Доброе наследство




«Отечественные записки», руководимые Н.А. Некрасовым, М.Е. Салтыковым-Щедриным, Г.З. Елисеевым, с отделом критики, возглавляемым «неистовым Виссарионом» – В.Г. Белинским, емко выражали взгляды и настроения революционных демократов, а независимая народная газета «Советская Россия» продолжает – в условиях сегодняшнего, камуфлирующего антинародную суть капитализма – их линию, что вновь свидетельствует о неразрывности и преемственности русского революционно-освободительного движения.

«Отечественные записки», которые уже много лет преподносит читателю «Советская Россия», – это своеобразный «журнал в газете», явление новое в периодической печати, если не сказать новаторское. Почти в каждом номере есть и аналитическая статья, и полемические заметки, и очерк о выдающемся человеке, и мемуары, и стихи на злобу дня, иллюстрируемые фотографиями и рисунками. А то, что нужно самому разрезать страницы, напоминает стародавние издания, и это тоже полезно – старшие вспоминают детские годы, когда такое было делом обычным, как в Великую Отечественную войну, когда они разрезали «книжки-малышки», молодые же привыкают не листать, не проглядывать, но вчитываться, всматриваться, запоминать рубрики и заголовки, откладывая приложение невдалеке от газеты для основательного прочтения. А это уже залог того, что вспомнятся ленинские слова: «Газета – не только коллективный пропагандист и коллективный агитатор, но также и коллективный организатор».  Или по-маяковски: «…Газета – наши глаза и руки, помощь ежедневная в ежедневной работе», – понуждая и к дружеской критике. Мне, скажем, недостает жанрового разнообразия, когда в отдельных номерах преобладает статья, будто заметка, репортаж с места события, небольшой фельетон, как его понимали наши предшественники, стали уделом лишь прошлого. Хотелось бы чаще и больше читать на страницах «Отечественных записок» об изобразительном искусстве, о музыке, о советской песне, может быть, со словами и нотами… 

В пору развития интернета газету стали нередко называть неким «бумажным носителем» и вообще сомневаться в ее дальнейшей необходимости. Однако спрашивается: кому это нужно и выгодно? Ответ прост: тем, кому опасно оставлять вещественные доказательства. А честным людям чего бояться? Так что вброс этот от лукавого. Когда-то боялись, что кино вытеснит театр, потом – что телевидение заменит их обоих, но вот идут годы и годы, а они никуда не делись. Другое дело – каково их содержание. И здесь, мне кажется, газете и «Отечественным запискам» надо бы смелее бичевать переодевание русской классики – и в драме, и в опере – в осовремененные одежды, что искажает исторические обстоятельства и образы людей, в них существовавших, с их реальными судьбами и действительными проблемами. Либеральный набег на реализм – не случайность, а стремление правящих классов направлять молодые и не слишком искушенные мозги в нужном сим классам – лживом и циничном – направлении. 

Сейчас я пишу для «Отечественных записок» очерк о выдающемся русском прозаике, драматурге, журналисте Алексее Феофилактовиче Писемском. Так вот, у него в цикле «Русские лгуны», напечатанном в «Отечественных записках» за 1865 год, есть интересное высказывание: «Прислушиваясь со вниманием к тем темам, на которые известная страна в известную эпоху лжет и фантазирует, почти безошибочно можно определить степень умственного, нравственного и даже политического развития этой страны». Газета «Советская Россия» и ее приложения, в том числе «Отечественные записки», разоблачают «ложь и фантазии» власть имущих, пытающихся держать народ в повиновении и политической темноте. Но когда-нибудь это прервется. Русские и нерусские лгуны потерпят крах, как уже было под воздействием Великой Октябрьской социалистической революции. И Россия снова станет Советской Россией, газета «Советская Россия» перестанет быть оппозиционной, что будет отмечено и в «Отечественных записках», а сами они – и газета и приложение – начнут новую и свободную жизнь, развивая и приумножая традиции русской и нынешней советской журналистики. 

Петербург–Ленинград 

Другие материалы номера