ОСТАВАЙТЕСЬ ЛЮДЬМИ!

И ничего плохого в этом нет, поскольку политика и есть если не вся жизнь, то очень большая ее часть. С искусством тоже самое. На мой взгляд, если искусство не ставит своей целью изменение людей и мира к лучшему, то это не искусство, а просто ремесло. 
Перед концертом Роджера Уотерса 31 августа в «Олимпийском» мы шутили, что ждем начала политинформации. Оказалось, что это совсем не шутка. Это были три часа непрерывной, самой жесткой и самой злободневной политики. Да еще какой! Не зря либеральная пресса откровенно злобствует в описании этого просто выдающегося, фантастического, сногсшибательного шоу! 
Напомню, что Роджер Уотерс –основатель, певец и автор большинства песен английской группы «Пинк Флойд», одной из самых влиятельных, известных и успешных в мировой истории рок-музыки. На сегодняшний день продано более 300 миллионов копий их альбомов, не считая сольных работ музыкантов. «Пинк Флойд» сумели совместить невероятный коммерческий успех с острополитическими песнями и радикально новыми идеями в творчестве. Альбом группы «Обратная сторона Луны» является вторым за всю историю мировой музыки по количеству проданных копий – более 50 миллионов. По общему числу проданных пластинок «Пинк Флойд» находится на третьем месте после «Битлз» и Элвиса Пресли. К сожалению, с 1983 года «Пинк Флойд» как группа прекратила свое существование, но музыканты продолжили активную деятельность. Википедия пишет: «Роджер Уотерс родился 6 сентября 1943 года, был вторым сыном в семье. Отец, Эрик Флэтчер Уотерс (1913–1944), и мать, Мэри (1914–2009), школьные учителя по профессии, были коммунистами (в дальнейшем сам Уотерс стал активистом движения за ядерное разоружение и на всю жизнь сохранил левые взгляды) и христианами. 
От себя добавлю – да, Роджеру Уотерсу 6 сентября исполняется 75 лет, и нынешние рок-музыканты – это ученики его учеников и подражатели его подражателей. Мы выросли на его музыке, по его текстам я учил английский язык, и мои взгляды были во многом сформированы под влиянием творчества «Пинк Флойд» и Уотерса. 
Но было бы большой ошибкой считать, что к нам приехал какой-то передвижной музей. Шоу Us and Them («Нас и их») – совершенно новое, технически суперсовременное и абсолютно злободневное. Причем практически невозможно различить по степени злободневности и актуальности песни с нового альбома Уотерса Is this the life we really want? («Это та жизнь, которую мы хотим?») и песни с альбомов «Пинк Флойд» «Обратная сторона Луны», «Животные» или «Стена» – 1973, 1977 и 1980 годов соответственно. 
Какого рода будет политическая составляющая, было ясно уже накануне – Уотерс человек абсолютно левых взглядов плюс отчаянный защитник палестинцев, инициатор бойкота музыкантами Израиля в знак протеста против оккупации Палестины. А накануне он дал ряд интервью в СМИ, где раздал всем сестрам по серьгам: Крым – ваш (в смысле – наш, российский), Севастополь – русский город, «Белые каски» – фейк, госпереворот на Украине устроили американцы, Асада хотят свергнуть американские нефтяные компании, только люди без мозгов верят в то, что Скрипалей отравили русские, воевать с русскими могут только безумцы, поскольку русские отдали 20 миллионов жизней, чтобы спаси мир от фашизма – и все в том же духе. Еще не успев даже дать концерт в Москве, Уотерс попал в базу данных одиозного украинского сайта «Миротворец». Правда, сам он, думаю, и не подозревает о его существовании. 

***

Разумеется, зал «Олимпийского» был забит до отказа. Возраст и социальное положение были самые разные – от явных ровесников Уотерса до подростков. Очень интересно было наблюдать за реакцией людей – многие пришли слушать музыку «без политики», а тут такое. В политическом плане наши люди очень зажаты, поскольку, на мой взгляд, никакая политика и вообще никакая форма самоорганизации людей, кроме официальной, у нас категорически не приветствуется, и за активную позицию вполне можно как минимум вылететь с работы. Перефразируя известное выражение, в нас закачивают раба – когда по капле, а когда и большими порциями. 
Думаю, Уотерс это понимал, поскольку начал концерт не с новых песен, как это делают другие группы, а с самых убойных, любимых народом хитов. Опять же, все они про политику, и ничего кроме политики. Лозунг всего концерта был в одном слове – Resist! («Сопротивляйся!»). В первой половине концерта изображение транслировалось на один большой экран за музыкантами. К слову, звук был просто замечательный. В «Олимпийском», построенном к Олимпиаде-80, вообще всегда хороший звук, но отличное качество звука всегда было фирменным знаком «Пинк Флойд». С технической точки зрения концерт бы выше всяческих похвал. Думаю, это был самый выдающийся концерт, на котором мне довелось побывать, а был я много где. Когда закончилась первая часть и объявили перерыв на 20 минут, началась самая настоящая, без кавычек, политинформация. На экране зажглась надпись «Сопротивляйся!» – на английском, разумеется, хотя часть зала понимала и все рассказывала другим, так что все всё поняли. И дальше – «Сопротивляйся чему и кому?» 
«Сопротивляйся Марку Цукербергу! (разработчик и основатель социальной сети «Фейсбук». – Д.А.) Этот парень, когда был студентом, разработал приложение для общения с девушками, а сейчас, 10 лет спустя, он мультимиллиардер и с двумя такими же парнями из «Гугл» (крупнейшая в мире поисковая система. – Д.А.) пытается организовать цензуру в интернете, пытается уничтожить все сайты, которые не соответствуют их потребительской точке зрения». 
«Вы можете быть братьями на нашей стороне или быть на стороне «большого брата» (система тотального контроля в книге Оруэлла «1984». – Д.А.), но вы не можете быть на обоих». 
«Любая дискриминация по религиозному или этническому признаку отвратительна». 
«Сопротивляйтесь израильскому антисемитизму! Да, Израиль дискриминирует палестинцев по религиозному и этническому признаку». 
«Сопротивляйтесь Никки Хейли, представителю США в ООН. Все, что ей нужно, – это маска Дарта Вейдера (злой персонаж из «Звездных войн». – Д.А.), и она будет идеальным послом Империи Зла». 
«Сопротивляйтесь неофашизму». 
«Сопротивляйтесь порочному союзу государства и церкви». 
«Сопротивляйтесь альянсу с тиранами, такими как Мухаммед ибн Салман Аль Сауд (наследный принц Саудовской Аравии. – Д.А.)». 
«Не грозите оружием Ирану. Не грозите оружием России. Не грозите оружием никому, кто не нападает на вас». 
«Сопротивляйтесь военно-промышленному комплексу. Сопротивляйтесь тем, кто делает бизнес на войне». 
«Сопротивляйтесь глобальной олигархии. Сопротивляйтесь клептократии (власти воров. – Д.А.)». 
«Сопротивляйтесь милитаризации полиции. Поддерживайте протест. Протест – это иммунная система цивилизации. Несущие плакаты – это лейкоциты общества. Раковые клетки одеваются в черное, они надевают бронежилеты, берут ружья и нацеливают на вас. Это симптомы больного общества». 
«Сопротивляйся загрязнению океана. У кита, выбросившегося на берег, в легких было найдено 20 фунтов пластика. Земля – хрупкая планета. Это наш дом. Мы можем сохранить ее для наших детей или разрушить ее – вот выбор! Сопротивляйся загрязнению окружающей среды». 
«Сопротивляйся тем, кто одобряет пытки. Джина Хаспел (директор ЦРУ, бывший директор пыточных тюрем, лично участвовала в пытках. – Д.А.) должна сидеть в тюрьме, а не руководить ЦРУ!» 
«Сопротивляйся военным преступлениям! 21-летняя Разаль аль-Наджар, медсестра, была застрелена, когда помогала раненым в Секторе Газа». 
«Сопротивляйся современному рабству и торговле людьми!» 
«Сопротивляйся попыткам заставить замолчать Джулиана Ассанджа. Джулиан – это колокол правды, который делает нас свободными! Он прав! Дайте ему свободу и возможность быть хорошим журналистом». 
«Сопротивляйтесь идее, что все животные равны, но некоторые ровнее других (цитата из «Зверофермы» Оруэлла). Например, свиньи или собаки». 

***

Здесь начинается вторая часть концерта – она уже принципиально другая, еще более политизированная. Под вой сирен в зал спускаются два огромных экрана, на который транслируется видеоряд к песням. Следующие две песни из альбома 1977 года «Животные» – «Собаки» и «Свиньи». Альбом был записан под влиянием книги Оруэлла «Звероферма». Все животные делились на тех, кто правил, – свиней, тех, кто их охранял, – собак, и народ – овец. Песня «Собаки» была посвящена пыткам и разного рода полицейскому насилию. Песня «Свиньи» была почти полностью посвящена Трампу, которого, не стесняясь, называли свиньей (даже по-русски написали «Трамп – свинья», чтоб уж точно все поняли), хотя досталось почти всем руководителям основных государств, включая президента Путина. Справедливости ради ему досталось меньше всех. В середине песни Уотерс надел маску свиньи и поднял плакат: «Миром правят свиньи! Долой свиней!» Может быть, по нашим меркам, это было даже слишком круто, но для западной классовой борьбы это вполне привычный язык. По залу запустили огромную надувную свинью, на которой по-английски и по-русски было написано: «Оставайтесь людьми!» Наверное, это было самое главное, что хотел сказать Уотерс. В нынешние времена глобального расчеловечивания, в современном злом мире, остаться человеком уже непросто и означает почти наверняка оказаться в оппозиции. Потому что любой, имеющий душу и ум в нынешнем мире, на мой взгляд, может быть только левым. 
Надо сказать, что к этому времени зал уже просто неистовствовал. Любая скованность исчезла. Люди полностью прониклись политикой. Мы были уже не зрителями, а полноценными участниками. В целом ряде СМИ написали: «Такой реакции «Олимпийский» не знал давно!» Я полностью согласен. Такого приема, такой овации я не видел никогда. Весь зал встал и скандировал: «Спасибо! Спасибо!» Это было уже почти в конце концерта. «Нет! Спасибо вам!» – крикнул Уотерс, надел палестинский платок и обратился к залу с речью о равных правах. Один момент я воспроизведу: «Возможно, я буду распят за эти слова, но у всех есть их фундаментальные права! И это в полной мере относится к вашим братьям и сестрам в Крыму! Ни у кого нет права игнорировать их! А я предпочту подвергаться критике, но быть любимым вами!» 
Люди в зале просто внимали этим словам! В общем, к концу речи Уотерс, который до этого держался за сердце, стал откровенно вытирать слезы, и я заметил, что многие вокруг нас на трибунах, особенно девушки, стали делать тоже самое. Кто-то скажет, что это спектакль, но это было невероятно искренне, проникновенно и трогательно. После этого была еще песня, на мой взгляд, самая лучшая у «Пинк Флойд» вообще – Comfortably Numb – и трехчасовой концерт-митинг завершился. Это было просто невероятно. В либеральной прессе писали, что во время речи кто-то начал уходить. Нет! Мы всё видели – никто и думать не мог об уходе! 
На мой взгляд, это и было настоящее искусство. Уотерсу есть что сказать людям – во всех смыслах. Такие люди, как он, делают мир лучше. И вот еще о чем подумал я – его выступления очень смелые, но они смелые еще и потому, что он далеко не один такой, а представляет большую группу людей. Вспомните, куда пошел Джонни Депп, думаю, самый любимый в мире актер на сегодняшний день, когда летом приезжал в Москву? Он пошел в Мавзолей Ленина и в Музей-квартиру Маяковского, где в гостевой книге написал: «Я был сражен гостеприимностью и близостью к гению Маяковского». Про очередь иностранцев в Мавзолей Ленина во время чемпионата мира по футболу, наверное, тоже слышали все. А мы эту очередь видели. 
Я это к тому, что в мире мы совсем не одни. И у многих, многих, многих людей сохранилась человеческая душа и доброе сердце, несмотря ни на что, очень многие остались людьми. А значит, победа будет за нами! 

г. Электросталь, 
Московская обл.

Другие материалы номера