НЕУДАЧНО СОВПАЛО!

В ней чего-то не заладилось, но утративший нерв и часть квалификации журналист решил второй раз войти в реку. Странно! Он ведь был профессионалом-информационщиком. Неужели он не понимает, что дебютировать по отработанному, обсужденному, навязшему в зубах – заведомо проигрышно и просто скучно. Вот анонсы, от которых сразу скулы свело:
– Украина готовится к расколу;
– Отравление Скрипаля;
– Культ наличности (жалкий каламбур!) – долларизация экономики. 
И всё? Зачем он тогда вылез сам и собрал в студии надоевших персонажей ВСЕХ других программ от Владимира Жириновского до Янины Соколовской. Ну что они нового скажут? – пусть хоть в воскресенье отдохнут от штампов и пропагандистских банальностей, произнесенных на неделе в других треп-шоу. Совершенно неуместным в подводке Толстого прозвучал такой перл: «Мы обсудим то, о чем люди думают, говорят и спорят». Ну, и дал бы задание редакторам: заглянуть элементарно в интернет, в результаты социсследований и понять, что же людей реально волнует. 
Например, Левада-центр провел опрос и подытожил, что рост цен тревожит 63% россиян. На втором месте оказалась бедность – 47% и увеличение безработицы – 40%. Доля людей, считающих кризис в экономике наиболее острым вопросом, составила 35%. Эта проблема опустилась на пятое место по сравнению с прошлым исследованием, пропустив вперед коррупцию, – 38% респондентов беспокоит эта проблема. В диапазоне от 10% до 26% оказались следующие проблемы: недоступность многих видов медицинского обслуживания, расширение объемов платного образования, произвол чиновников. Вот реальный спектр тревог! Меньше всего россиян волнует рост заболеваемости СПИДом (9%), грубость полицейских (7%) и ограничение гражданских прав, свободы слова и печати (5%). Ясно? 
Ведь ведущий – депутат, по идее он должен встречаться со своими избирателями в Люблино, знать, что их волнует, – от растущих тарифов ЖКХ до отвратительной экологии из-за соседства Капотни и крупнейшей ТЭЦ-22. Это болевые точки для всей России тоже. Еще людей волнуют морально-нравственные провалы и культурно-информационная политика не в Великобритании, а в самой России. В субботу с темой Украины достал канал ТВЦ – как сорвались: и программа «Право знать», и повторенный выпуск «Право голоса» были посвящены только украинскому маразму, до каких-то немыслимых подробностей Г. Юсина из «Коммерсанта»: кто там от кого откололся и новую партию создал? Он ездит в командировки на Украину, ведет корыстно свою игру, а нам это зачем?! Хамоватые гости из Украины кричали: «Вы сами виноваты, россияне должны понять!» На что Балаян сорвался: «Да россияне давно махнули рукой на вашу Украину». А зачем тогда до хрипоты навязываете? – просто бред какой-то. И Толстой пошел по той же раздолбанной колее. 
Честно говоря, думал, что он, вернувшись на экран с властных высот, наберется храбрости и хоть толику мудрости прадеда усвоит, ну, хотя бы перечитает последний роман гения – «Воскресение». Лев Николаевич ведь так высказался о сверхзадаче: «Писать можно только тогда, когда имеешь что сказать доброго или нового, и когда это действительно нужно для блага людей, для всех миллионов трудящегося народа». Прямо по-ленински как-то звучит… Но оказывается, праправнук даже и не подумал перенести это на телевизионную журналистику, ухватился за самое истоптанное, но отвлекающее от реальных проблем. 
«Почаще ездите третьим классом», – советовал Чехов начинающим писателям. 
Конечно, Петр Толстой считает себя большим деятелем и асом пропаганды, но как публицист (и это чувствуется по подводкам – он, как начинающий, слабоватый). 
А ведь не только главный герой романа Нехлюдов, встретившись по пути в Сибирь в вагоне третьего класса с рабочим людом, почувствовал себя «со всех сторон окруженным новыми людьми с их серьезными интересами, радостями и страданиями настоящей трудовой и человеческой жизни». Не только «он испытывал чувство радости путешественника, открывшего новый, неизвестный и прекрасный мир» – это же с не меньшей радостью испытал сам автор романа. Десять лет работал, параллельно создал множество публицистических произведений, трактатов о морали и искусстве, все его позднее творчество проникнуто убеждением, что жизнь общества «в старых формах» продолжаться не может, что неостановимо приближается время «развязки», что «существующий строй подлежит разрушению». По-моему, через век эти мысли и убеждения злободневны, как никогда! Но потомок не желает проникнуться ими или хотя бы осмыслить путь к воскресению. 
Остроумная картинка попалась в сети. Она очно передает чувство позора, которое охватывает, когда смотришь Первый канал непотопляемого Эрнста. Как самовлюбленно говорил этот богач-продюсер на юбилее Телешколы МГУ! Но по какому праву? Сезон – 2016/2017 для «Первого» стал катастрофой – канал опустился на второе место до 12,8% зрителей. Канал «Россия 1» поднял свою долю до 14%. «Первый канал» свои программы якобы адресует зрителям 14–59 лет, но в этой целевой аудитории вещатель также зафиксировал снижение среднесуточной доли: 10,8% в 2017-м против 11,8% в 2016-м. Вы понимаете? Люди в активном возрасте, составляющие производительные и интеллектуальные силы страны или ее будущее, просто не смотрят «Первый» – больше всего глазеют пенсионеры, домохозяйки. Ну и те, кому недоступны другие федеральные каналы.
В тяжелое для нашего правительства и Думы время спасать ситуацию приходится «героям-пропагандистам». Одним из таких именитых «спасателей» и стал Петр Толстой, который теперь намерен наплевать на избирателей ради выступлений на ТВ. Вы понимаете, что такое готовить аналитическую программу? – прочь депутатские командировки, встречи с народом! Два года назад он ушел с «Первого» после избрания депутатом Госдумы. Говорил, что работы теперь у него станет больше, не сможет, мол, совмещать. Так что же: сейчас забот у Толстого в Думе стало меньше, коль он возвращается? Или тылы готовит заранее – рейтинг «ЕР» упал до 30%. Он даже не попытался сделать аналитическую программу, вылез на отработанных темах, не обсудил те болезненные новшества, за которые он сам и голосовал. 
Не «Толстой. Воскресение», а – «Толстой. Власть тьмы».

Другие материалы номера