Как пояснил депутат Народного хурала РБ от КПРФ Баир Цыренов, ПАО «ТГК №14» – теплогенерирующая компания, их в стране много, это всё осколки некогда единой энергосистемы страны. «ТГК №14 работает на территории двух регионов – Забайкальского края и Республики Бурятия, но все основные мощности находятся на территории Бурятии – ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2. Обе построены еще в советское время, в 1930-е годы, достаточно мощные объекты энергетической сферы, которые полностью отапливают город Улан-Удэ и обеспечивают, помимо города, электроэнергией еще часть республики».
На этих предприятиях рабочие больше месяца назад начали акции протеста. Их не устраивает заработная плата в 25 000 рублей у мотористов. При этом ТГК-14 отчитывается о средней зарплате около 45 000 рублей и доплатах оздоровительной компенсации к отпуску в 10 000. По словам работника ТГК №14 Андрея Красикова, «оздоровительные» деньги они никогда и не видели. Тем, кто занимается ручной разгрузкой угля, платят 35–45 тысяч рублей, а по отчетам – больше 70 000. При этом раньше уголь выгружался не только на их предприятии, но и на городских котельных. С некоторых пор сделали так, что база разгрузки осталась одна-единственная. Соответственно, объем работы значительно вырос, но никаких доплат за это рабочим не дают. Они выполняют функции, которые выполняли раньше другие, но на тех вакансиях топ-менеджмент экономит, а на этих работягах, что называется, ездит.
Обращение с рабочими, по словам Баира Цыренова, примерно такое же, как было в ХIХ веке: «Отношение как к рабам! Мне рабочие буквально со слезами на глазах рассказывали, как сотрудник заболел ковидом, и его коллеги спрашивают начальника, как им быть, что делать – тем, кто находился с ним рядом. А им руководитель матерно отвечает, мол, идите, сдавайте анализы платно. А это 1800 рублей при 26 000 зарплаты за такую работу!»
Условия работы действительно тяжелые: на старом оборудовании, которое не обновлялось с тех пор, как не стало советской власти, – лет 30 и более. Само оборудование сложное, опасное. И все это в угольной пыли, задымленности – ведь, по сути, ТЭЦ – гигантская котельная, которая еще и вырабатывает электричество. Турбины, гул, шум…. Зато доплату за вредность работы урезали: в 2018 году выплаты за вредность сократили с 24 до 8%. А в 2019-м заодно отменили 50% компенсации за личное потребление электрической и тепловой энергии. При этом тарифная ставка первого разряда на предприятии составляет 6912 рублей, а межотраслевая ставка – более 8900 рублей. Индексации на предприятии не было с 2009 года. «ТГК-14 функционирует в двух регионах. В Забайкальском крае компания несет убытки, а Республика Бурятия – место основной прибыли, но при этом в том регионе, где убытки, зарплаты у сотрудников выше, чем в том регионе, где они зарабатывают!» – недоумевает депутат-коммунист.
Сначала работники ТГК №14 попытались действовать через свой официальный профсоюз, который, к чести своей, занял нормальную позицию – не проадминистративную, а на стороне трудового коллектива. «Профсоюз попытался зарегистрировать через министерство экономики республики официальную процедуру коллективного трудового спора. В чем им было отказано. После этого профсоюз подал заявление в прокуратуру. Прошел месяц – тишина». После месяца тишины, 21 декабря, рабочие объявили голодовку. Как отмечает Баир Цыренов, голодовка достаточно жесткая: «Так как в отличие от того, когда люди не работают и где-то сидят, голодают, энергетики вынуждены голодать на рабочем месте. У них посменная работа, бригады выходят в смену, и ни на работе, ни дома не едят. И вот так они, голодные, работают на таком опасном, важном объекте! Они понимают, что не могут остановить работу предприятия, потому что это повлечет за собой в зимний период заморозку целого города, и возможны тяжелейшие последствия».
Со вчерашней ночи энергетики поставили напротив здания Народного хурала и администрации главы республики автомобиль с плакатом и, сменяясь, дежурят там перед глазами чиновников.
Юридическую помощь протестующим оказывают коммунисты. Депутат Государственной думы, заместитель Председателя ЦК КПРФ Дмитрий Георгиевич Новиков уже подготовил запросы в Генпрокуратуру и президенту РФ. И это очень своевременно, так как стало известно о давлении на участников акции протеста со стороны администрации компании, известной в Бурятии именно с негативной стороны – как эксплуататорской по отношению не только к сотрудникам, но и к жителям республики, потребителям услуг. У рабочих стали забирать пропуска после смены, их движение на территории ТЭЦ ограничили границами их цеха для того, чтобы они не могли общаться с коллегами. Кроме того, угрожают вмешательством прокуратуры. Общий облик компании ярко характеризуют отдельные руководящие кадры: на днях экс-главный инженер ТГК №14 был осужден за коррупцию – вместе с сыном он вымогал с директора строительной компании 4 квартиры в строящемся доме за подключение к теплосетям.