игом европейских монархов и восточных деспотов».
Ни один президент США не упускал случая, чтобы не произнести хвалебных слов о своей стране, «американской демократии», «американских свободах», возможности каждого гражданина страны воплотить в жизнь «американскую мечту». Третий по счету президент США Томас Джефферсон в своем Послании конгрессу 4 марта 1801 года называл народ и правительство Соединенных Штатов «лучшей надеждой мира» и «владеющими избранной страной». Почти через 220 лет, только что покинув госпиталь, где он находился на лечении от ковида, 45-й президент Дональд Трамп объявил: «Мы – величайшая страна мира».
Однако пафосное самолюбование скрывало то, что давно стало очевидным для внимательных наблюдателей в остальном мире. Стремление к личному довольству, его первостепенное значение в системе ценностей многих американцев делало их не только рабами и жертвами потребительского рынка, но также деформировало их духовные, моральные, интеллектуальные начала. Принадлежность к господствовавшим в стране различным протестантским церквям служила прежде всего пропуском для тех, кто хотел продвигаться вверх по социальной лестнице. Лишь один раз в истории США после острых дебатов президентом страны был избран католик Джон Кеннеди, но он был убит через три года после своего избрания. Постоянные напоминания о христианской любви не останавливали бесчеловечное истребление индейских племен, работорговлю чернокожими невольниками, сохранение расистских предрассудков, закреплявших привилегированное положение людей, входивших в категорию WASP (Белые, англосаксы, протестанты).
Порой американские политические деятели ссылались на волю Бога, оправдывая угнетение других народов и даже их уничтожение. Так, объясняя 9 января 1900 г. в конгрессе США, почему Штаты решили завладеть природными богатствами Филиппин, сенатор Альберт Беверидж заявил: «Мы не отречемся от миссии нашей расы, врученной нам Богом». Оправдывая истребление американцами местного населения (в ходе войны США против народа Филиппин его численность сократилась на 1 миллион человек), сенатор объяснял: «Сенаторы должны знать, что мы имеем дело не с американцами или европейцами. Мы имеем дело с восточными людьми». Часто упоминал имя Бога в своих заявлениях 33-й президент США Гарри Трумэн, отдававший приказы об атомных бомбардировках Хиросимы и Нагасаки.
Каждый школьник США заучивал наизусть слова президента А. Линкольна, сказанные им 19 ноября 1863 г. на открытии кладбища в Геттисберге, о «правительстве народа, из народа и для народа». Американцев убеждали, что это сказано про правительство их страны. Однако впоследствии власть имущие перестали скрывать, что фразы о «демократии» означают неограниченную власть богатейших людей США и продажность правительственных чиновников. Почти через сто лет после речи Линкольна министр обороны США Чарльз Уилсон, который до вхождения в состав кабинета Д. Эйзенхауэра возглавлял всесильную монополию «Дженерал моторс», а став министром, направлял оборонные заказы для этой компании, цинично объяснил: «Что хорошо для «Дженерал моторс», хорошо и для США». Решения, принимавшиеся всенародно избранными органами власти, зачастую были следствием закулисных сделок с лоббистами, представлявшими те или иные влиятельные финансовые или промышленные группировки. За несколько дней до истечения срока своего президентства Дуайт Эйзенхауэр произнес обличительную речь о всесилии «военно-промышленного комплекса» в стране.
Слова о «Земле свободных людей» из американского гимна распевали, когда в стране сохранялось рабовладение, индейские племена беспощадно уничтожались, а мигранты из непротестантских стран третировались как второсортные существа. Напыщенные фразы о свободе служили также оправданием разбойных нравов Дикого Запада. О необходимости беречь американские свободы твердили адвокаты ружейных компаний. Следствием их деятельности стало лидирующее положение США по числу убийств с применением огнестрельного оружия. По этому показателю США опередили в 50 раз три вместе взятые страны – Японию, Германию и Англию. Прославление свобод служило прикрытием для агрессивных действий США в различных регионах мира и бандитизма американских олигархов внутри собственной страны.
Быстрое развитие в стране образования позволяло не замечать вопиющего невежества многих выпускников учебных заведений. Ежегодно проводившиеся тесты, проводившиеся среди выпускников школ с 1963 г., показали устойчивое снижение уровня знаний из года в год. Причину этого педагоги видели в активном вовлечении учащихся в трудовую жизнь до окончания учебы. Обычно старшеклассники подрабатывали не из-за острой нужды, а чтобы приобрести множество «гаджетов» и других товаров, предлагавшихся разраставшимся рынком для подростковой молодежи. Педагоги жаловались, что такая трудовая деятельность отнимала у их учеников больше времени, чем учеба. Ведь они нанимались разносчиками продуктов, продавцами газет, помощниками в торговых точках. Такие виды работ, сообщали педагоги, приучали подростков ловчить, но ничего не давали им для их будущего профессионального роста. Следствием этого стало снижение качества продуктов, производимых недоучками. Обеспокоенные растущей конкуренцией Японии американские экономисты установили, что в Стране восходящего солнца лишь 1% школьников совмещает учебу с трудовой деятельностью, а в США так ведет себя до половины старшеклассников.
Культ «практического дела», позволяющего хорошо зарабатывать, порождал утилитарный подход к школьным и университетским знаниям. Приходя к выводу, что они не получат прямой прибыли от уроков и лекций, многие выпускники школ и высших учебных заведений не только не запоминали преподаваемых им предметов и свое общение с достижениями науки и культуры, но старались как можно быстрее их забыть. Поэтому даже президенты США не раз удивляли и до сих пор поражают мир своей неосведомленностью в истории и географии.
В стране, где были созданы мировые шедевры литературы и кинематографа, миллионы людей довольствовались убогим ширпотребом «массовой культуры». США стали рассадником примитивнейших кинофильмов и телесериалов, отупляющих зрителей. Люди, которые не только не обладали знаниями, необходимыми для современной жизни, но и лишались способности мыслить, становились жертвами шарлатанской торговой рекламы, оккультных бредней и политического обмана.
Говоря о разочаровании образованной Европы в Американской революции, первоначально вызывавшей всеобщее восхищение, А.С. Пушкин писал: «С изумлением увидели мы демократию в ее отвратительном цинизме, в ее жестоких предрассудках, в ее нестерпимом тиранстве. Все благородное, бескорыстное, всё возвышающее душу человеческую – подавленное неумолимым эгоизмом и страстию к довольству (comfort)». Выдающиеся писатели США на примерах типичных американцев, вымышленных или подлинных, показали, как буржуазное мышление подавляет «благородное», «бескорыстное», «возвышающее» в человеческих душах, приводит их к моральной и культурной деградации. В своем романе «Бэббит» писатель Синклер Льюис изобразил характерного представителя американского среднего класса, спесиво отвергающего все, что выходит за пределы его ограниченного кругозора. В судьбе сына проповедника Клайда Грифитса, с детства привыкшего распевать христианские псалмы, а затем подготовившего убийство своей любовницы ради личного успеха, писатель Теодор Драйзер увидел типичную «американскую трагедию». Поскольку в основу романа была положена подлинная история, писатель восклицал: «Говорят, что Америка идет впереди всего мира, но в чем – в преступлениях!» В прославлении генерала Фанстона, одного из наиболее жестоких участников геноцида филиппинского народа, Марк Твен усмотрел «катастрофу». Писатель сокрушался, что «теперь… Фанстон возвращается домой учить наших детей ПАТРИОТИЗМУ!.. Генерал станет для молодого поколения образцом, кумиром».
Но еще до резни на Филиппинах и появления на свет генерала Фанстона патриотическое воспитание американского народа не всегда приносило желанных результатов. Хотя большинство американцев поддержало восстание против английского владычества, Джорджу Вашингтону трудно было собрать армию, способную освободить родину. Солдаты революционной армии обычно пребывали в ее рядах лишь в течение нескольких недель или месяцев подряд. Они решительно отказывались удаляться от родного дома, и поэтому их нельзя было использовать для выполнения операций, которые длились продолжительное время. Американцы не трусили, но они видели массу неудобств в воинской службе и не хотели долго их выносить. Поэтому Война за независимость американских колоний затянулась на восемь лет. Победа же в ней была одержана в значительной степени потому, что военную и материальную помощь американцам оказали Франция, Испания и Нидерланды.
С аналогичными трудностями столкнулось правительство 4-го президента США Джеймса Мэдисона, когда оно затеяло в середине 1812 г. войну с целью завладеть Канадой, находившейся под властью англичан. Как и в ходе Войны за независимость, вновь оказалось, что многие американцы не желали нести тяготы военной службы и соглашаться довольствоваться мизерной платой во время пребывания в армии. Поэтому англичане успешно контратаковали американцев. (Они даже временно взяли столицу США и сожгли дом президента страны. Когда война кончилась с ничейным результатом, американцы побелили сожженный дом и не стали его красить. С тех пор он остался побеленным и стал назваться Белым домом.)
Американцы отказывались служить в армиях Юга и Севера в ходе гражданской войны 1861–1865 гг. Президент южной Конфедерации Джефферсон Дэвис писал в сентябре 1864 года: «Две трети наших солдат отсутствуют, и большинство из них без уважительных причин». Лишь приток в войска северян беглых рабов с Юга позволил Северу возмещать потери от дезертирства. Оценивая роль чернокожих солдат в гражданской войне, историк Джеймс Макферсон писал: «Без их помощи Север никогда бы не выиграл войну так быстро, а может быть, и вообще не выиграл ее».
Зная особенности солдат своих вооруженных сил, правительства США предпочитали воевать против значительно более слабых противников, таких как Мексика и другие страны Латинской Америки, а также Филиппины и другие тихоокеанские острова. По этой же причине правительства США не спешили направлять своих солдат против армий крупных держав, затягивая по возможности вступление своей страны в военные действия в Европе в ходе двух мировых войн.
Буржуазный индивидуализм, в духе которого были воспитаны миллионы американцев, не позволял им не только вставать в ряды национальной армии, но и вступать в отряды классовой борьбы. По этой причине в США не удалось создать массовую партию трудящихся, а американские профсоюзы вставали на путь соглашательства с буржуазией. Борьба рабочего класса США за свои права беспощадно подавлялась властями при поддержке многих людей, воспитанных в вере в «равные возможности» успеха всех американцев. В память о расстреле в мае 1886 г. демонстрации рабочих Чикаго, требовавших ограничить труд в течение дня 8 часами, 1 Мая стало во многих странах мира отмечаться как День солидарности трудящихся. Учитывая роль рабочего класса в обществе, к настоящему времени в 80 странах мира 1 Мая является праздничным днем. Но не в США. Вместо этого в стране в первый понедельник сентября отмечают нерабочий День труда. В этот день в городах США не бывает демонстраций или митингов, а многие американцы отправляются на машинах за город, чтобы полюбоваться началом осени.
Став оплотом буржуазной идеологии, США приняли активное участие в попытках разгромить первую в мире пролетарскую, социалистическую революцию. Десятки тысяч американских солдат грабили и убивали жителей России в 1918–1919 гг. К тому времени власти Штатов, не только не разоренных, а разбогатевших во время Первой мировой войны за счет торговых поставок воюющим странам из противоборствующих блоков, стали претендовать на мировое господство. Одновременно властители Америки объявили себя главными защитниками мировых капиталистических порядков от сил социализма и коммунизма. 29-й президент США Уоррен Гардинг (1921–1923) провозгласил: «Мы, американцы, сделали больше для развития человечества за полтора столетия, чем все народы мира вместе за всю их историю… Да сгинут мечты интернационалистов и большевиков… Мы провозглашаем американизм».
Претензии на мировое господство у верхов США неизмеримо возросли после окончания Второй мировой войны. Как и два десятилетия назад, во время Второй мировой войны Штаты не стали ареной военных действий, а людские потери американцев были значительно меньшими, чем у других великих держав. Как и 20 лет до этого, многие страны мира опять попали в американскую финансовую кабалу. К тому же в финальные недели войны США продемонстрировали наличие у них невиданного по своей разрушительной силе атомного оружия.
Известный военный обозреватель Хэнсон Болдуин писал в своей книге «Цена власти»: «Если Рим в свое время был центром существовавшего тогда мира, то в еще большей степени Вашингтон является центром западного мира в ХХ веке». Владелец и редактор крупнейших американских журналов Генри Люс объявлял: «ХХ век – это век Америки… первый век, когда Америка является доминирующей мировой силой». Эти мысли перекликались с официальными правительственными декларациями. 27 октября 1945 года Трумэн заявил в своей речи по поводу Дня флота: «Мы являемся величайшей национальной силой на Земле».
На пути США к мировой гегемонии стоял Советский Союз и силы социализма в других странах. Поэтому сразу же после окончания Второй мировой войны властители США и их союзники развязали холодную войну с целью сокрушить систему, враждебную капиталистическим порядкам и буржуазной морали. СССР и его союзникам была навязана разорительная гонка вооружений. Страны социализма были подвергнуты экономической блокаде. Против социалистических стран активно велась лживая пропаганда, изображающая существующий в них строй бесчеловечной тиранией, а капиталистический строй – идеалом свободы и демократии.
В самих Штатах власти запрещали Коммунистическую партию, бросали в тюрьмы ее руководителей, развязывали гонения против лучших людей Америки, обвиненных в симпатиях к левым идеям. Власти США объявили деятельность сторонников социальной справедливости «антиамериканской», развязав против них инквизиторскую травлю. Обосновывая правоту антикоммунизма, его идеологи обзывали коммунистическую теорию и власть коммунистических партий в социалистических государствах «тоталитарными». Этот трескучий, но бессмысленный и противоречащий исторической правде ярлык позволяет антикоммунистам ставить Советскую страну, спасшую мир от нацизма, на одну доску с гитлеровской Германией. Властители США до сих пор пытаются утверждать враждебность коммунистической идеологии и практики социалистического строительства природе людей. Их активно поддерживают ярые антикоммунисты в нашей стране, не упускающие случая, чтобы обвинить советский строй и его руководителей во всех нынешних бедах России.
Обвинения социалистического строя в бесчеловечности не мешало правителям США готовить планы превращения СССР и его союзников в радиоактивную пустыню, и лишь страх перед возмездием заставлял их проявлять сдержанность. В то же время Штаты не раз предпринимали террористические диверсии против социалистических стран, расположенных на периферии лагеря социализма. Порой против них развязывались войны с применением видов оружия, запрещенных международным правом. Жестокой блокаде была подвергнута Куба почти сразу же после
начала там народной революции. Затем США организовали вооруженную интервенцию против Острова Свободы и даже были готовы развязать мировую войну, чтобы свергнуть социалистический строй на Кубе. Против вождя Кубинской революции Фиделя Кастро ЦРУ готовило одно покушение за другим. В 70-х годах Штаты развернули бактериологическую войну против Кубы, распространяя там лихорадку денге, от которой заболели 350 тысяч человек. Немало заразившихся умерло.
Три года США вели войну на истребление народа Кореи. В течение почти десяти лет американцы уничтожили миллионы людей в странах Индокитая с помощью бомб, напалма и химического оружия. В ряде городов Вьетнама до сих пор можно встретить детей, родители которых стали жертвами химической войны и их генетический код был искалечен американскими «борцами за свободу и демократию».
Народы Северной Кореи, Индокитая, Кубы, а также Китая выстояли в противостоянии с американским империализмом. Однако США добились успеха в холодной войне против СССР и социалистических стран Европы. В своей книге «Великая шахматная доска», выпущенной в 1999 году, бывший советник американского президента Збигнев Бжезинский не скрывал ликования: «В результате краха соперника Соединенные Штаты… стали первой и единственной действительно мировой державой… Масштабы и влияние Соединенных Штатов Америки как мировой державы сегодня уникальны. Они не только контролируют все мировые океаны и моря, но и создали убедительные военные возможности для берегового контроля силами морского десанта, что позволяет им осуществлять свою власть на суше с большими политическими последствиями. Их военные легионы надежно закрепились на западных и восточных окраинах Евразии».
Пандемия не только нанесла удар по самодовольству владык Америки, уверовавших в свое всесилие и свою неуязвимость. Был также нанесен удар по мифу о бесчеловечности социалистического строя и коммунистической идеологии. Сравнение данных о заболевших и умерших от коронавируса показывает, что наиболее впечатляющих успехов в защите людей от заразы и их излечения добились те страны, которые под руководством коммунистических партий продолжают идти по пути строительства социализма.
Оказавшись в январе 2020 года на первом месте в мире по числу зараженных и погибших от заразы, Народный Китай сравнительно быстро остановил распространение пандемии и до сих пор успешно подавляет новые вылазки вирусной инфекции. Хотя население Китая более чем в 4 раза превышает по численности население США, переболевших ковидом в Поднебесной в 77 раз меньше, чем в США, а по числу умерших США опережают Китай в 44 раза. В то время как в Китае уже несколько месяцев число еще страдающих от инфекции едва превышает сотню человек (как правило, больные прибывают из зараженных стран), в Штатах ныне больны ковидом несколько миллионов.
Успешно противостоят пандемии страны Индокитая и Куба, продолжающие социалистическое строительство. К настоящему времени доля заболевших коронавирусом на Кубе составляет 0,41% от населения (почти в 50 раз меньше, чем в США), а число умерших – чуть более ста, или почти в 2 тысячи раз меньше, чем в Штатах. Вероятно, в этом случае американская блокада оказала позитивное воздействие: Куба оказалась изолирована от главного источника инфекции в Западном полушарии. Зато пострадали страны Латинской Америки, сохранившие широкие связи с США. В не изолированной от Штатов Доминиканской Республике, численность населения которой почти равна населению Острова свободы, число заразившихся в 22 раза больше, а число умерших – в 18 раз больше, чем на Кубе. Можно также сравнить, как обстоит дело с распространением ковида в Венесуэле, борющейся против усилий США сорвать ее движение за социалистические преобразования, и в странах Латинской Америки, которые следуют проамериканскому курсу. В Венесуэле, население которой в 6,5 раза меньше населения Бразилии, больных ковидом в 72 раза меньше, и умерших от этой болезни в 273 раза меньше, чем среди бразильцев.
Особенно велика разница в степени воздействия пандемии на страны Индокитая и США. Число заразившихся коронавирусом во Вьетнаме в 6150 раз меньше, чем в Штатах, а от пандемии погибло 35 вьетнамцев (в 6 тысяч раз меньше, чем американцев). За все время пандемии в Лаосе число заболевших было 23, никто не умер и к настоящему времени больным числится лишь один гражданин этой народно-демократической республики. Одного больного зарегистрировали в середине сентября и в соседней Камбодже, где также пока не было умерших.
Первые итоги пандемии показали, что страны, строящие социализм, не только противопоставили инфекции превосходную организацию бесплатной медицины, а также эффективность государственного и партийного аппарата, способного организовать меры по обеспечению безопасности населения от заразы, но и показали высокий уровень сознательности населения. В ходе революционной борьбы и защиты своих социалистических завоеваний от посягательств врагов граждане этих стран не раз продемонстрировали свою готовность вытерпеть многочисленные лишения во имя своей родины. Завоеванное историческим опытом доверие населения стран, строящих социализм, к действиям своих государственных и партийных властей во время пандемии оказалось оправданным. Человеческие потери от мировой заразы в этих странах оказались наименьшими по сравнению с другими странами. Наибольшие же потери понесли США – главный оплот антикоммунизма.
США, в которых с первых лет их существования восторжествовали идеи личной выгоды и активно отторгались принципы социальной справедливости, не смогли выдержать испытания пандемии 2020 года. В отличие от подавляющего большинства стран мира, правители США стали искать виноватых в распространении коронавируса и назначили таковыми внешние обстоятельства, обвиняя Китай и Всемирную организацию здравоохранения в несвоевременном информировании о возникшей угрозе. Вместо принятия мер в масштабах всей нации по защите населения от инфекции ведущие политические партии использовали пандемию для избирательной кампании, обвиняя друг друга в распространении болезни. Действия, предпринимавшиеся президентом США и губернаторами отдельных штатов, часто противоречили друг другу, если они принадлежали к разным партиям. Проявляя неуместную браваду, президент США демонстративно появлялся на публике без маски, пока сам не заболел ковидом. В стране проводились массовые избирательные мероприятия, участники которых рисковали заболеть или распространить инфекцию. Следуя примерам власть имущих, граждане США в разгар пандемии отправлялись на пляжи Калифорнии и Флориды, устраивали пикники на лоне природы и пьяные гулянки на улицах городов.
Ярким свидетельством массовой общекультурной деградации стали митинги протеста против карантинных мероприятий. Истории известны «холерные» и «чумные бунты». В далеком прошлом такие выступления против карантинных мер были актами отчаяния крайне бедных и невежественных людей, которые были поставлены в исключительно трудное положение и понятия не имели о природе инфекций. Нынешние бунты творят люди, лишившиеся части доходов из-за пандемии или возможности выехать в теплые края на отдых. При этом участники этих протестных собраний отрицают факт пандемии и саму возможность заразиться, а потому вызывающе нарушают правила гигиенической безопасности. И это происходит в XXI веке в США, а также в подражающих им странах! Получается, что всеобщая грамотность, широкое распространение среднего и высшего образования, постоянное общение со средствами массовой информации и появление интернета не смогли искоренить диких представлений людей, для которых главным является личное благосостояние. Заучив и повторив формулы современных наук, верный последователь идей буржуазного индивидуализма никогда не откажется от представлений о том, что в центре мироздания находится он сам. Он никогда не признает предметы, находящиеся за пределами своего жалкого мирка, достойными внимания и уважения. Поэтому он готов поверить в самые вздорные конспирологические объяснения и поднимает бунт против карантинных мер.
Пандемия развеяла миф о сплоченности американского народа вокруг внушенных ему с детских лет национальных идеалов. Общественная атмосфера во время пандемии способствовала массовым уличным выступлениям, которые сопровождались разграблением магазинов, поджогами машин, стычками с полицией и человеческими жертвами. Разгул уличных страстей в еще большей степени усилил распространение ковида.
Свидетельством крушения общенациональных идей, которые считались важнейшими для ощущения единства США, стало свержение памятников в честь выдающихся людей страны в различных городах. Уличные толпы сбрасывали на землю статуи Джорджа Вашингтона. Не жалели и статуй Колумба. Протестующие требовали разрушения каменных голов президентов США на горе Рашмор. Американские флаги публично сжигались под приветственные возгласы собравшихся людей. Крупные города оказывались во власти неуправляемых толп. Впервые с 1814 года возникла угроза изгнания президента страны из его резиденции, и Трамп прятался от разъяренных толп в подземном бункере Белого дома. Эти события означали, что к 400-летней годовщине первой американской колонии и к очередным президентским выборам Штаты Америки пришли заметно Разъединенными.
(Окончание следует.)