– Одно из ключевых событий в истории нашей страны, которое кардинально изменило вектор социального, экономического и политического развития России, – Великая Октябрьская социалистическая революция, 101-ю годовщину которой мы недавно отметили. Мы тогда показали всему миру новые принципы в отношениях государства и граждан, основанные на стремлении к социальной справедливости. Сегодня, как и 100 лет назад, мы находимся на новом витке трансформации политической и экономической системы. В этой ситуации особое значение приобретает единство власти и граждан, умение слушать и слышать друг друга, понимание того, что каждый гражданин имеет ценность для страны и интересы всех жителей государства должны учитываться.
К сожалению, со стороны федеральных чиновников мы видим противоположные подходы. Они устанавливают правила для всей страны без учета мнения людей, без понимания разницы между регионами и центром, игнорируя ментальные особенности, уровень жизни населения провинции. Порой возникает ощущение, что федеральные чиновники уверены, что вся страна живет в Хамовниках, имеет дачи на Новой Риге, ходит с МасВоок под мышкой, со стаканчиком латте в одной руке, а в другой – с iPhone последней модели.
К чему приводят такие иллюзии, покажу на примерах.
Пример первый. Появились новые правила обращения с отходами. Но они явно разработаны для решения проблем в Москве, Московской области и городах-миллионниках и совершенно неприемлемы для регионов с большой территорией. В некоторых случаях доходит до абсурда. В Иркутской области есть поселок Ербогачён – административный центр муниципального района площадью со среднюю европейскую страну, с населением меньше 5 тысяч человек. Если руководствоваться правилами, установленными в Москве, мусор из Ербогачёна придется возить в город Братск, расположенный почти в 500 километрах по прямой. Единственный круглогодичный способ добраться до Ербогачёна и вернуться обратно – только авиация. Что же получается, региональный оператор будет вывозить мусор из поселка грузовыми бортами? Разумеется, нет. Столичные «правила» не годятся для сибирской глубинки. И не только в данном случае.
Возьмем тарифы на вывоз мусора. Высокие чиновники их кратно увеличили. Возможно, для кого-то это будет сюрпризом. Но для людей малонаселенных районов увеличение сделало платеж неподъемным. А ведь федеральные руководители говорили, что рост тарифов не должен превышать 4 процента. И что делать Ербогачёну, если учесть, что от села до ближайшего полигона можно только долететь самолетом?
Еще пример. Зарплата учителей.
Мог ли предугадать президент, подписывая в 2012 году майские указы, к каким уродливым перекосам приведет попытка чиновников реализовать их?
Сейчас в регионах зарплату педагогам догоняют до средней стимулирующими надбавками, введенными ради отчетности. Но при этом образовалась огромная разница между учителями малокомплектных школ и школ с полным составом учеников. Преподаватели в укомплектованных школах могут получать 30–50 тысяч рублей в месяц при средней зарплате 35 тысяч, а учителям малокомплектных школ платят не более 15–18. Таковы «правила»…
А чем руководствовались авторы подобных «правил»? Может, они не знают, что такое «малокомплектная школа» или забыли, что в России есть такие образовательные учреждения? Ведь авторы живут в Москве, их дети учатся в столице или за границей, а малокомплектные школы – не про них. Однако такие школы очень нужны жителям наших поселков и деревень. Нередко это маленькое старое деревянное здание с тремя классами и двадцатью школьниками, которых учат три преподавателя. И делают эти преподаватели точно такую же работу, что любой школьный учитель. Возможно, даже больше делают. С моей точки зрения, они совершают великий подвиг, растят наше будущее. Так почему эти труженики получают зарплату, которой едва хватает на еду?
Похожая ситуация и в здравоохранении. Повысили зарплату врачам в райцентрах, но только за счет двукратного увеличения трудовой нагрузки. Есть программа «Земский доктор», есть планы по строительству ФАПов в удаленных населенных пунктах. А найти фельдшера для поселка в 2–3 тысячи человек почти невозможно. Люди не хотят идти на ту нищенскую зарплату, которую им предлагают.
Похожая проблема с домами культуры, их строят по программам развития. Повысили зарплату клубным работникам, а про обслуживающий персонал забыли. Или не знали, что в сельских домах культуры есть такие должности, как кочегар или истопник? Сложно, наверное, знать о таких «мелочах», когда живешь в Москве и в глаза не видел ни печь, ни кочегарку и когда эти «мелочи» касаются узкой группы людей?
Вспомним недавно принятый закон о повышении пенсионного возраста. В изначальном варианте в нем вообще никак не дифференцировались регионы. Чиновники-реформаторы утверждали, что средняя продолжительность жизни в России уже достаточна, чтобы поднять возраст выхода на пенсию. Но оппозиция поставила вопрос ребром, доказав в итоге, что продолжительность жизни в стране разная, значительно зависит от условий проживания, пола, региона, уровня медицинского обслуживания. В Москве, возможно, средний возраст женщины дотягивает до 75–80 лет. В Тыве – другая картина. В этом субъекте мужчины в среднем не доживают и до 60 лет, так что в данном регионе нужно не повышать пенсионный возраст, а снижать. Но слишком захотелось сэкономить на пенсиях – и сэкономили, вопреки показателям глубинки.
Далек от народа обсуждаемый сейчас законопроект о налогообложении самозанятых. КПРФ доказывала, что это несвоевременная мера, что нельзя вводить налоги на граждан, когда их реальные доходы сокращаются уже четыре года подряд, когда перспективы роста экономики туманны, а государство объективно не исполняет своих обязанностей перед гражданами.
Остановлюсь на отношении к самозанятым, которые имеются в виду в этом законопроекте. Те самые чиновники, которые живут в другом относительно народа измерении, утверждают, что самозанятые зарабатывают по 70–80 тысяч рублей в месяц, поэтому вполне могут заплатить 3 тысячи налога.
Так ли на самом деле? Не исключаю, что в регионах, где проводится этот эксперимент, может, и есть такие заработки. Но в других регионах ситуация совсем иная. Там типичный самозанятый – это женщина в декрете, муж которой получает 30–40 тысяч рублей, и она вместе с декретными и доходами от пирожков имеет в лучшем случае 15 тысяч. Для нее 400–500 рублей налога – это серьезная сумма. Это, например, полностью собранный рюкзак для ребенка в школу. Чтобы это понимать, нужно знать, как живет большая часть россиян.
Могу приводить множество примеров, показывающих, как установленные на федеральном уровне «правила» совершенно не соответствуют ситуации на местах. Возникает вопрос: почему федеральные чиновники так относятся к людям, живущим в удаленных уголках нашей страны? Ответ лежит на поверхности: эти люди просто забыли, как живет народ, чью судьбу они решают.
Спросите, что делать? Предлагаю ввести принцип ротации для любого сотрудника федерального министерства и ведомства. Будет правильно, если чиновника каждые 3–4 года начнут переводить на работу в регионы и возвращать в зависимости от полученных результатов. Практика ротации хорошо показала себя в силовых ведомствах, позволяет не терять связь с реальностью, понимать ситуацию в регионах, более внимательно относиться к проблемам граждан.
Думаю, что есть и более глубокая ментальная проблема. Многие федеральные чиновники в принципе не очень понимают, зачем нужны люди, живущие в маленьких поселках на севере и востоке России. Им кажется, что эти граждане не приносят никакой прибыли экономике, содержание инфраструктуры там очень дорого, социалка обходится в крупные суммы, а полезная функция от проживания наших граждан в отдаленных уголках нашей страны чиновникам в Москве непонятна. Отсюда и «правила», которые далеки от специфики таких поселений, отсюда и хроническое их недофинансирование.
Меня удивляют радостные рапорты о том, что у нас на 2019 год заложен профицит в федеральном бюджете. Но ведь это деньги, которые не потрачены на ремонт и модернизацию инфраструктуры по всей стране. У нас есть поселки, где износ электросетей и коммуникаций составляет 70–80 процентов. Там все льется из труб прямо в землю, столбы линий электропередачи висят на проводах, потому что основания сгнили, а чиновники ликуют, что у нас бюджет профицитный, и дополнительные деньги замораживают на черный день. Но есть ли уверенность, что для большей части нашей страны этот черный день еще не наступил? Чтобы понять ущербность этой политики, нужно хорошо знать историю нашей страны, как она образовалась и как работала система расселения на протяжении всей нашей истории.
И при Российской империи, и при СССР мы удерживали свою территорию вот такими маленькими поселками, расселяясь по нашим пространствам, занимая опорные точки, удерживая их даже под угрозой внешнего вторжения. И здесь важны не только крупные города вроде Иркутска, Читы, Владивостока и Хабаровска, но и маленькие поселки вроде Ербогачёна. Если в них не будут жить наши граждане, то в условиях ползучей миграции и тесных экономических связей там очень скоро поселятся граждане других стран и будут выкачивать наши ресурсы, пользуясь нашей неспособностью их защитить.
Нам важен каждый житель самой маленькой деревеньки, потому что он стоит на важном для страны опорном пункте. Столетиями люди в этих поселках выполняли государственную задачу по удержанию территории. Подчас в тяжелых климатических условиях, в лишениях, без доступа к элементарным благам цивилизации. Но они оставались на посту. В те времена, когда государство понимало их миссию, оно поддерживало таких людей льготами, дополнительными выплатами, потому что они это заслужили.
Вот это хорошо было бы понять федеральным чиновникам и сегодня, осознать, что люди, живущие в дальних городах и поселках, совершают свой маленький подвиг ради страны, и государство обязано это учитывать. Условия для них должны быть как минимум не хуже, чем для столичных жителей, а как максимум – лучше, чтобы компенсировать им тяжелые условия жизни.