Что в паузе между преступлением и наказанием

Более десяти лет назад законодатель выделил следствие из прокурорского надзора, из прокурорского ведомства, образовав Следственный комитет. И одновременно закон резко ограничил полномочия прокуроров в сфере надзора за предварительным следствием.
Сегодня, в условиях сужения надзорных полномочий прокурора и рассмотрения судами 70 процентов дел в особом упрощенном порядке, проходит деградация следствия.
Ежегодно прокурорами выявляется свыше 1 миллиона фактов неисполнения требований закона следователями МВД, Следственного комитета и ФСБ.   
Анализ статистических показателей свидетельствует, что большинство нарушений закона приходится на следственные органы МВД –52 процента, далее следует дознание МВД – 40 процентов, за ними следователи Следственного комитета Российской Федерации – 7 процентов и менее 1 процента приходится на органы расследования МЧС, ФСБ, ФТС, ФССП.
Тем не менее наиболее остро проблема предварительного расследования проявляется в деятельности Следственного комитета. Негативные процессы происходят здесь, несмотря на существенное увеличение в этом ведомстве штатной численности подразделений, которые контролируют и обеспечивают деятельность следователей. Штат Следственного комитета России за 10 лет вырос аж на 42 процента при практически не изменившемся числе следователей, поэтому проходящий там на сегодня процесс сокращения управленческого аппарата совершенно оправдан.
Вместе с тем количество принятых к производству уголовных дел в этом ведомстве за 10 лет сократилось на 20 процентов, а направленных в суд – на 50 процентов. Отмеченные процессы происходили на фоне значительного расширения подследственности Следственного комитета России в результате передачи от других органов расследования и введения в Уголовный кодекс новых статей, всего подследственность возросла на 52 состава. 
При существенном снижении нагрузки в этот период почти в 2,5 раза выросло количество дел, возвращенных прокурорами для производства дополнительного расследования, в 2 раза возрос удельный вес дел, прекращенных производством, а также расследованных в срок свыше установленного УПК.
Ежегодно увеличивается количество установленных прокурорами нарушений законов в деятельности следователей Следственного комитета. С 2011 по 2017 год увеличилось почти в 2 раза число подозреваемых, обвиняемых, подсудимых, получивших право на реабилитацию по делам Следственного комитета.
Крайне острой остается проблема укрытия преступлений от учета. Это явление распространено во всех органах предварительного следствия и дознания. В этих органах по инициативе прокуроров в 2017 году поставлено на учет 148 тысяч преступлений ранее известных, но по различным причинам не зарегистрированных, среди них 16 тысяч тяжких и свыше 3 тысяч особо тяжких деяний.
Процветает беззаконие при решении вопросов о прекращении и приостановлении производства по уголовным делам. Общее количество дел органов следствия и дознания, где такие решения были отменены прокурорами, в 2017 году составило 470 тысяч. 
Особого внимания заслуживает сложившаяся практика избрания мер пресечения, связанных с лишением свободы. Согласно статистике в пошлом году суды отклонили свыше 13 тысяч ходатайств органов расследования по применению меры пресечения в виде заключения под стражу. Однако и в числе удовлетворенных ходатайств немало необоснованных. Так, депутат Законодательного собрания Ульяновской области член фракции КПРФ предприниматель Шайдуллин по постановлению следователя управления следственного комитета по Московской области свыше трех месяцев находится под стражей. Вмененное ему деяние квалифицировано по статье 159, он совершил его при строительстве многоквартирного жилого дома, то есть в связи с его предпринимательской деятельностью, а статья 108 УПК гласит, что заключение под стражу не может применяться к лицам, обвиняемым по этой статье, если преступление совершено в сфере предпринимательства.
Он имеет постоянное место жительства, от органов расследования не скрывался, Шайдуллин задержан в публичном месте, в помещении арбитражного суда, где он представлял интересы своей компании, разрешая тот самый спор, который расследует следователь.
Предприниматель обвиняется в том, что он якобы присвоил деньги дольщиков, однако, как видно из материалов дела, дом построен, его первая секция принята, все допрошенные по делу потерпевшие указывают, что квартиру они получили и проживают в ней, некоторые зарегистрировали право собственности, части граждан, значившихся потерпевшими, возвращены деньги.
Особенно часто безосновательно за согласием на арест обращаются следователи МВД. В ряде мест руководители следственных отделов требуют от следователей возбуждать ходатайство даже в тех случаях, где видно, что суд и прокурор это ходатайство не поддержат. Отказ суда в таких случаях, как ни странно, поднимает престиж следователя, который выглядит принципиальным правоохранителем, в отличие от прокурора и судьи.
Органы расследования остаются зависимыми от политических установок и местных властей. Особенно заметно это бывает в случаях разрешения сообщений о нарушениях избирательного законодательства. Проверки этих сообщений проводятся месяцами, превращаясь в суррогат следствия, и дела по их результатам возбуждаются крайне редко. Так анализ материалов Центральной избирательной комиссии по результатам второго тура выборов губернатора Приморского края, а также материалов, полученных бригадой, свидетельствует о том, что в ряде районов и городов края власти воспрепятствовали нормальной работе избирательных комиссий, а также учинили фальсификацию избирательных документов и итогов голосования.
В действиях этих лиц усматриваются признаки преступлений, предусмотренных статьями 141, 142, 1421 УК РФ. Об этих нарушениях сообщали буквально все российские средства массовой информации, однако уголовные дела по сообщениям возбуждены не были и даже проверки начались только после поступления заявлений от членов избирательных комиссий, наблюдателей и других активистов КПРФ.
Политизация предварительного следствия явно проявилась в деле депутата фракции КПРФ шестого созыва Бессонова. Без малого семь лет уголовного процесса 12 сентября 2018 года завершились обвинительным приговором, с которым невозможно согласиться.
Я не говорю о том, что вмененные Бессонову факты нанесения удара полицейским, во время массовой акции, не доказаны. Об этом достаточно сказано было в печати и с этой трибуны.
Самое главное то, что у полиции не было никаких оснований для пресечения встречи депутатов с гражданами, которые собрались и не нарушали общественного порядка, не создавали ни для кого помех и препятствий, а само мероприятие, в момент нападения полиции на людей, уже завершалось.
Полицейского, действовавшего неправомерно, статья 318 Уголовного кодекса, по которой квалифицированы действия Бессонова, не может защищать. Убежден, что этот довод, который проигнорировали следователи и суд, будет главным в решении вопроса о признании приговора незаконным в Европейском суде по правам человека, там Бессонов наверняка выиграет свой иск.
На сегодня, по мнению фракции, главный способ решения проблем предварительного расследования в России – это совершенствование институтов контроля за следствием.
Во-первых, следовало бы перестроить судебный контроль, который на сегодня ориентирован лишь на форму: все бумаги есть, значит, даем санкцию на арест, и не оценивает суд наличие доказательств виновности лица.
Во-вторых, необходимо значительно усилить прокурорский надзор, вернув прокурору часть полномочий, изъятых у него в 2007 году. Соответствующий законопроект фракция КПРФ внесла в Госдуму на прошлой неделе.
В-третьих – это обеспечение парламентского контроля за предварительным расследованием. Да, закон гласит, что вмешательство депутата в оперативно-розыскную, уголовно-процессуальную деятельность не допускается. Руководствуясь этим положением, многие депутаты Госдумы самоустранились от работы с жалобами граждан в этой сфере. Убежден, что депутат вправе реагировать на случаи, когда следователи многократно выносят постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, прекращении, приостановлении производства, которые затем признаются незаконными, необоснованными и отменяются, вправе реагировать на расследования, длящиеся годами, на факты безнаказанности следователей, которые привлекли заведомо невиновных к уголовной ответственности, либо незаконно освободили от уголовного воздействия.
Уважаемые коллеги, решение этих вопросов улучшит законность и правопорядок в стране, снизит тотальное недовольство граждан правосудием и государственного аппарата в целом. 

Другие материалы номера