«Оценивать происходящее с позиций миллиардов наших избирателей»

В программе мероприятий значились два крупных события: Парламентский форум и Саммит спикеров парламентов, приуроченные к предстоящему саммиту лидеров стран «Группы двадцати» (G-20), который пройдет там же в конце ноября. 
На полях форума и саммита Иван Мельников провел ряд двухсторонних встреч, в том числе с председателем Великого национального собрания Турции Бинали Йылдырымом, председателем Палаты депутатов Аргентины Эмилио Монзо, спикером нижней палаты парламента Индии госпожой Сумитрой Махаджан, вице-председателем Всекитайского собрания народных представителей Хао Мингжином, председателем Межпарламентского союза Габриэлой Баррон. Все эти встречи прошли в атмосфере взаимопонимания и были посвящены конкретным вопросам дальнейшего сотрудничества. 
31 октября Иван Мельников принял участие в дискуссии в рамках Парламентского форума, обозначив позицию по вопросу «Ответ на вызовы меняющегося мира». А 2 ноября выступил на тему «Роль парламента в структуре «Группы двадцати» в ходе ключевого события – Саммита спикеров парламентов. Предлагаем вашему вниманию текст выступления.

Уважаемый председатель! Уважаемые коллеги!
Делегация Государственной думы России принимает участие в Саммите «парламентской двадцатки» впервые. Благодарны Межпарламентскому союзу и нашим аргентинским коллегам за приглашение, за хорошую организацию всех мероприятий. 
Мы высоко ценим этот формат. Относимся с большим интересом к его потенциалу. Готовы наравне с другими участниками вносить свой вклад в работу. 
Это особенно важно в условиях, когда обсуждение ключевых вопросов фактически уже переместилось с уровня так называемой «большой семерки» на уровень «двадцатки». 
И мы это только приветствуем. Давно очевидно, что глобальные проблемы сегодня невозможно решать без участия Китая и Индии. Без учета позиции представителей Латинской Америки, Ближнего Востока, растущих экономик Азии. 
Российская Федерация остается открытой к любым совместным действиям во благо мира, справедливого и устойчивого развития на планете. Вы знаете, что было приостановлено участие России в «семерке». Сегодня остро стоит вопрос о продолжении нашего членства в Совете Европы. Все это стало следствием чрезмерной политизации этих международных институтов. Мы хорошо видим в последние годы, что такая политизация не приближает мир к решению общих задач, а только отдаляет. Расшатывание делового сотрудничества сначала вызывает региональную турбулентность, а затем и глобальную.
В этом плане обоснованной является наша надежда, что подобная тенденция обойдет стороной эту площадку. Сама природа появления «двадцатки» глав государств – это ответ на стрессовые вызовы. Толчком к ее образованию стал экономический кризис 1998 года. Через десять лет двадцатка внесла решающий вклад в борьбу с кризисом 2007–2008 годов. 
В то время парламентского измерения не было вовсе. Потом появилось. Но собрания спикеров парламентов в период с 2010 по 2013 год проходили во времена относительного спокойствия в мировой политике и экономике.  
«Парламентская двадцатка» не собиралась уже пять лет, и, думаю, все согласятся, что за это непродолжительное время мир очень сильно изменился. Скандалы, угрозы, шантаж, изоляции, блокады, провокации накапливаются как снежный ком, ежедневно сотрясают отношения государств. Подрывают веками сложившиеся каноны дипломатии, авторитет международных институтов, основы международного права. Как следствие, объективные негативные тенденции в мировой экономике получают огромный импульс от необязательных, никому не нужных рукотворных действий, которые приносят ущерб абсолютно всем.  
В этих условиях «двадцатка» снова призвана ответить на кризис, изменить вектор развития событий с разрушительного для всех на созидательный. В этом заинтересованы народы мира. Парламентская дипломатия опирается на их прямой мандат. А потому «парламентская двадцатка», саммиты спикеров, наш нынешний саммит имеют возможности оценивать происходящее с уникального угла зрения. Не только с государственной точки зрения, как это предписано главам исполнительной власти и министрам иностранных дел. Но и с позиции рядовых граждан наших стран, настроений миллиардов наших избирателей, общественного мнения. 
Именно в этом особая роль парламента в архитектуре «Группы 20-ти». Можно даже сказать, это ее фундамент, тогда как встреча глав – вершина принятия решений.   
Как представитель Государственной думы России могу вас проинформировать: по вопросам международного сотрудничества и взаимодействия, внешнеполитической повестки – среди избирателей разных партий России есть консенсус. В его основе лежит ряд принципов. 
Первое. Российское общество выступает за мирное решение всех вопросов. Страна, которая потеряла десятки миллионов своих граждан, защищаясь от вторжений, освобождая другие народы, знает цену войне и миру. Память об этом передается из поколения в поколение. Со школы наши дети воспитываются таким образом, чтобы всегда быть готовыми защитить страну. Но не приемлют агрессоров. Поэтому российский народ, как и официальная Москва, крайне негативно относится к любым силовым вмешательствам во внутренние дела других государств. Будь это бомбардировки Белграда или разрушение процветавших Ирака, Ливии и Сирии. Поэтому народ с тревогой слушает такие новости, как возможный пересмотр соглашений о ракетах малой и средней дальности. 
Второе. Российское общество не поддерживает желание того или иного государства доминировать на политической и экономической арене. Навязывать свои ценности. Диктовать свои правила, подстраивая под себя весь остальной разнообразный мир. Это объяснимо. Сама Россия – многонациональное федеративное государство, в котором проживает почти 200 народов. Разные языки, разные традиции, разные религии. При этом: единое общество, права и возможности, культурное пространство. В том числе через эту призму нужно рассматривать призывы России к уважению самобытности и интересов народов всего мира. 
Третье. Российское общество против изоляционизма. Защищая свой образ жизни, традиции, наш народ одновременно открыт миру. Выросло и новое поколение, уже не представляющее жизнь без глобальной экономики, торговли, общения, профессионального сотрудничества. Ни разу наша страна не предлагала в отношении кого-либо каких-то санкций, это всегда был неизбежный ответ.  
Четвертое. Для российского общества вопросы нашей с вами повестки – будущее труда, борьба с коррупцией, гендерное равенство – не менее актуальны, чем для других народов. Россия – одно из первых государств мира, где женщины получили равные права с мужчинами. Готовы делиться опытом правового обеспечения в этом вопросе. Работать над общими подходами для ответа на вызовы, связанные с развитием цифровых технологий, с новой волной автоматизации рабочих мест. Изменения на рынке труда не должны привести к социальным катастрофам. Каждая страна решает эти проблемы самостоятельно. Но при этом для всех нас очевидно простое правило: чем эффективнее и мощнее торгово-экономические связи между странами двадцатки, тем благополучнее жизнь граждан каждой из наших стран. Тем легче решать эти вопросы. И наоборот: чем конфликтнее атмосфера, тем больше рисков для каждого конкретного человека.  
Пятое. Российское общество ценит ответственность за сказанные слова, последовательность, логику. Этими критериями оно оценивает политиков внутри России. Так оно смотрит на лидеров других стран. Сегодня мы, к сожалению, видим явную тенденцию, когда публичная дипломатия зачастую приобретает почерк желтой прессы. Этот почерк подхватывается новостями, тиражируется на миллионы. 
Какой-нибудь деятель бросает звонкий тезис, который, как граната, летит в масс-медиа и разрушает все подряд. Или совершает неожиданный разворот в подходах своей страны. Или грозит решением, основанным на бездоказательных обвинениях, а последствия этого решения непредсказуемы для всей мировой экономики. Все это искусственно создает дефицит доверия.  
Уважаемые коллеги, вы можете быть уверены, что Государственная дума поддержит любые решения, направленные на диалог, на готовность учитывать интересы друг друга, на предсказуемость в международных отношениях. 
Роль парламентской «двадцатки» как многостороннего института – быть проводником этой линии в контексте ответственных встреч глав наших государств. Уверены, это магистральный путь для решения задач международного экономического сотрудничества. Для урегулирования глобальных проблем, которые стоят на повестке дня.  
Благодарю за внимание.

Другие материалы номера